Кленовые листья на российской осине IV

Jul 07, 2011 20:21

Окончание. Предыдущая часть здесь 
http://gorojanin-iz-b.livejournal.com/39242.html


13. НАГЛОСТЬ ГОРОДА БЕРЕТ. РАЗДЕЛ ТЕРРИТОРИИ. "ПРИКОРМКА" МЕСТ

Началом "канадской" экспансии нашего города следует считать 1995 год - своего рода "канадский золотой век" в Барнауле, источник легенд для сегодняшних рекрутов. Бум сумочного бизнеса пришелся на 96-97 годы. К 98-му "канадцы" звезд уже не хватали, дурные обороты и нормы выработки присутствовали только в мифах, работа велась в условиях жестко поделенной территории, охраны своих "прикормленных" мест от чужаков, пресечения отколовшихся самостийщиков.

Почти все "канадки" заимели бандитские "крыши", что означало их скорую смерть, и на короткий период "сумчатые" в Барнауле, действительно, почти вымерли.

К тому же и "дефолт" привел к учащению случаев избиения отдельных "клинических оптимистов" представителями нормального бизнеса. Их оптимистические "приколы" не совсем вписывались в гнетущую обстановку, царившую в большей части офисов после августа, и когда "приколисты" попадались "августовским банкротам" под горячую руку, те буквально вышвыривали их, как хлам, в ближайший проем, невзирая на этаж и количество лестничных проемов. Что также не способствовало укреплению морального духа.

Нынешний, возрожденный "сумчатый бизнес", сориентированный главным образом на простой народ, построен уже другими людьми.

Вообще город масштаба нашего Барнаула хорошо "пасется" год, а дальше начинаются потогонные будни с постоянно снижающейся прибылью. "Век" типичной "канадки" еще короче, месяцев 8-9.

Отдельные приступы ренессанса связаны с очень уж новаторским товаром и талантом сказителей-"пичменов".

Структуру "канадской" пирамиды мы уже знаем. Мифологию в виде ее конкретных носителей и живых примеров - тоже. То и другое формируется в начальный период "пастьбы", в "золотой век". "Открывает" город небольшая мобильная группа не имеющих определенных географических привязанностей, не обремененных семьями людей: 1-2 менеджера постарше и 2-3 молодых инструктора. Привозят первый товар, вербуют через местные СМИ дистрибьютеров. В первые месяцы получается все. "Канадские" товары тут еще не видели, "канадцы" не успели надоесть, их не гонят как собак из каждого второго офиса. Нескольким дистрибьютерам удается сделать легендарные 100 единиц в день, они дополняют инструкторское звено человек до 5-6, и с этого момента до самого конца кадровых изменений в "костяке" "канадской" компании больше не будет. Сменится, как белье, только несколько команд дистрибьютеров. А когда "канадку" приберет под свою опеку "крыша", и она развалится, такая же мобильная группа - неполный "костяк" компании поедет открывать другой город.

Но пока до этого далеко, и "канадцы" занимаются "прикормкой" мест. Здесь компания будет делать основные обороты, здесь же откроется "учебный класс", куда мудрые инструкторы поведут молодняк проводить "ре-трейд", т.е. практикум во второй (и последний) день обучения. В Барнауле такими "прикормленными" местами, естественно, стали многоофисные здания Бизнес-центра на Пролетарской, Дома быта на Ленинском, деловые центры на Деповской и Социалистическом, окрестности Октябрьской площади. Из нетрадиционной урбо-географии "канадок" стоит назвать Пивзавод, ряд белоквартальных школ, как ни странно здание ГАИ на Калинина. Неизменно прибыльные места - плодящиеся со скоростью кроликов госконторы.

"Прикормленные" места, поначалу вполне интернационально разрабатываемые несколькими "канадками", со временем становятся чьим-либо эксклюзивом, где чужаку могут попортить презентабельную внешность. Вторая линия, места поплоше - это заводоуправления, вузы, отдельные госучреждения. И есть места безнадежные. Показательно, что среди них числятся базары. Потому что любой торговец в душе сам немножко "канадец", и ты хоть "запичуйся" перед ним в доску - ему это по барабану.

В поисках хорошего "прикорма" "канадцы" прочесывают все и вся в городе, затем принимаются за пригороды. Новоалтайск (открыты неплохие места, и удобно ездить на электричке "зайцами"), Калманка и Павловск (нигде ничего не продается, кроме как в школах), Камень-на-Оби (работать-то можно, но в итоге убыток, т.к. надо тратиться на проживание), Бийск (до тех пор, пока там не завелись свои сумчатые)... - вот расширяющаяся география "канадки".

