Как старые вывески изменили Рыбинск

Oct 22, 2020 10:05





В этом году фотографии Рыбинска хорошо разлетелись по сети благодаря необычному дизайн-коду: вывески исторического центра теперь имитируют дореволюционные за счёт орфографии и материалов. Это отличный пример важности городского дизайна, когда небольшие детали и общая работа сделали рекламу городу на всю страну.

Но и кроме вывесок здесь есть несколько интересностей: частный троллейбус, неплохая реконструкция центральной улицы и общая аккуратность.

image Click to view



Умная настройка главной улицы



Было



Стало

Несколько лет назад Крестовую улицу реконструировали. Может показаться, что ничего кардинально не поменялось: поставили новые фонари, замостили тротуары и обновили по мелочам - ничего грандиозного, скорее капитальный ремонт. Но это не совсем так.



Улицы бывают разных категорий - это относится не только к транспорту, но и к важности общественного пространства. Улицей в историческом центре люди пользуются не так, как улицей в промзоне, даже если их ширина и количество полос одинаковые. Поэтому любой уважающий себя город делает свой центр удобнее для пешеходов, а не закатывает всё в асфальт для машин.

Здесь это явно понимают, потому что для машин закрыли движение в одну сторону, сделав выделенную полосу. Подъезд к домам и заведениям остался, но часть автотрафика увели на соседние улицы - Крестовая стала тише и чище, по ней приятно гулять. При этом получился приоритет общественного транспорта: он едет прямо, а на машине приходится делать петли. Это правильное управление мобильностью жителей: в центр удобнее на троллейбусе и пешком, оставь машину во дворе.



В самом центре у бульвара к Волге проезжая часть замощена - это хороший приём, чтобы показать приоритет пешеходов и более центральный статус места:



Хотя лучше было бы восстановить оригинальное булыжное мощение, а более ровную плитку уложить в зоне переходов.



Было бы хорошо восстановить и этот фонарь над площадью, именно такие детали формируют любовь к городу и истории:



При этом на одном из перекрёстков я нашёл старую опору - почти уверен, что её сохранили специально. Раньше таких было много, а сейчас это артефакт прошлого:



Но вернёмся в настоящее и посмотрим ещё на приёмы дизайна. Парковка убрана в карман, а выступ не даст водителям проехать прямо из ряда на поворот. Радуют малые дорожные знаки - именно для таких улиц мы их внедряли в первую очередь: они не портят облик города и экономят деньги бюджета.



Переходы с выступами улучшают видимость пешеходов и сокращают время перехода, зебра становится комфортнее и безопаснее для всех. Ещё во время ожидания зелёного нет толкучки - люди стоят сбоку от самого тротуара. Разуклонка улицы тоже не пострадала, для этого вдоль старой линии бордюра сделали желоб:



Грунт прикрыт мульчей:



Хотя местами деревьев явно не хватает:



Смущает несколько вещей:

  • Столбы слишком большие для такой улицы, они начинают доминировать над улицей. Радует, что они хотя бы чёрные и псевдоисторические, но будь они на метр ниже - было бы в разы лучше.
  • Заезды во дворы не приподняты до уровня тротуара.
  • Почти все переходы П-образные. Это странно, потому что там всё равно отдельная фаза для перехода во все стороны. Видимо, транспортную модель делали для другой настройки светофоров и в угоду машинам.
  • Кнопки вызова перехода на центральной улице - плохое решение. Вызывная фаза - решение для загородных трасс, улиц в промзоне или на окраине, а никак не в центре города. В качестве компромисса это можно принять, когда есть приоритет для общественного транспорта, чтобы светофор видел пешеходов, но тут такого приоритета я не увидел.




К улице примыкает Красная площадь, раньше она была такой:



Открытие памятника Александру II, 1914

... потом такой:



2012

... теперь такая:



Площадь теперь пешеходная и с Лениным на месте Александра II. Было несколько версий Ленина, текущую вряд ли можно назвать удачной: одного взгляда хватает, чтобы понять, что он здесь не на месте - памятник несомасштабен окружению и постаменту. Хотя, может это сделано специально?



Лунки под деревья есть, но деревьев нет:



Люки с историческими датами и названием города:



Афишные тумбы - историческая деталь, которая почти полностью пропала из наших городов. Хорошо, что здесь их вернули:



А что с другими улицами?

Это та же улица, но чуть дальше: царство заборов.



Пешеходам уже не так рады:



Единственное отличие от большинства других городов - здесь массово ремонтируют фасады. В остальном всё как везде.



