В Лувре была потрясающая
выставка про коллекцию маркиза Кампана. До выставки мне это имя ни о чём не говорило, я пришёл просто так, как хожу на все их выставки. И вдруг - такое ощущение, что в Лувре открыли ещё один Лувр. Совершенно гигантская коллекция. Я посмотрел несколько залов и ушёл, через несколько дней вернулся продолжить, потом ещё и ещё - приходил всего раз 10. И ходил бы дальше, да только выставка закончилась.
Что это было? Жил когда-то в Риме маркиз Кампана. Не бедный человек - руководил чем-то вроде банка / ломбарда (мелкое кредитование населения). Он увлёкся коллекционированием античности, начал покупать у антикваров, потом финансировать собственные раскопки. В итоге собрал огромную коллекцию.
В какой-то момент открылось, что все свои деньги маркиз давно потратил, и теперь тратит деньги общественные. Его отдают под суд, приговаривают к 20 годам галер, но потом заменяют наказание на конфискацию коллекции. Пытаются эту коллекцию продать, целиком она слишком большая, продают по частям. В какой-то момент русский царь Александр II присылает своих людей, и они покупают более 700 предметов - и это становится основой античной коллекции Эрмитажа. После чего Наполеон III покупает «всё остальное» (более 11 000 предметов) - и это становится ядром сразу нескольких коллекций Лувра.
Выставку организовали на основе каталога, который сделал своей коллекции сам маркиз Кампана. Тогда он разбил коллекцию на 12 разделов.
Раздел I - вазы. Для того, чтобы примерно хотя бы оценить крутизну этой коллекции, можно сказать, что греческие вазы Лувра выставлены в пяти залах, носящих общее название «галерея Кампана» (по этим залам у Лувра есть прекрасный маршрут, я с него
начал свой проект переводов прогулок по Лувру).
Геракл приводит Цербера к Эврисфею (превед!), 520 год до нашей эры.
«Двуязычная» амфора, около 520 года до нашей эры. Имеется в виду переход от чёрных фигур к красным - на этой вазе одна сторона выполнена в старом стиле (Посейдон на внутренней поверхности кубка), а другая - в новом (Геракл и Немейский лев на внешней поверхности). Ваза датируется как раз тем периодом, когда краснофигурная вазопись вытесняла чёрнофигурную. Примерно как история с плоскими и сферическими зеркалами на
картине Тициана.
Ваза в виде собачьей головы, около 480 года до нашей эры. По бортику вазы - ошейнику собаки - изображение битвы журавлей и карликов. Для меня «Журавли и карлики» было исключительно названием
романа Леонида Юзефовича. Но нет, амфора не об этом - оказывается, у Гомера описывается
история пигмеев, героически сражающихся с каждый год прилетающими к ним журавлями.
Раздел II - бронза
Рука от статуи императора Константина (я специально оставил в кадре человека, чтобы показать масштаб), около 330 года нашей эры.
Снаряды для рогатки. Надписи на них - либо указание своей воинской части, либо оскорбление врагу (как наши писали на снарядах во время второй мировой войны).
Канделябр с изображением приносящего жертву, IV век до нашей эры.
Слева - зеркало с Туран (этрусский вариант Афродиты) на лебеде, 325-300 годы до нашей эры. Справа - Эрос, 100 год до нашей эры - 100 год нашей эры. Крылья утеряны, зато на спине сохранилось кольцо, за которое статуэтку подвешивали, чтобы вставить затем в левую руку Эроса факел - это светильник.
Печати (signaliculum) для товара (хлеб, вазы), Древний Рим. Текст, естественно, негативом.
Раздел III - монеты и драгоценности.
Слева - брошь (фибула) с надписью «Я - фибула Arath Velavesna, меня ей подарил Mamurke Tursikina», 650-600 годы до нашей эры. Справа - немножечко скифского золота: лучники, 400-300 годы до нашей эры.
Раздел IV - керамика
«Саркофаг супругов», 520-510 года до нашей эры. Это этрусская культура, и большая часть этрусской коллекции Лувра происходит от коллекции Кампана - один из залов Лувра называется «зал саркофага супругов».
