Узбекистан. Нукус. Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого. май 2012. Часть 4

Feb 13, 2013 15:04

В Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге графика русских художников 20 века отсутствует в постоянной экспозиции как класс, в Музее им. И.В. Савицкого графику смотреть не менее интересно, чем живопись, ей отведены отдельные большие залы. Основной ряд художников - тот же, но, конечно, выглядит это все совершенно по-другому. Другой Соколов, другая Софронова, другой Курзин (!), Ечеистов, добавляется Чекрыгин, Жегин и т.д. Конечно, фотографировать через стекло - дело неблагодарное, но в этом отчете вообще все фотографии очень низкого качества, они только дают слабый намек и просто перечисляют невероятные богатства музея в пустыни... Некоторые, даже многие работы встречаются в альбомах по искусству 1920-х - 1930-х, мы конечно ждем новую версию сайта Музея с подробным описанием и фотографиями экспонатов постоянной экспозиции и всего того, что находится в запасниках. По словам работников Музея на стенах висит 5% коллекции! Целые наследия, целиком все работы некоторых художников хранятся в Нукусе, от многих художников именно лучшее находится в Нукусе, все это требует внимательного изучения и, в первую очередь, популяризации и какой-то очень тонкой, правильной пропаганды - иначе все это искусство можно будет называть антиквариатом, и мы потеряем (на рынке, в буржуазных очень скучных руках, в запасниках провинциальных и особенно центральных музеев) очень важную часть себя, часть нашей истории - очень светлую, очень честную и чистую, совершенно нами не прожитую, нам неизвестную, в которой мы так нуждаемся сегодня!
Конечно я лично хотел бы, чтобы весь Музей, вся коллекция переехала в Москву и заняла лучшее помещение города, ведь большинство судеб художников, их жизнь так или иначе была связана с Москвой, ВХУТЕМАСом, московскими художественными студиями, северной культурой. Эту коллекцию увидело бы большее число людей, туристов, о ней бы узнали во всем мире. Но после поездки в Нукус я стал спокойнее относится к этому своему (очень эгоистическому) желанию. Мне показалось, что для далекой республики Каракалпакистан жизненно важно иметь такой культурный центр, что-то кроме высохшего Аральского моря, пустыни, важно гордится вниманием западного мира, заботиться о Музее, приглашать специалистов для исследований и пропаганды этого искусства. Сейчас есть все технические возможности для этого, - есть интернет, в Нукус летают самолеты напрямую из Москвы, вообще в Узбекистан легко попасть, там есть еще Хива, Бухара и Самарканд. Необходимо организовывать выставки, благо постоянная экспозиция Музея от этого совершенно не пострадает. Короче говоря, у нас сложилось впечатление, что Музей в каком-то смысле кормит этот небогатый край, местные жители относятся к нему очень серьезно, и легенда о Савицком живет там и развивается. Может быть эти все рассуждения очень наивные, но, даже если Музей дает работу сотне каракалпаков, это достаточно важно для этого края, не знаю...

Графика.



Графика Михаила Ивановича Курзина мне очень понравилась, показалась даже интереснее живописи. Очень хороший художник!




Николай Георгиевич Карахан




Стена Жегина и Георгия Ечеистова. У Ечеистова в Музее была живопись, которую я почти не заметил, графика, особенно знаменитые фигурки - очень... стильные, и это готовая открытка/ плакат/ постер. А Жегин, наоборот, показался глубоким, значительным, серьезным. Чекрыгин ожидается.
-








-




Любовь Попова, знаменитая ее работа "Дома", и Никритин - это действительно настоящий авангард. Вообще, когда друзья говорят о русском авангарде, они имеют в виду именно такое искусство - футуристическое, формальное, до середины (примерно) 1920-х. Туда точно попадает ранние работы например Софроновой и Соколова, но более поздние работы этих же художников - ведь что-то совсем другое, - тоже прорыв, что-то новое, но основанное совершенно на других идеях, скорее противоречащее формальному искусству авангарда. Но авнгард нам, конечно, очень нравится, - с первого взгляда!



Вот наверное самое святое в Музее - маленькие рисунки Михаила Ксенофонтовича Соколова первой половины 1940-х, которые он пересылал из лагеря. Они все примерно 5 см. Это не авангард, но определенно совершенно запредельное искусство, которое наверняка способно исцелять, призводить разные чудеса, может по праву быть предметом преклонения и паломничества... Так все и происходит.