С падением интереса к "канадским" товарам эксклюзивный "хозяин" мест вынужден искать новые формы работы с клиентурой. "Канадец" уже не уходит просто так, услышав, что денег ни у кого в конторе нет, а давать будут после дождика в четверг позаследующей недели, сразу после того, как в районе тюрьмы и телевышки засвистят раки; он продолжает "пичевать", выжимая из собеседника вежливые туманные обещания, а потом действительно приходит в четверг. Он организует зачаточную систему заказов - спрашивает, не сумев "загрузить" сегодняшний товар, а что вам принести, потом роется в убогом ассортименте компании и порой действительно приносит. После этого у некоторых тружеников конторы пробивается совесть: вот, мол, в самом деле человек пришел, в самом деле принес, из-за меня... и тогда что-нибудь покупается. Он повышает КПД своего труда, не заглядывая во все мелкие кабинеты, где каждый раз надо распинаться перед одной теткой, а старается распинаться перед массой - приноравливается, например, к обеденному перерыву, когда персонал собирается в одном кабинете пить чай. В конторах же со временем формируется свой интерес к "канадке", не имеющий отношения к товарам. Конторщик берет какую-нибудь ерунду от имени фирмы и просит дать чек, но не заполнять. Вписывая в такой чек завышенную сумму, можно воровать деньги у родной фирмы. "Канадцы" об этом знают и незаполненные чеки дают. Не очень часто - чтобы не спровоцировать покупателя на очень уж наглую аферу и тем подставить "канадку" под гнев фирмы и внимание органов; но и не отказывают вовсе - чтобы поддерживались дружеские отношения с конторщиками.

Наконец, когда все возможные формы исчерпаны, вся нынешняя смена бизнесменов (а они тоже регулярно меняются, хоть и реже, чем "бригады" дистрибьютеров) в деловых центрах охвачена, "канадцы" вместе с разного рода "погорельцами" и "переселенцами", "отцами задыхающихся детишек", "медоносцами с патокой", "цивилизованными пирамидчиками" с анкетами начинают ходить по квартирам.

14. "ИМ, ГАГАРАМ, НЕДОСТУПНО

НАСЛАЖДЕЕНЬЕ ЖАЖДОЙ "ДЖУСА"...

Рано или поздно "канадки" прибиваются под "крыши".

Под нею, понятное дело, подразумевается "новый", работающий в легальном бизнесе, потому что "крыш" как таковых, в чистом виде, давным-давно нет, только какие-нибудь широмыги из "синих" иногда забредают в не самые крутые офисы с предложением хозяевам поплатить деньги за их "козы" из пальцев, но таких нынче, как правило посылают, не давая даже на выпивку.

В начале освоения Барнаула "крышами" скорее числились, чем были ребята из новосибирской головки. В основном новосибирцы следили за самими "канадцами" - чтобы те не толкали слишком много "левых" товаров, но, случалось, выполняли и прямые обязанности. Затем связи со столицей Сибири ослабли: закончили свой век кое-какие новосибирские "канадки", внимательней всмотрелись в сию интересную компанию барнаульские бизнесмены из самых нещепетильных, опять же началась конкуренция и дележ выгодного "прикорма", а статистика хулиганских нападений на сумочников естественным образом подросла до величины, при которой надо принимать меры... Словом, спустя несколько месяцев безоблачной, праздничной работы всякая "канадка" почти неизбежно обзаводится силовой структурой, строя с ней отношения на принципах партнерства, а последняя с той же неизбежностью приходит к выводу: на кой нам вообще обслуживать интересы каких-то новосибирцев и делиться с ними деньгами? Этакое дерьмо и сами легко найдем - если не со свалки задаром, то у оптовиков за бесценок; и пусть-ка сумочная шатия его для нас таскает. Главное ведь не товар, а принцип... Одним словом, "крыша" берется за роль организатора "канадского" бизнеса.

Обычно в этот период происходит и некоторая специализация "канадок".

Кто-то решает работать с канцтоварами, кто-то с химией... "Канадке" придается видимость чего-то законного. Придумывается вывеска какого-нибудь "о-о". Иногда даже и регистрируется. Циркуляция денег и матценностей внутри пирамиды обставляется бумагами, на всех этапах вводится строгая отчетность. Одновременно резко ухудшается моральная атмосфера внутри "канадки". Если раньше "костяк" сообщества жил в стиле коммуны хиппи, не особенно считал деньги, безобразно, по бухгалтерским меркам, округлял суммы и кидал доли в "общак" ("О! Дистрибьютеры деньги принесли, пошли в ресторан пообедаем..."), то теперь такие вещи немыслимы. И хотя дистрибьютерский коллектив по-прежнему спаивается, отмечаются все дни рождения и всенародные праздники, обстановке дружбы, вечного праздника и эмоционального подъема приходит конец. Над "канадкой" воцаряется дух меркантильности. Часто появляются учетчики, которые, сверяясь с бумагами, скрупулезно цепляются к каждой проданной-непроданной авторучке, начинают "кидать" "канадцев" по мелочам, обсчитывая и не докладывая в пакет товару.

