Узбекистан. Нукус. Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого. май 2012. Часть 3

Feb 11, 2013 18:11

От поездки в Узбекистан в мае 2012 года осталось море впечатлений и море фотографий. Так получилось, что мы сфотографировали все стены Музея имени И.В. Савицкого в Нукусе, все, что мы увидели произвело на нас огромное впечатление, как мы и ожидали честно говоря. Экспозиция постоянно меняется. Нас очень интересовал художник Николай Иванович Прокошев - его работы хранятся у нас в Москве в доме не одно поколение. Обычно Прокошев висит в постоянной экспозиции, но, когда мы приехали, он реставрировался. Нам выдали справку о всех интересовавших нас художниках (о всех, связанных с группой Пяти). Было приятно узнать, что в Нукусе есть работы Льва Ильича Аронова. Льва Зевина там не оказалось (зато позже мы обнаружили его в Тбилиси, об этом - отдельная история). Сейчас, спустя почти год после поездки пришло время разбирать фотографии, публиковать это все, возможно этот материал не вызовет ни у кого интереса, останется просто архивом нашей увлекательной поездки. Это третья часть рассказа о Музее Савицкого, я стараюсь меньше писать и больше выкладывать фотографий. Может быть их качество так себе, но дает представление о жизни очень известных и важных для нас работ в таком экзотическом месте, как Каракалпакистан.
Важно, что опыт художников 1920-х - 1930-х, которые в такой полноте представлены в Нукусе, нами до конца не прожит, точнее совсем не прожит, для нас это в основном совершенно современное новое свободное искусство, зачастую непонятное специалистам, но очень близкое сегодня моим друзьям. Я даже не имею в виду стилевые какие-то вещи, бодрый советский стиль 1920-х, а глубину, отчаяние, свет в работах Лысенко, Марковой, Луппова, Жегина, Чекрыгина, Козлова, Никритина, Порет, Редько Сурикова и т.д. Ничего не понимая в искусстве, мы сегодня все равно интуитивыно чувствуем в этих художниках мощь и силу, с помощью которой можем жить в действительности 21 века.

Продолжая смотреть Музей, после художников "Бубнового валета" двигаемся дальше. Вот картины, авторов которых я совершенно не помню. Натюрморт с игрушками может быть Зефиров?












Константин Николаевич Истомин - великий художник. Всегда казалось, что его очень мало выставляют. Кажется недавно рядом со знаменитыми "Вузовками" в Третьяковке появилось еще несколько его работ. Может быть его много в Русском музее? В экспозиции там я его не видел. В Нукусе стена Истомина - 6 работ, по ним трудно было сказать об Истомине как о русском Матиссе. Очень было бы интересно увидеть большую выставку этого художника, на которой собрались бы работы разных музеев, в том числе обязательно и картины из Музея Савицкого.




-








-



-




Людмила Галактеоновна Бакулина - московская художница, точнее натурщица, которая стала заниматься живописью, правда только до середины тридцатых - ее искусство легче представить себе во Франции, чем в советской России.



Ечеистов Георгий Александрович (1897-1946). Московский художник, ученик Фаворского. В Музее есть его потрясающая графика.



Два натюрморта Павла Кузнецова окружены художницей Ниной Яковлевной Симонович-Ефимовой, мы ее совершенно не знали...








-




Иван Иванович Захаров был для нас уже знакомым художником, мы знали про объединение "Жар-цвет" из лекций "Артеология" Александра Балашова в Москве. Благодаря большому рассказу о художниках "Жар-цвета" мы полюбили искусство, сильно отличающееся от Истомина и Бакулиной. Интересно, что ни Богаевского, ни Волошина в экспозиции Музея мы не видели, хотя во всех альбомах они есть.



-




Между двумя работами Захарова висит "Натюрморт с конской головой" Даниила Яковлевича Черкеса. Этого художника мы знали тоже благодаря лекциям и выставке коллекции ЮниКредит в Москве. В этой коллекции есть большая работа Черкеса "Женщина в веках". В Нукусе хранится эскиз этой работы, но не в экспозиции. На стене напротив натюрморта висит работа Черкеса 1960-х годов и над ней маленькая "На купании".








-



Между Черкесами - стена ОСТа. Слева - Иван Кудряшев, в середине большая работа Соломона Никритина, справа - Александр Козлов. Мне очень нравится ОСТ, все эти художники, конечно хотелось посмотреть больше Козлова, его портреты, которые мы видели в альбоме. Но потрясающее впечатление производят большие работы Никритина. Красный портрет, которые мы видели в книге, оказался очень большим и очень... красивым, значительным.








-




-










Большой натюрморт Александра Александровича Поманского, в альбомах есть несколько его автопортретов, очень хотелось их посмотреть, но вообще, конечно, хотелось бы большую выставку для каждого художника из этого собрания.



Натюрморт Давида Штеренберга и "Карусель" Дмитрия Лопатникова. Про Штеренберга можно сказать то же, что про Истомина - великий, очень важный художник, очень тоскливо представленный в Третьяковской галерее и как будто выпавший из контекста своей эпохи. Где его смотреть? В Нукусе - натюрморт скромный. Может быть в частных собраниях как раз находится самое интересное, очень хотелось бы увидеть большую выставку этого великого художника, председателя ОСТа.




Две работы Николая Витинга, две работы Ирины Штанге, напротив - мой любимый художник Михаил Ксенофонтович Соколов. Про Ирину Штанге я ничего не знаю, в каталоге Музея про нее тоже не очень много, нет даты смерти (неужели была жива в 2003??) Ученица студии Машкова, родилась в Петербурге. А вот на выставке Витинга мы были в МОСХе пару лет назад, в Нукусе его ранние мощные работы, на выставке в Москве все было очень разное, как-будто разные художники выставлялись под именем Витинга.