-




Над витриной висит ранняя графика Михаила Соколова, кажется, все - только шедевры.








-




-




Соломон Никритин и Анатолий Прокопьевич Щукин (1904-1935)



Вот художники - Шевченко, Бакулина, Тарасов - что в живописи, что в графике абсолютный идеал. Валентин Михайлович Юстицкий, знакомый мне по альбому группы 13, попался мне на глаза первый раз. Не помню, есть ли работы этого графика на стене ГТГ, там все очень часто и очень интересно меняется, спасибо им большое за залы графики.



Продолжение этой же стены - Людмила Бакулина и гениальный художник Николай Павлович Тарасов.







-







Две работы Владимира Сергеевича Тимирева и две работы Василия Чекрыгина. Недавно разговаривали о Чекрыгине, и девушка говорила о том, что ее вообще пугает Чекрыгин, и учение Федорова - очень опасно для жизни, лучше в это не влезать. Действительно, есть о чем подумать. Чекрыгин очень меня заинтриговал, наверное это один из самых значительных русских художников 20 века, ну что тут еще скажешь?!








-




Николай Тимирев и Ефросинья Ермилова-Платова



Николай Тимирев и Михаил Ле Дантю



Графика Мазеля.



Илья (Рувим) Мазель и Юлия Разумовская



Илья (Рувим) Мазель и Сергей Михайлович Луппов - такая же замечательная графика, как и живопись.



-




Суряев Константин Николаевич. Его живопись висит высоко над лестницей на третий этаж, чтобы школьникам не бросались в глаза провокационные сюжеты его картин..



Штанге Ирина Дмитриевна. Эта работа называется "Страх", 1945



Стена графики: Кудряшов Иван Алексеевич (1896-1972), Соколов Петр Ефимович (1886 (82)-1976 (64)), Софронова Антонина Федоровна (1892-1966). Видимо для Нукуса Петр Соколов - очень важный художник, график. Несколько разворотов в книге "Авангард, остановленный на бегу", фотографии, но "Сведениями о художнике авторский коллектив не располагает". В следующем альбоме 2003 года есть биография - (1886-1976) родился и умер в Москве, учился в студии И.И. Машкова в Москве, где жил до 1917 года, В 1919 направлен преподавателем в Воронежский ВХУТЕМАС, в 1920 направлен на Урал, жил в Перми, с лета 1920 - в Екатеринбурге. В начале 1921 уезжает в Пензу, тоже в Пензенский ВХУТЕМАС, в ноябре 1921 возвращается в Москву, где продолжает образование во ВХУТЕМАСе в мастерской Павла Кузнецова. По окончании остается в его мастерской ассистентом.
Вот биография все-таки наверняка того же Соколова из сайта галереи Шишкина: "Русский художник-авангардист. Живописец, график. Учился в частной студии у Ильи Машкова. Брал уроки у Павла Кузнецова. В 1918-1920 работал как ассистент в художественной студии у К. Малевича. Один из организаторов отделения ВХУТЕМАСа в Воронеже (1926). Начал выставляться в конце 1910-х. Был женат на А. Боевой, директоре художественного училища в Екатеринбурге (1920). Под влиянием идей Пролеткульта, а также футуристических идей, вместе они устроили «погром» гипсовых слепков и живописи в колледже. По другой информации Соколов, который работал в Екатеринбурге до ликвидации художественного училища, в первые годы революции приехал в Пензу, где он снова возглавил художественное училище и разбил там гипсовые слепки. П. Соколов известен также как учитель известного советского нонконформиста, художника Владимира Немухина (род. 1925)".
"Совком" в 2007-2009 продает пейзажи Соколова Петр Ефимовича (1882-1964), некоторые из которых датированы 1980-ми.
Нукусская графика этого художника, его живопись из альбома "Авангард, остановленный на бегу", могли бы стать предметом изучения специалистов по истории искусства, можно писать дипломы, диссертации, в биографии художника явно полно белых пятен, с другой стороны из того, что о нем написано, видно - этот человек стоял у истоков создания новой системы художественного образования в России, это очень интересно!









-




-




-




-




В конце залов графики и вообще постоянной экспозиции художников 1920-х - 1930-х на третьем этаже Музея им. И.В. Савицкого снова "восточные художники".

Урал Тансыкбаев






Александр Волков


-



Витрина графики Александра Николаева


-



Александр Волков и Виктор Уфимцев






Виктор Уфимцев


-



-



***
Previous post Next post
Up