Тут еще и особо принципиальные потребители начинают торить дорожки в цивилизовавшуюся "канадку", принимая ее за нечто приличное и требуя вернуть деньги за негодный товар, и чем больше обрастает "канадка" атрибутами правильного бизнеса, тем больше ей досаждают потребители. Денег, конечно, никто не возвращает, потребителей водят за нос всякими баснями, но ведь и этой работой надо кому-то заниматься, а кому охота ругаться с клиентом часами даром?..

В общем, выбивается главное: дух куража, романтики, вольного ветра и мира под ногами - этот самый "джус". Экономически на последней стадии существования "канадки" вроде бы все делается правильнее, грамотнее, но в основе-то "канадского" бизнеса - чистая психология. С таким настроением, как в ранней "канадке", когда-то по ходили по Руси-матушке коробейники... Оно, это настроение, не уживается с тотальным учетом.

Когда большая часть "канадцев" разбегается, меньшая пытается начать дело самодуром (без санкции) или уходит в рекламные агенты, а "костяк" покидает город, братки чешут стриженые головы и, пожав плечами, идут заниматься более понятными делами.

Так умирает "канадская" компания.

15. НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ "КАНАДЦЕВ" В СИБИРИ

"Ведь конец - это чье-то начало", - сказал поэт.

"Канадка" не исчезает в никуда. Просто "костяк" или "головка" компании теряет "хвост" из местных дистрибьютеров и этаким усеченным сперматозоидом скачет в новые города и веси.

Кого-то из первоначального состава потеряв, кого-то приобретя, отправляется оплодотворять "канадской" идеей следующий пункт на карте (ведя себя, как заурядные вирусы, мы еще мним себя венцами природы).

Стремясь избавиться от удушающих романтическую душу отчетных бумаг и вернуть атмосферу свободных городов хиппи, несколько барнаульско-новосибирских приверженцев "канадской" идеи из числа "первопроходцев" собрали манатки, прихватили товары и уехали в город Томск. Жили там в духе братства, спали в одной комнате, ели с одного стола, кутили на приносимые дистрибьютерами деньги. Пока Барнаульская "крыша", из "афганцев", их там не нашла и не потребовала рассчитаться за увезенный товар. Денег у новоявленных томичей уже не было, и "крыше" пришлось пригонять их обратно в Барнаул, где закабаленные в "рабство" беглецы отрабатывали долг. Потом вернулись. Томская "канадка", по слухам, благоденствует до сих пор.

Стараниями других барнаульцев-носителей "канадской" идеи, этот бизнес открылся в Красноярске и, далее, в Иркутске.

Барнаул уже осваивает третья волна "канадской инфекции" (аналогия с вирусами, например гриппа, напрашивается сама собой), а вторая волна, попав под "новых", завершает жизненный цикл. Нынешние хозяева второго штамма "канадок" - ребята обнаглевшие вконец, не желающие отдавать трудягам-дистрибьютерам даже положенного процента. Бедняги ишачат в порядке "месячной стажировки", поэтому "пичи" рассказывают грустно, как эпитафии, и в них нет и тени прежних ноток веселого куража, здорового творческого юмора, ощущения мира под ногами. Тупо предлагают помочь каким-нибудь детским домам деньгами, за что жертвователю вручат сувенир, после чего нудно уточняют, каким образом будут переведены несчастным сиротам деньги, и как надежно этот процесс те, кому положено, проконтролируют... Или ходят совсем уж с примитивной фишкой - приурочивают визит и товар к открывающейся Алтайской ярмарке, к конкурсу "Товар года" и т.п., представляются организаторами, "одаривают" хламом от имени спонсоров ярмарок и конкурсов. Словом, воспроизводят директивно спущенный текст, составленный умными дядями-бизнесменами, далекими от улиц и сумок. Идет нормальная эволюция нынешней генерации "канадок", сращение их с большими теневиками-оптовиками, после чего "канадцы" разбегутся, кто-нибудь оплодотворит очередную точку на карте, остальные разойдутся посыпать голову пеплом, нишу займут следующие, бьющие копытами в энтузиазме, и все начнется сначала.

История освоения "канадцами" Сибири высвечивает одну проблему, выходящую далеко за рамки "пирамид", бизнеса, экономики.

