Манипуляция, какой её вижу я.

Mar 03, 2013 13:30


Манипуляция имеет несколько критериев, по которым её можно отличить от других действий.
1. Заявленная манипулятором цель не соответствует тому, что он хочет в действительности.
2. Эта цель осознанно скрывается от другого человека.
3. Достижение цели манипулятора невозможно без изменения поведения (отношения) партнёра по взаимодействию.
4. При достижении цели манипулятором, его партнер по взаимодействию оказывается в проигрыше. Т.е. удовлетворяются только потребности манипулятора, потребности же другого намерено или нет игнорируются.
Понять, является ли какое-то действие манипуляцией или нет невозможно, будучи только наблюдателем и не имея возможности проанализировать мотивы, на которые ориентировался человек в своём поведении. Приведу пример.
Пример 1. Похвала.
Мама говорит дочке: "Вот какая молодец, что убрала за собой посуду!".
Что это, манипуляция или нет?
В случае, если цель мамы не рассказать о своей радости от свершившегося события, если она стремится путём дрессировки ввести положительное подкрепление в жизнь своей дочери, чтобы заставить её чаще мыть посуду вопреки собственному желанию, то это манипуляция. Давайте посмотрим, какой подтекст у этой похвалы. "Я выскажу свою радость, но моя цель не в этом. Я на самом деле хочу, чтобы ты мыла посуду чаще. Я не верю, что ты захочешь это делать без моего положительного подкрепления. Мне кажется, что мытьё посуды не удовлетворяет твою потребность. Но то, что ты моешь тарелку удовлетворяет мою потребность в том, чтобы чувствовать себя хорошей матерью, которая смогла привить ребёнку навык самообслуживания и заботы о других членах семьи. И именно для этого я скажу тебе "молодец!"".
Есть другой вариант. Мама видит, как дочь моет посуду и её сердце наполняет любовь и благодарность. Не имея возможности иначе, чем похвалой выразить эти чувства, она говорит "молодец!". И её заявленная цель соответствует действительности. Она ничего не хочет от своей дочери, она просто так выражает свои чувства.
Существуют ещё взаимодействия между людьми, которые путают с манипуляцией. Например, сотрудничество. Это происходит потому, что оно имеет несколько общих черт с манипуляцией. Так, например, достижение сотрудничества подразумевает иногда наличие таких этапов, как:
1. Изменение поведение другого человека.
2. Достижение собственной цели.
Разница состоит в том, что в сотрудничестве конечная цель не скрывается, хоть может и не намеренно быть не озвученной. И вторая важная составляющая: по достижении сотрудничества удовлетворяются потребности обеих сторон. Мы приходим к формуле "выигравший-выигравший", в отличие от манипуляции с формулой "выигравший - проигравший".


Пример 2.
Мама играет с ребёнком в комнате. Наступает момент, когда нужно переместиться на кухню для того, чтобы приготовить обед. Мама говорит: "Дочь, пойдём на кухню, я тебе там мультики включу". Будет ли это манипуляцией?
В случае, если потребность ребёнка заключается в том, чтобы развлечься, то данный пример является результатом сотрудничества, несмотря на то, что мама изменила поведение ребёнка в угоду собственным потребностям. В итоге, все остались довольны, поскольку была реализована формула "выигравший-выигравший". И даже в случае, если мама не скажет, что они идут на кухню, это останется сотрудничеством, поскольку смысла скрывать свои цели и потребности у мамы нет, поскольку ребёнок также останется доволен в случае достижения мамой своей цели.
Пример 3.
Если же мама зовёт ребёнка на кухню не для того, чтобы приготовить там покушать, пока ребёнок смотрит в монитор, а для того, чтобы удалить ребёнка из комнаты, с целью сделать что-то тайное от него. И если это тайное озвучить, ребёнок скорее всего остался бы в комнате. В этом случае достижение цели не совместное, поскольку мама имеет скрытую от ребёнка цель: упаковать ему подарок на Новый год и спрятать под ёлку. И тут начинается самое интересное. Является ли это манипуляцией или нет будет зависеть от мыслей мамы. Если мама считает, что в случае предоставления выбора, ребёнок останется в комнате, для того, чтобы удовлетворить своё любопытство, то это манипуляция. Если же она уверена в том, что ребёнок в любом случае выберет мультики, то манипуляцией это не является, поскольку удовлетворяются потребности обеих сторон. Если же такой уверенности нет, а есть подозрения, то специальное сокрытие цели будет умалчиванием.
Есть ещё одно взаимодействие, которое имеет такие тонкие отличия от манипуляции, что часто подменяются друг другом в повседневной жизни. Я говорю о естественных последствиях.
Пример 4.
Вернёмся к известному нам случаю с упавшим за диван дневником, который забыл мальчик, собирая портфель, но который заметила мама и специально умолчала об этом факте, чтобы ребёнок столкнулся с "естественными последствиями" в школе.
Этот пример имеет все признаки манипуляции.
1. Мама заявляет цель: я просто прохожу мимо, я ничего не вижу. Реальная цель: я вижу упавший дневник, но я специально (2) не скажу о нём, чтобы ребёнок ощутил результат собственной халатности.
3. Я умолчу сейчас, для того, чтобы столкнувшись с последствиями, ребёнок стал более внимательно относиться к сбору вещей.
4. Ребёнок в проигрыше. Он совсем не хотел забывать дневник.
Пример 5.
Ребёнок отказывается чистить зубы. Мама говорит, что с этого момента она будет ограничивать ребёнка в сладком, поскольку отсутствие гигиены зубной полости в сочетании с сахаром сильно увеличивает шансы на образование кариеса.
Является ли данный пример результатом манипуляции? А это зависит от целей матери.
В случае, если мама скрывает свою цель: снова заставить ребёнка чистить зубы, путём ограничения в сладком, то это манипуляция. Если же цель совпадает с заявленной: сладкое ограничивается именно для того, чтобы не было проблем с зубами, то манипуляцией это не является. Помимо того, что отсутствует теневая цель, так и достижение этой цели не ставит ни маму, ни ребёнка в выигрышное или проигрышное положение. Мама точно также страдает с сыном, что ему теперь нельзя кушать сладкое, с одной стороны (ситуация: проигрыш-проигрыш). С другой стороны, от этого выигрывают оба, поскольку и маме, и ребёнку важно избежать увеличения вероятности лечения зубов у стоматолога. И последнее: это не является манипуляцией, поскольку мама не преследовала цель достижения изменений в поведении ребёнка. Она сама ограничила его в сладком, и как бы он ни хотел, сладкого он не получит.
Ситуация кардинально меняется, если запрещая сладкое, мама преследует другую цель: заставить ребёнка снова чистить зубы. В этом случае мы снова видим в наличии все элементы манипуляции: сокрытие теневой цели ради достижения собственной выгоды, партнёр по взаимодействию при этом проигрывает, а достижение цели подразумевает изменение поведения другого человека.
Вот так быстро меняется ситуация в случае, когда меняется мотивация родителей.
Поразмышлять над тем, чем опасна манипуляция для отношений, собираюсь тут: http://govori-slushai.livejournal.com/231434.html
Posted via LiveJournal app for iPad.

оценки, мысли, дети, сотрудничество, психология

Previous post Next post
Up