Легендарный атаман Бакланов

Mar 15, 2014 21:09

15 марта 1809 года родился легендарный Атаман Яков Бакланов.




В этот день родился легендарный казак, атаман Яков Бакланов.
Парадный мундир донского казака был подобен иконостасу из-за массы высших орденов России. Ордена святой Анны у него были все, от 4-й степени с надписью "За храбрость" - 3-й степени с бантом, 2-й степени даже два - до ордена св. Анны 1-й степени и, отдельно, Императорская корона к ордену св. Анны 1-й степени. Святого Владимира - 4-й степени с бантом, 3-й степени, 2-й степени с мечами над орденом. Св. Станислава 1-й степени, св. Георгия 4-й… Казаку станицы Гугнинской с почетным знаком за 20-летнюю безупречную службу дважды выражалось высочайшее - императорское - благоволение. Прибавим сюда еще золотую саблю за храбрость.
Сын казака, дослужившегося до звания полковника и дворянства, и казачки Устиньи Малаховой был, как это видно, из хорошей донской семьи и свою завел тоже хорошую, женившись на дочке станичного священника Серафиме Анисимовой. Только был Яков Петрович человеком войны, а не дома - как и положено казаку. Он ушел на службу урядником в 1824 году и закончил ее в 1867-м генерал-лейтенантом - пройдя сквозь десятки и десятки сражений, которые мы даже не проходим в школе.
Прежде всего это были схватки с Турцией, с которой Россия воевала поболе, чем с какой-либо другой страной. Если же считать и конфликты, за которыми Турция просто стояла, то количество войн на юге и юго-западе Российской империи можно смело удваивать-утраивать.
В рубках с турками в северо-западном углу Черного моря Бакланов с поразительной, но объяснимой огромной личной храбростью и мастерством быстротой стал из урядника - хорунжим. А две своих первых Анны, 4-й и 3-й степеней, получил так: в конце мая первый орден, в начале июля - второй, за покорение турецких городов Месемврии и Анхиало.

Однажды летом 1850 года, когда уже полковник Бакланов командовал 17-м Донским казачьим полком, на его имя пришла посылка, в которой был большой кусок черной ткани с изображением черепа и надписью по кругу: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь".
Впечатленный Бакланов велел закрепить полотнище на древке, превратив в ужас наводящий личный штандарт. Пожалуй, это был последний штрих к уже заслуженной славе казака, чей стиль хорошо передает история от 1836 года.



Тогда в рейде на закубанские аулы между реками Псефир, Лаба и Белая, раненый в голову, он 10 верст преследовал вчетверо превосходящий отряд горцев, выдерживая их бесконечные контратаки. Когда вышли патроны, он выбрал удачный момент - и его казаки ударили по врагу в пики, опрокинули его, преследовали еще 15 верст, истребив почти полностью.

Прокрасться ночью в чужих диких февральских горах с шестью сотнями казаков и пятью ротами пехоты при двух орудиях сквозь 25-тысячный армию Шамиля, получить ядро в голову - и остаться в строю при Карсе, взойти на пригорок для руководства войсками, будучи предупрежденным, что его ждет в засаде знаменитый горский стрелок Джанем, и после двух выстрелов горца всадить ему из штуцера пулю в лоб - вот стиль Якова Бакланова.

И конечно же, все слышали и знают про знаменитый "баклановский" удар шашкой, после которого человек был разрублен от плеча до луки седла. Этот удар стал нарицательным, ему долго учились с малолетства, но он давался не каждому. Кроме шашки, он невероятно ловко и мастерски управлялся с пикой - она в его руках превращалась в грозное оружие. Известен случай, когда горцы внезапно напали на казачий стан, и Атаман не мешкая, голым и в сапогах, с пикой в руках вскочил на коня и рванул в гущу врага. Ординарец успел только накинуть на него бурку. Зрелище было страшное: с озверевшим лицом, голый и в бурке, с пикой наперевес он врезался в гущу врага, повергая налево и направо горцев. Вращая ею над головой, он протыкал врагов, сбивал их с коней тупой стороной и оглушал ударами по голове. После победы, Бакланов невозмутимо слез с коня и подняв над головой окровавленную пику, спокойным голосом промолвил: "Вот, станишники, как надо с пикой управляться", как будто перед этим были учебные занятия.

Яков Петрович Бакланов в 1867 году вышел в отставку и после тяжелой и продолжительной болезни умер в чужом станичнику Санкт-Петербурге. Умер в бедности, в такой, что хоронили его на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря за счёт Донского казачьего войска.
Пять лет общество собирало деньги на памятник. Зато он получился хорош: на скалу наброшена бурка и папаха, из-под которой выдвинут чёрный "Баклановский значок".



В 1911 году прах Атамана был перенесен в Новочеркасск, где он был похоронен в усыпальнице Вознесенского Собора.

казаки, атаман Бакланов, казачьи атаманы, история России., казачество, атаманы, история, Дон

Previous post Next post
Up