"Деловары", как мы заметили, расходуют "человеческий материал" для перекачки мусора из ничейной собственности в чью-нибудь бесцеремонно, безалаберно. Если бы речь шла о природных ресурсах, то мы бы сказали: хищнически. А "материал" не только воспроизводится, он прирастает, и сильно. Коль скоро стало возможным гонять "сумчатых" вообще без оплаты в порядке "стажировки", то можно представить, как расширился у организаторов "канадского бизнеса" выбор, выросла, если считать рабочую скотину средствами производства, экономическая база. Почему? Попробуем разобраться.

На первый взгляд, ничего необычного не происходит. Идет заурядная эксплуатация вечного стремления молодых в сторону золотых вершин; на них просто навьючивают груз и возят его какое-то время. Пример отцов и дедов, натаскавших деньги финансовым "пирамидчикам", как водится, молодых ничему не научил, но и тут они не оригинальны, во все времена люди учились на своих, а не чьих-нибудь ошибках, а что своих денег еще не заработали - не беда, будут собирать у других. Что действительно поражает в "поколении пепси", так это безудержность, безголовость стремления. Они движутся к вожделенному свету, к своей никем не виданной, только в мифах описанной "канадской фортуне" почти на автопилоте, ничего не видя, не слыша, не думая - прямо сказка о крысолове какая-то! Помните, дудочник играл, а крысы шли, пока в море не утонули.

Но и этой сомнамбулической тяге к блеску удивляться не стоит. В сегодняшнем информационном пространстве куда ни плюнь - сплошные "дудочки", зовущие и манящие. У взрослых-то голова кругом, а что говорить о выкормленных под неумолчные трели? В лице всяких "сетевых" построений мы просто наблюдаем одно из проявлений сильнейшего разрыва "виртуальной" и настоящей жизни. Как ему, юному-рьяному, не помчаться за морковкой, если к офисной жизни, успешной и красивой, он готовился чуть не с пеленок?

Как бы экзотически ни выглядела "канадская компания", она не барабашка от экономики, а явление для нашей жизни нормальное, даже обыденное. Вокруг все она же, только в разных проявлениях. В виде сериалов и фильмов с героями сплошь крутыми да деловыми, непонятно когда и как зарабатывающими деньги, судя по интерьерам немалые. В фабулах, сюжетах, сценариях, которые - если не про бандитов - представляют собой нескончаемую жвачку на тему "из грязи в князи". Под крышечками-упаковочками, которые надо высылать-вырезать. Под вывесками всевозможных классов и курсов, школ и колледжей, филиалов и академий "продвинутой" специализации, что штампуют столько финансистов, менеджеров и других офисных работников, сколько офисов у нас и через сто лет не будет. В номинациях-презентациях, из которых дальше-больше составлен эфир. В лотереях и шоу, где хвалят и вручают деньги, расплодившихся со скоростью кроликов. В рекламе - и в той лет до двадцати пяти персонажи демонстрируют признаки бесштанного детства, беззаботно пьют, жуют и поют с лицами без намека на умственную деятельность, а персонажи чуть старше - шасть в деловую обстановку, в костюм, за руль, в "новорусский" интерьер и в компанию девочек-моделей - пьют, жуют, счастливо улыбаются уже там. В школе - смех и грех - чадо сопли кулачком вытирает, а на видном месте таскает пэйджер, обмениваясь посланиями типа "скины лохи", "рэперы дебилы".

"Канадки" - интересная деталь - массового расплодились по стране в середине 90-х, ни раньше-ни позже. Экономика "дозрела"? Законы стали удобней? Дудки! Прежние условия, наоборот, куда больше благоприятствовали "канадскому бизнесу", а вот поколение потенциальных "сумконосцев" достигло совершеннолетия только в середине 90-х. "Деловары" просто направляют, так сказать, энергию юных масс, сформированную не ими и не для них, в нужное для них, "деловаров", русло... В общем, действительность в мыслях изрядной части генерации присутствует в виде блестящего, крутого и делового мира, напичканного атрибутами успеха, а в реальной жизни мест для "деловых" очень мало, их займут единицы, остальные так и останутся "пустой породой", тем самым "человеческим материалом", который без счета расходуют "деловары", почвой, которую оплодотворяют усеченные "канадские сперматозоиды". И деньги в реальной жизни имеют свойство собираться крайне неравномерно; у большинства их не будет никогда, кроме как на жизнь от получки до получки. И остается им, бедным, пусть не деньгами, так хоть "понтами" (в переводе с "новояза" - вид, впечатление) уподобиться образу делового мэна, "разделить успех", приобщиться к вершинам. С такой матрицей в голове сам бог велел попадать под опеку "канадских профессионалов" - организаторов "сумочных" бригад; наивно пытаться самоорганизоваться, пока не "зачистят"; быть востребованным другими мошенниками из легального и нелегального бизнеса, коим несть числа.

Вот почему "канадские" идеи живут и побеждают!

рекламный обман, потребительский рынок, зомбирование

Previous post Next post
Up