Вывески под старину

Можно сказать, что я ехал ради них:



Про дизайн-код у меня был отдельный пост, за последние годы многие города начали следить за своим внешним видом и вводить рамки дозволенного для рекламы. Но здесь пошли дальше, заложив в регламент историческую отсылку: пусть у всех вокруг будут аккуратные вывески из пластика и неона, а у нас - дореволюционная орфография и краска по дереву.



Даже крупные федеральные сети отошли от своих стандартов - это очень круто!



Отступники тоже есть:



За полтора дня в городе я заметил лишь два таких антипримера - это неплохой результат! Хочется верить, что сами бизнесмены поймут выгоду красивого и интересного города, ведь это монетизируется и в общих интересах.



В целом это хороший пример создания айдентики города: важна идея, а не размер бюджета.



Само собой, что такие вывески подойдут лишь для дореволюционной застройки: архитекторы специально оставляли место для вывесок и она более гибкая для такой рекламы. Если такую вывеску разместить на панельном доме, то получится полный отврат.



Здесь же гармония:



Но есть большая ложка дёгтя в этой истории: пластик.



Для каждой эпохи свойственны свои материалы и приёмы, выдирать деревянные двери и ставить пластик - это как прийти на бал в шлёпках. Смотришь на приятные дома и вывески, подходишь к дверям поближе и утыкаешься в дешёвый пластик.



Если уж хотите воссоздать исторический облик и зарабатывать на нём, то нужно идти до конца. Тем более даже пластик можно имитировать под дерево - это дёшево и не так бросается в глаза. Но, само собой, лучший вариант - возвращать деревянные двери и хотя бы делать единую расстекловку в окнах.



На ларьки тоже зачем-то распространили дизайн-код, хотя они целиком из пластика и квадратные - вот тут диссонанс полный:



Хотя шрифт приятный:



Частный троллейбус

Да, местное предприятие частное - это редкость для России. Оказывается, троллейбус может существовать на выручку от пассажиров. После развала СССР часть маршрутов закрыли, но при этом открывают и новые.



По Крестовой троллейбусы при мне ходили часто, примерно каждые три минуты.



И тут есть интересный момент: летом администрация попыталась закрыть маршрут №5 с формулировкой «слишком часто ездил», нарушал права других перевозчиков и принципы конкуренции. То есть троллейбусное предприятие пытается быть эффективным, а его за это бьют по пальцам и голове.



Перед этим в городе запустили автобус №25, который почти полностью дублировал троллейбус №5. Это очень похоже на применение административного ресурса для продвижения нужного частника. К счастью, жители не дали чиновникам закрыть троллейбусный маршрут, шумиха помогла.



Частное предприятие или городское, не важно: задача города - организовать эффективное передвижение жителей. В той же Москве вообще работает и Мосгортранс, и частные предприятия, но город нормально расторговал маршруты и они не мешают друг другу - каждый работает в своей нише.

Маршрутка и ПАЗик - это уровень бедных стран Африки, троллейбус же - экологически чистый магистральный транспорт. Если чиновники действительно считают, что маршруты должны конкурировать друг с другом за пассажира, то я бы на месте мэра открыл вакансию главы дептранса на хэдхантере и других ресурсах.



Рыбинск - это хорошо



Здесь плотный исторический центр, за которым ухаживают и чью ценность понимают - так случается далеко не всегда. Кроме того, в Рыбинске умеют нешаблонно подходить к задачам, поэтому в общем и в деталях получаются неплохие вещи - это вообще редкое явление для России.



За последние 30 лет город потерял почти 75 тысяч жителей: в 1990 году здесь жило 255 000 людей, а в 2020 - 185 000. Это огромная проблема, но тем важнее заниматься городской средой и создавать возможности для жителей. Речь не только про больницы и школы или благоустройство дворов - проекты города должны быть фундаментом для развития бизнеса и привлечения людей. Туризм может стать этим драйвером, особенно с закрытыми границами.



Проблема Рыбинска во многом схожа с польской Лодзью, которая также потеряла значительную часть жителей за последние десятилетия. Там за счёт вложений в транспорт, комфортные улицы и искусство переоценивают свой город, делая его интересным и удобным для жизни и бизнеса.



Но важно работать не только с улицами или общественным транспортом - нужно искать новые смыслы: зачем сейчас люди живут в Рыбинске? Если у жителей нет ответа на этот вопрос или всё упирается в «у меня тут работа, семья и друзья», то город так и будет продолжать терять людей. Для этого важно искать сильные стороны и прокачивать их. На примере Люблина я рассказывал, как бренд вытащил город из кризиса - Рыбинску было бы хорошо взять на вооружение все доступные средства и работать по всем фронтам.



архитектура, дизайн, путешествия, троллейбус, реклама, городской дизайн, забор, городские проблемы, Рыбинск

Previous post Next post
Up