Боевое искусство страны Советов. Часть 2-я

Oct 11, 2010 11:42




В материале «Боевое искусство страны Советов. Часть 1-я» я останавливался на системах самозащиты в царской России, которые не были связаны с джиу-джитсу. Сейчас предлагаю взглянуть на дореволюционное джиу-джитсу, как на одну из важнейших основ для создания самбо.

«Самозащита. Бокс. Джиу джитсу! Эти три слова пробудили 20 лет тому назад колоссальный интерес не только среди специалистов спорта, но и среди широких масс всего мира. Американцы боксеры, двумя тремя ударами кулака расправляющиеся с толпой хулиганов, таинственные миниатюрные японцы, ломающие кости и вывихивающие члены европейским атлетам, стали злобой дня и дали богатый материал для произведений многочисленных романистов», - писал в своей книжке «Искусство рукопашного боя» Нил Ознобишин. Далее он утверждал: К сожалению, среди этой бессовестной и невежественной рекламы вряд ли найдется хотя один небольшой конспект, систематично и ясно излагающий принципы японской системы. Такое явление наблюдалось не только в России, но и других странах, как, например, Франции, Англии и Америке. Они тоже завалены подобным бессодержательным хламом с той разницей, что заграничные издания роскошнее изданы и снабжены великолепными фотографиями практически невозможных, фантастических приемов. Объясняется это рядом причин. Из них главнейшие следующие: во первых, книги эти написаны совершенно некомпетентными людьми (литераторами профессионалами) после небольшой беседы с каким либо преподавателем самозащиты; во вторых, хороших преподавателей джиу джитсу так мало, что их можно перечесть, буквально, по пальцам. Они большею частью работают не в самой Японии, а, прельстившись большими заработками, выступают в качестве бойцов демонстраторов в крупнейших центрах Европы и Америки. В третьих, преподаватели эти, вполне естественно, как профессионалы, не желают отдавать литературе всех секретов своего ремесла. В буржуазных странах японские профессора обычно преподают лишь обрывки своей системы, великолепно зная, что их богатые клиенты занимаются самозащитой главным образом для развлечения, и только некоторым любимым ученикам открывают они ценные секреты своего ремесла». О том как пионерах джиу-джитсу в России отзывался Анатолий Харлампиев, я уже писал.
Конечно, книги по джиу-джитсу того периода были творениями оригинальными. Например, переведенная с английского книжка, упомянутого японского профессора Кары Ашикаги начиналась словами: «Японская система физического развития известна под именем Жиу-Житсу. В точном переводе это означает благородное искусство заставить применить противника свои силы против самого же себя. Японцы - народ очень практичный и экономный. Они заботятся даже о том, чтобы силы противника не пропадали даром, и при возможности стараются их использовать с выгодой для себя». Если бы я не знал, что это речь профессора, то подумал, что написать такие слова мог только сатирик Михаил Задоронов.
В общем, критиковать такую литературу было за что. Но не отрицать. Ревность основоположников самбо к своим дореволюционным предшественникам объясняется вовсе не идеологическими причинами, как это сейчас часто пытаются представить. Причины - чисто субъективные. Одно дело назваться родоначальником, изобретателем, новатором самой совершенной боевой системы в мире, другое - быть всего лишь талантливым последователем. Однако, надо признать, что и Ознобишин, и Спиридонов были не начинателями, а продолжателями. В результате этого продолжения и родилось самбо. Кстати книжка В.А. Спиридонова, вышедшая в 1927 году называлось не самбо¸ а «Руководство самозащиты без оружия по системе Джиу-Джитцу».
Следует ли из этого, что в основе самбо лежало джиу-джитсу? И «да» и «нет!» Дело в том, что в джиу-джитсу не было ни одного приема, который бы в России не знали до прихода знаменитой японской системы. Вообще, во всех видах борьбы присутствуют примерно одни и те же технические элементы. Они отшлифовывались тысячелетиями и ничего абсолютного нового в этом смысле изобрести невозможно. Одна система единоборства от другой отличается принципиальными установками и методикой. Самбо перестало быть эрзац-джиу-джитсу когда для него была разработана собственная методика.
Надо сказать, что уязвимое место всякой боевой системы - трудность в изучении наиболее эффективных элементов. Например, тычковый удар пальцами в глаза, при определенных условиях, очень эффективен. Но травмоопасность делает его очень сложным в освоении, а потому малоприменимым.
Первым эту проблему попытался решить Дзигаро Кано. В результате его работы родилась система дзюдо. Нынешние молодые люди (даже увлекающиеся спортивным дзюдо) даже не догадываются, что изначально дзюдо было полноценной боевой системой. Впрочем, о дзюдо в первые годы советской власти - в другом посте.

Продолжение следует...

И верхняя и нижняя картинки из книги Кара Ашикаги "Жиу-Житсу".







история

Previous post Next post
Up