Отличите Швею от Женщины

Jun 15, 2022 10:28

Отличите Швею от Женщины

Можно было бы поговорить и о мужчинах, но женщины приятнее.
Женщина на картине - какой это жанр? Когда там только женщина, без других персонажей? Это может быть трони, жанровая картина, портрет, историческая живопись. И у каждой женщины и жанра, в котором ее написали, будут свои сторонники, свои ценители, свои коллекционеры. При этом всякий жанр надо писать непохоже на соседний, везде свои законы, так что не перепутайте.

Трони
Трони это изображение типического (мы говорим о людях) в небольшом размере. Почти всегда это только голова («трони» и переводится как голова). Что такое типическое? Если старуха, то - ух ты какая старая, противная, с морщинами и уродливая, ух ты! А если молодая, то - ооо, что за прелесть эти мягкие белокожие блондинки, такие милые. На трони бывают старики, а еще абстрактные дети, условные цыгане, варвары, индейцы, рыбаки, негры, персияне и прочие люди всех мастей и занятий. И вот примеры.
Сначала старушка кисти неизвестного и не очень умелого (не получилось посадить глаз в глазницу) подражателя Рембрандта, правда, в Лейденской коллекции пишут, что автор это сам Рембрандт, но вы же понимаете: богатые коллекционеры всегда желательное объявляют действительным, иначе у них нет ощущения праздника.

№ 1 Неизвестный художник Старушка ок. 1640, Лейденская коллекция, Нью Йорк, 47.3х39 см.


Если первое трони со старушкой показывает, какие в Голландской республике бывают старушки, то следующее свидетельствует, что в остальном мире бывают ужасные ведьмы. «В остальном мире», потому что неголландский платок на голове, № 2 писано не с натуры и за пол дня, наряд придуман, работа дешевейшая.

№ 2 Jan van der Venne Старуха между 1616-1651, частная коллекция, 22х19 см.


Без блодинки не обойтись. И это не какая-то блондинка, с которой художнику повезло познакомиться, это блодинка вообще, мол, вот такие у нас в Голландии блондинки.

№ 3 Salomon de Bray Молодая женщина в профиль 1636, частная коллекция, 26.7х20.5 см.


Историческая живопись
В исторической живописи должны быть правильные атрибуты, иначе никто не поймет, что картина историческая и подороже (трони-то дешевы). Чтобы читающая старушка стала библейской или античной деятельницей, наряжать ее надо поэкзотичней, пускать через плечо золотую цепь, а книгу совать ей толстую, если толстая, тогда это Библия или что-нибудь похожее (хм... а бывает что-нибудь похожее на Библию?..). Вот одна такая. Избавляя зрителя-покупателя от терзаний и гаданий, Paulus Lesire на тюрбан налепил бумажку, где написал, что это сивилла. И спали завесы с глаз, и сразу решилась головоломка, и стали оправданны старость, женский пол, цепь, очки, тюрбан и необычность. Ибо сивиллы так и выглядят.

№ 4 Paulus Lesire Кумская сивилла 1632, частная коллекция, 69х52 см.


Теперь картина Рембрандта, которую из его корпуса вычеркнули, но которая, обещаю, туда еще вернется. У этой овальной старушки слишком фантастический костюм для жанровой живописи или портрета, да и не трони это - великовато, видны руки (с ними дороже и много мороки, а у трони идея, чтобы без мороки) и картина написана тщательно, тут много работы, трони же были грошовой заменой «настоящей» и «полноценной» картины.

№ 5 Или приписывается Рембрандту, или последователь Рембрандта, или копия с Рембрандта, или еще что-нибудь Пророчица Анна или еще кто-нибудь 1639, Музей истории искусств, Вена, 79.5х61.7 см.


Теперь блондинка. Ох, не сыскалась, брюнетка ее заменит. Это не портрет, потому что здесь необычный ракурс, женщина простоволоса, чуть обнажена и со змеей. Но и не актриса, и не проститутка (то есть не жанровая картина), какие змеи у актрис и проституток? Не трони, потому что слишком много позы сюжета, туловища, рук и змеи, а при этом маловато типичности. Когда-то давно думали, что здесь «Клеопатра», потом предполагали, что «Логика», сейчас безопасно считают ее «Аллегорией», не уточняя, чего именно это аллегория.