Фрагмент надгробия со сценой прощания с умершим, 490-480 годы до нашей эры. В музее используют слово prothésis - наш любимый исторический словарь говорит что да, это слово обозначает «перед - выкладывать», и что помимо выкладывания тела умершего, оно может описывать (в лингвистике) прибавление к началу слова новой буквы или слога. И что ещё в Древнем Риме многие путали prosthésis (прибавление буквы к слову) и prothesis (предлог перед словом). Я люблю этот словарь!
Plaque Campana - маркиз оставил своё имя целому классу предметов, декоративным плитам, которые он начал собирать первым. На фотографиях «Сцена на реке Нил» - обратите внимание на ждущего своего счастья крокодила. И «Дедал, показывающий Парсифае деревянную корову» (
прекрасный миф, я понимаю, откуда Саша Барон Коен черпает свои идеи).
Раздел V - стекло
Совершенно неожиданные для меня два оконных стекла. Оба из Римской империи.
И вот эти дутые вазы - I век нашей эры (как минимум вазы 6 и 7 - табличку вазы 10 я не сфотографировал).
Раздел VI - античная живопись
Похоронная процессия, 25-1 годы до нашей эры. Все члены семьи усопшего подписаны.
Фрески 100-300 годов нашей эры.
Раздел VII - античная скульптура
Кураторы уже упоминали любовь Кампаны к историческим портретам. Со скульптурами часто возникает вопрос идентификации. И здесь нельзя не восхититься смелостью Кампаны. Взять вот фотографию слева - это бюст Гомера, Кампана был в этом уверен. А чтобы ни у кого не оставалось сомнения, он заказал немного «доработать» бюст, чтобы увеличить сходство с Гомером. Ну, с теми портретами Гомера, которые считали достоверными в то время.
Вообще, начиная с этого момента видно, что Кампана не был пассивным коллекционером. Он буквально сам создавал свою коллекцию. Справа - бюст
Антиноя. Бюстов Антиноя уже в то время было известно достаточно много, Кампане хотелось чего-то оригинального - он сделал оригинально. Античного в этой скульптуре - только низ лица. Всё остальное (верхняя часть головы, торс и прекрасный венок) - добавлено под руководством маркиза Кампана.
Слева статуя Брута, 50-100 годы нашей эры. На самом деле, тело - от одной статуи, голова - от какого-то бюста, имя Брута поставлено от балды.
А справа - голова и нижняя часть тела сохранились от античной статуи, а серединку доделали при Кампане. Более того, лицо доработали, чтобы было похоже на Цезаря. Теперь это - статуя Цезаря, I век нашей эры.
Огромный
Юпитер из Эрмитажа - это тоже коллекция маркиза Кампана (в Париж его не привозили).
В этом месте кураторы выставки временно отошли от хронологии каталога коллекции Кампана и сделали зал, посвящённый реставрациям в мастерских Кампана. Как говорится, «с тех пор многое изменилось» - ну или «сейчас уже так не делают» :-)
Рассказывают про работавших на Кампана братьев Пеннелли, которые с удовольствием не только реставрировали, но и делали собственные произведения «под старину». Иногда явно подписывая своими именами, а иногда - своими именами, но «под старину» (на фото слева - «Pennellios epoiesen» - надпись в духе стандартной древнегреческой подписи на вазе, переводится «Пеннелли это сделал»), а иногда - подписывая именами старых мастеров. На фотографии справа - блокнот братьев Пеннелли, в который они заносили все встреченные на древних вазах подписи, чтобы их можно было использовать затем при «реставрации».
Бюст слева - II век нашей эры. Он практически целиком результат «реставрации», античного в нём - только правая верхняя часть головы (на фотографии видно, даже цвет другой). Остальные части - искусственно состаренный братьями Пеннелли мрамор.
Ваза справа тоже «реставрирована». Современные реставраторы выяснили, что она составлена из кусочков двух древних ваз (даже форм разных - пелике и скифос) с добавлением авторских кусочков XIX века. Что самое смешное, уже в наше время нашли часть недостающих кусочков оригинальной вазы (ну, той из двух, чьих кусочков больше), и их вставили вместо дорисованного (например, голова Афины добавлена уже Лувром).
Раздел XII - курьёзные предметы
В каталоге этот раздел был в самом конце, но логически он должен был быть здесь, вместе с остальной античностью.