Михаил Соколов. Я видел больше его графики и в Нукусе выставлено ее много, особенно потрясающие маленькие марочки, которые он присылал из лагеря. Живопись - очень хорошая, может быть я слишком много от него ждал в Нукусе, но там картины показались мне слишком французскими, слишком стильными, когда рядом (за углом) есть Луппов или Лысенко.








-




-



-



-



-




Вот еще один гениальный художник - Сергей Михайлович Луппов. Я о нем не думал особенно перед Нукусом, ничего о нем не знал. В книжках несколько репродукций его работ выглядят стильно и не более того. Настоящие 20-е годы, похоже на кино, утрировано и т.д. Я был поражен живописью Луппова, его очень серьезной, уже даже сумасшедшей интонацией - трагедией и ужасом! Большой портрет жены на доске, которая сломана прямо на середине лица, женщина в трауре - они потеряли ребенка - а в то же время женщина в повседневной своей жизни носит свое горе... Вторая тоже большая работа "Свидание" как-то связана для меня с портретом жены, допустим, это таже женщина, но в этой картине опять трагедия, горе, опасность безумия, падения, смерти. Какой хороший художник! Все, что я пишу, и все фотографии, которые выкладываю надо бы редактировать, но в таком удивительном месте эмоций очень много, знаний очень мало, все это похоже на большое личное открытие, открытие клада, сокровищ, так что редактировать надо будет позже...




-




-




***
Градус эмоций повышается дальше... Большинство художников вызывают искреннее восхищение, остальные искренний интерес. После ОСТа, Соколова и Луппова - зал с такими важными и знаменитыми (но при этом неизвестными) мастерами, как Климент Редько, Александр Шевченко, Алексей Рыбников и Николай Тарасов.




Климент Николаевич Редько всем известен своей картиной "Восстание" из постоянной экспозиции Третьяковской галереи. О ней очень интересно на сайте Артеология -

http://balaschov.ru/vosstanie/

В Нукусе от работ Редько совсем другое ощущение. Это талантливейший остроумный добрый художник, очень украинский, очень смелый и наивный в самом тонком смысле. В экспозиции Музея, как нам сказали, есть традиция выставлять не только очевидные шедевры, но и небольшие этюды, незначительные и на первый взгляд неважные работы. Это очень заметно в экспозиции картин Редько. Какой-то маленький пейзажик, портрет деревенского деда, цветы... Но это все делает художника не просто стильным таким бытописателем 1920-х, но автором, интересующимся самыми разными, самыми нелепыми (портрет собаки или смешное "материнство") темами, за которыми только чувствуется глубина и значительность большого художника. Редько, как и большинство самых интересных авторов собрания Музея - ни на кого не похож.



-




Около работ Николая Павловича Тарасова мы познакомились с итальянским искусствоведом из Милана. Вообще в Музее не очень много посетителей - несколько раз мы наблюдали большие экскурсии местных школьников, для большинства из них это уже третий поход в Музей с классом. Остальные - западноевропейские туристы, русских за три дня мы в Музее не встретили. Для итальянца многие художники казались вторичными - он видел что-то похожее в музеях Европы, мы говорили о том, что иногда вторичными могли оказаться как раз европейцы, по времени многие работы коллекции - современники или предшественники европейских аналогов, неважно - это отдельная интересная искусствоведческая тема. Важно, что Тарасов показался итальянцу просто гением, мы два дня встречались у его работ и говорили о них. Нам Николай Тарасов тоже показался гением. Насколько мы знаем, все наследие этого художника находится в Нукусе, все, что мы видим в книгах совершенно не похоже на оригиналы. В альбомах Тарасов казался мне слишком ловким, слишком виртуозным, слишком остроумным. Вживую - это картины (и графика) без тени фальши, там все абсолютно точно, совершенно необычно и очень... красиво! Это очень красивые картины, например женщина закрывает форточку или компания на пикнике... Биография у него какая-то очень простая - учился во ВХУТЕМАСе у Кузнецова, работал в школе в Москве. Это все. Но вот - совершенно гениальный художник.







-



-



Александр Васильевич Шевченко. В Музее очень большая, прдставительная коллекция его работ. Но мы были подготовлены - в Москве прошла очень хорошая его выставка, мы уже знали, что это за величина. Еще до выставки Шевченко нам очень нравился, но казался действительно подражателем великих французских художников. И на выставке в Москве это представление совершенно исчезло, особенно из-за чисто русской интонации печали, может быть светлой печали, грусти, абсолютной искренности. Кстати, живопись Шевченко в некоторых работах кажется мне очень современной.




-




-




Художник Алексей Александрович Рыбников (1887-1949) работал в Третьяковской галерее, был хранителем, а потом занимался реставрацией. Его работы тоже практически символ коллекции Нукусского музея.



Дальше - "группа 13", художники в той или иной степени причастные к этому замечательному объединению: Михаил Иванович Недбайло (художник погиб на фронте, я впервые видел его работу), Антонина Федоровна Софронова (ее совершенно разные работы, графика в том числе - мои любимые), Нина Кашина (сестра Надежды Кашиной, участница объединения "РОСТ" вместе с Львом Зевиным и Семеном Чуйковым), потрясающие ранние работы Бориса Федоровича Рыбченкова...








-




-





Previous post Next post
Up