>В чем разница? Крестьянину не нужен барин. Крестьянин сам хозяин и прекрасно обошелся бы без барина, который для него, по сути, чистое зло. Отъем ресурса и ничего более. Уберите из схемы барина и крестьянин просто станет жить богаче и свободнее.
Из писем Эндельгарта это вовсе не следует. Наоборот, именно к барину крестьянин бежит искать работу на лето взамен на хлеб сейчас.
Ох. Ну это приближает экономическую ситуацию крестьянина к ситуации раба на фазенде. Причем в конкретной ситуации, зачастую крестьянин уходил в город на заработки на зиму. А сама ситуация вызвана нехваткой продовольствия у крестьянина, в силу малоземелья либо отъема продукции тем же барином
( ... )
Насколько помню, Энгельгардт описывал события примерно 1870-х годов. Тогда уже бар не было. И крестьяне ходили к нему за зерном в долг, потому что своей земли было маловато.
Индустральное (Фордовского типа) общество - это всего лишь алгоритм, который разменял уменьшение нормы эксплуатации на более высокое качество жизни владык.
Грубо говоря, любую общественную формацию можно рассматривать в ключе основного фактора: отношения отдачи от эксплуатации к личным усилиям потентата на неё затрачиваемым. Под "усилиями" мы тут понимаем весь спектр проблем стоящих перед потентатом: личная и пищевая безопасность, воспроизводство тягла, разнообразие факторов превосходства перед равными (обобщенное "пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что").
Собственно даже истоки цивилизации можно вывести из момента, когда понятия "главный в группе" и "самый сильный в группе" перестали быть тождественны - одним из самых ранних алгоритмом работающих на создание такого положения является "обожествление" владыки (хотя оговорюсь, что генезис этого явления далеко не очевиден; впрочем отстутствие знаний о том, как работает телевизор еще никому не помешало его смотреть :-).
Comments 9
Из писем Эндельгарта это вовсе не следует. Наоборот, именно к барину крестьянин бежит искать работу на лето взамен на хлеб сейчас.
Reply
Reply
Reply
Маловато - это было у крестьян нижней германии.
А у нас была проблема крестьянской консервативности и аграрных технологий 4-х вековой давности.
Reply
https://nezrim.livejournal.com/tag/%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B8%D0%B5
Reply
Reply
Грубо говоря, любую общественную формацию можно рассматривать в ключе основного фактора: отношения отдачи от эксплуатации к личным усилиям потентата на неё затрачиваемым. Под "усилиями" мы тут понимаем весь спектр проблем стоящих перед потентатом: личная и пищевая безопасность, воспроизводство тягла, разнообразие факторов превосходства перед равными (обобщенное "пойди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что").
Собственно даже истоки цивилизации можно вывести из момента, когда понятия "главный в группе" и "самый сильный в группе" перестали быть тождественны - одним из самых ранних алгоритмом работающих на создание такого положения является "обожествление" владыки (хотя оговорюсь, что генезис этого явления далеко не очевиден; впрочем отстутствие знаний о том, как работает телевизор еще никому не помешало его смотреть :-).
Reply
эта ситуация как раз и требует наличия бога.
Reply
Leave a comment