№ 6 Паулус Бор Аллегорическая фигура между 1630-1640, Musée des Beaux-Arts et de la Céramique,Rouen, 81.7х70 см.


Жанровая живопись
Для жанровой живописи нужны не типичные лица, а типичные действия и антураж. Например, обычная старушка в понятной и всем знакомой одежде просто читает книгу. Ведь такое бывает? Бывает же?

№ 7 Геррит Доу Читающая старушка между 1670-1675, Эрмитаж, Санкт Петербург, 26х20 см.


Иногда от чтения устают и засыпают, тоже вполне обыденно. Значит, и тут перед нами обычная жанровая картина.

№ 8 Николас Мас Спящая старушка ок. 1655, Национальная галерея, Вашингтон, 82.2х67 см.


Старые читают, молодые шьют. На № 9 женщина на нас не смотрит и глаза опустила (не портрет!), занимается банальным шитьем (не историческая живопись!), видны руки, стул, комната (не трони!), значит, жанровая картина.

№ 9 Подражатель Метсю Женщина за шитьем между 1660-1699, частная коллекция, 21.8х17.8 см.


Портреты
Про портреты всем понятно. Но не помешает и уточнить. Вот почему следующая женщина (№ 10) портрет? Потому что характерное лицо, потому что на фоне указан возраст (54 года). А еще композиция, как у портрета. Это последнее самое важное - женщина аккуратно сидит перед нами и смотрит на нас.

№ 10 Pieter Cornelisz. van Egmondt Портрет вышивающей женщины между 1635-1640, частная коллекция, 28.9х24.2 см.


У следующей дамы не выдуманный, а реальный наряд, у нее характерность, узнаваемая книга с нотами, портретная поза. Если это голландская живопись (не уверен), то на удивление хороший рисунок.

№ 11 Может быть Pieter Borselaer Портрет старой женщины с книгой нот между 1664-1687, Королевский дворец, Неаполь, 110х90 см.


Почему последняя наша картина портрет, а не жанр? Нуууууу... во-первых, там написано, что «Ева Эйтевал дочь // Иоахима Эйтевала». Во-вторых, поза портретная, антураж тоже, не будет швея то шить, то читать молитвы, швея работает без затей, а вот любимая дочка художника (ей тут 21 год) такая замечательная, что целыми днями и шьет, и молится. Как хорошо и приятно!

№ 12 Joachim Wtewael Портрет Eva Wtewael 1628, Утрехт, Центральный музей, 54.7х40.5 см.


Пара слов в конце
Жанр определяет манеру живописи. Даже гордый человек, разглядывая картину, не вырвется из предубеждений. Если перед ним натюрморт, то он будет сравнивать его с другими натюрмортами и от них отсчитывать. То же самое и с изображениями людей. Почему «Девушка с жемчужиной» Вермеера гладкая? Почему не носатая или безносая? Потому что это трони с молодостью и прелестностью, а прелестность носатой (или безносой) не бывает. Старые же люди на трони должны быть колоритны, вот и делали старикам бороды попушистее, а мегерам бородавки побольше.
Исторических персонажей писали то с натуры, то нет. В жанровых картинах человеком (лицом, осанкой) можно было и пренебречь, поэтому у Вермеера люди напоминают манекены, большинство его женщин и мужчин на улице не узнаешь. Когда же жанровая картина превращалась в карикатуру (как у Яна Стена), то от натуры отступали еще больше и писали известные кастинговые типы.
Портреты должны были быть к натуре наиболее приближены, хотя... хотя... это лишь в теории. Так, например, Cornelius Johnson, убежавший в Голландию от английской гражданской войны продолжал писать портреты своих клиентов, безвыездно живших на Британских островах, все были довольны, и никакой неловкости не произошло.
Так или иначе, но разделяя картины по жанрам, можно лучше понять, какие цели художники ставили, достигли ли они их, да и много чего можно понять... Если кто-то хочет понять, конечно.
Previous post Next post
Up