Здесь были собраны либо предметы, не попадавшие в другие разделы, - римские
тессеры эпохи империи на фото слева. Либо то, что нельзя было выставлять на публику: «Секретный кабинет» коллекции Кампана - здесь были «эротические» экспонаты, большинство из которых представляло собой, на самом деле, ex voto с изображением вылеченной части тела. На фотографии справа: грудь, матка и два половых члена.
Ещё один источник экспонатов для «Секретного кабинета» - культ Диониса. Слева - амулет в виде итифаллического персонажа (мне очень нравится это слово, обозначающее «с эрегированным членом»), I-II века нашей эры. Справа - масляная лампа в виде итифаллического персонажа, эпоха Римской империи.
Раздел VIII - «старая» итальянская живопись (до XVI века). В этом разделе я узнал два прекрасных слова: cassone - это картина на доске, являвшейся частью свадебного сундука, и spalliere - то же самое, но доска украшает спальню. И то, и другое - стандартная часть приданного или свадебного подарка.
Cassone, начало XVI века. Легенда о Тезее. Форма комикса, но без границ «клеточек». Слева - Арианда (рядом с мамой Пасифаей) даёт клубок Тезею. Затем Тезей идёт к лабиринту. В центре он же сражается с Минотавром, после чего уходит в сопровождении двух красавиц из начала истории.
Уччелло, «Битва при Сан-Романо: контратака», 1438 год. Это одна из трёх картин серии (ещё одна в Уффици Флоренции, и третья в Лондонской Национальной Галерее). В Лувре (
другая экскурсия, по итальянскому Возрождению, я её ещё не перевёл) рассказывают, как Уччелло передал движение через наклон копий (справа налево они наклоняются всё ниже и ниже) и позы коней (если смотреть на коней не как на несколько независимых животных, а как на раскадровку, то видно движение справа налево).
Боттичелли, «Богоматерь с младенцем», 1467-1470 годы и Гирландайо, «Богоматерь с младенцем, маленьким Иоанном крестителем и тремя ангелами», 1490 год. Про картину Гирландайо пишут, что он буквально штамповал такие картины. Известна ещё 21 его картина на этот же сюжет и с этой же композицией (но наша, гордо пишут кураторы - самая лучшая!)
Веронезе, «Благословляющий Христос в окружении святою Юстинианы и святого Марка», 1530 год и Mariotto Albertinelli, Триптих, 1515 год. Пишут, что триптих - это нарочный возврат к традиционной живописи (Джоконду к тому времени уже нарисовали), спрос на «старое - значит истинное» появился из-за проповедей Савонаролы в конце XV века.
Разделы IX - «новая» итальянская живопись (XVI - XVII века). Очень много картин с престижными аттрибуциями, но практически всё потом переписано на других авторов.
Неизвестный автор, «Давид и Голиаф», 1620-1640 годы. После покупки коллекции Наполеоном III, всё было выставлено в Лувре, на эту картину успели нарисовать прекрасную
карикатуру: «Давид одолжил голову Голиафа своему парикмахеру для оформления витрины».
Раздел X - майолика
Очень часто тарелочки украшены мужским «рыцарским» портретом (слева - практически бубновый туз с игральной колоды, около 1540 года) либо с женским портретом, именем и каким-то прилагательным-комплиментом: красивая, великолепная и пр. Справа редкость: портрет пары, подпись: «Маргарита, божественная, красавица», около 1540 года.
Другая тема майолики - историческая или библейская сцена. Слева Francesco Xanto Avelli, Похищение Елены, 1537 - это копия фрески Рафаэля, сама фреска тоже в коллекции Кампана, она в Эрмитаже (не привозили). А справа - вариант оформления тарелочки перед тем, как повесить на стенку (тарелочка - начала XVI века, рамочка - конец XVII века).
Раздел XI - скульптуры эпохи Возрождения
Gregorio di Lorenzo, Портрет императора Гальба и его супруги Фаустины, около 1500 года. Кто-нибудь понимает, почему имя императора отзеркалено?
Jean Bologne, Femme nue assise, 1590-1600 годы. А здесь меня заинтриговал предмет, на котором она сидит. Что это? Кураторы упоминают «tablette».
В итоге большая часть коллекции сейчас в Лувре и Эрмитаже (на фотографиях ниже - виды соответствующих залов Эрмитажа). А поразившая меня выставка переехала в Эрмитаж, открыта до 20 октября - успейте!