Что не так с мусорными баками

Feb 10, 2020 10:02





Продолжим разбирать московские помойки, в этот раз поговорим о дизайне. Но в начале небольшая вводная.

У нас в обществе есть ошибочное убеждение, что дизайн - это что-то про «красивенькое». Ещё каждый начальник считает, что он - лучший дизайнер всех времён, только он может подобрать лучшее и никогда не ошибается.

Первое явление появилось из-за советской школы, когда дизайн был каким-то детищем союза художников или около того. В реальном мире, дизайн - это в первую очередь история про удобный и практичный функционал в красивой форме. Условно говоря, дизайн старых Жигулей был ужасным именно из-за неудобного пользования и низкой надёжности, а дизайн какой-нибудь Тойоты выигрывает не за счёт красивых линий, а именно удобством и долговечностью.

«Я начальник, я знаю лучше» - типичный эффект Даннинга-Крюгера: люди с низким уровнем квалификации делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Дальше аргументы дизайнера Кости Коновалова о маркировке мусорных площадок после введения раздельного сбора мусора.



В Москве начали продвигать сортировку мусора пока в совсем простом режиме: смешанные отходы - всё подряд, вторсырьё - пластик, метал, стекло и бумага. Но сделали всё очень хреново и система не работает.



В ночи выношу смешанный мусор. Темно, ничего не видно. Стоит три контейнера. Я знаю, что один из них для вторсырья. И он должен быть сбоку. А значит, можно выкинуть смешанный мусор в центральный, не ошибусь.  Но уже в светлое время суток вижу, что центральный это вторсырьё.



То есть я выкинул мешок не туда. Спрашиваю дворника, почему контейнеры не в том порядке:

- Да какая разница? Как закатили, так закатили.

Вот и первая проблема: контейнеры должны стоять в привычном порядке и это порядок нарушать нельзя. Должна быть чёткая маркировка размещения.

Если позиция мусорок чётко закреплена, то люди реже ошибаются, выкидывая не тот мусор не в тот контейнер. Вот, например, неплохой вариант размещения контейнеров: вторсырьё всегда крайнее, что-то перепутать сложно.



Ну и по типу мусора видно, что люди кидают почти правильно.



Вторая проблема - очень хреновое цветовое кодирование. Понять разницу между серым и синим очень сложно не только в тёмное время суток. Это довольно близкие холодные цвета, которые никак не выделяются.





Лучше для вторсырья взять яркий привлекающий внимание цвет, например, жёлтый.



Третья проблема - хреновый подход к графике. В Москве просто скопировали дизайн иконок с китайских мусорок, которые вылетают первыми в поиске Google. Но эти мусорки конкретизируют более сложную сортировку, чем в Москве.



У нас всего две урны, разницу между которыми нужно показать.



Не нужно на смешанных отходах делать перечисление из 4 иконок того, что можно туда кидать. В «смешанные» скидываемся почти всё, кроме медицинских отходов, батареек и подобного. Если таблички будут различаться визуально, то информация будет считываться лучше. Даже так можно:



Но нельзя делать две сущности с одинаковой версткой из четырёх иконок, если вы хотите, чтобы люди различали эти сущности. Оформление должно быть разным, различаться на расстоянии и в темноте.  И, конечно, оранжевый текст на синем или сером не читается в слабой освещенности.



Четвертая проблема. Людей никак не информируют, что является вторсырьём. Нужно вешать в подъездах плакаты, объясняющие, какой мусор куда выкидывать и почему это важно. Просто поставив контейнеры с табличками не изменить образ жизни большинства. Нужна информационная кампания. (Комментарий от меня: на многих подъездах висят плакаты и лично видел раздатку в ящиках).



Это я описал проблемы с точки зрения дизайна. С сортировкой в Москве куча других организационных проблем. Просто с помощью дизайна можно значительно улучшить весь процесс. Но жаль, что чиновникам, отвечающим за мусор, пофиг, и они простейшие исследования провести не могут.



Текст и фото - Костя Коновалов

городской дизайн, мусор, Москва

Previous post Next post
Up