Папуа-Новая Россия. 52. Зомби мира продуктов-пробиотиков

Jul 06, 2011 00:54



за фасадом рекламы

О НАШЕЙ С ВАМИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ,

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОДУКТАХ

И "ЗОМБИ-ИЗДЕЛИЯХ"

Один из наиболее бурно развивающихся сегментов сегодняшнего рынка - это так называемая ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ или ПРОБИОТИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ, разного рода пищевые добавки, препараты, продукты, содержащие полезную микрофлору. До середины 90-х продукцию такого рода можно было пересчитать по пальцам. На предприятиях, специально для этого созданных и должным образом оснащенных, выпускалось несколько видов кисломолочных продуктов, использовавшихся в основном для детского питания. Но в последние 4-5 лет производителей как прорвало. В сопровождении мощной рекламы, обещающей избавление от многочисленных напастей рода человеческого, рынок заполнили десятки наших и зарубежных препаратов бифидо- и лактобактерий в пилюлях и ампулах, драже и капсулах, пакетиках и брикетиках, и даже в жевательных таблетках.

Разобраться в этом изобилии - дело немыслимое. Но пытаться надо, хотя бы для того, чтобы деньги зря не палить на хитромудро раскрученные "пустышки". Чтобы понять этот рынок, нужен кое-какой "ликбез".

ЧТО ТАКОЕ ПРОБИОТИКИ, И ЗАЧЕМ ОНИ НАМ НУЖНЫ?

Биологически человек, если кто не знает - не просто набор органов и систем, ходячий и полагающий, что он думает. Это своего рода биологическое сообщество. У нас в организме живет более 400 видов микроорганизмов, без которых наше существование невозможно. Большинство "дружественных" бактерий обитает в кишечнике. Они защищают от патогенных микроорганизмов, в огромных количествах поступающих с пищей, расщепляют питательные вещества до состояния, позволяющего нам их усвоить, нейтрализуют токсины, вырабатывают многие необходимые витамины и аминокислоты. Другими словами, обеспечивают полноценный обмен веществ. Эти-то самые бактерии, живьем забрасываемые в организм в удобоглотаемом виде для того, чтобы они делали там свою работу, и есть пробиотики (в противоположность антибиотикам - веществам, убивающим живое).

Потребность в пробиотиках нарастала одновременно с прогрессом.

Миллионы лет природа приспосабливала нас, особей рода Homo, равно как другие свои творения, к условиям жизни на земле - к имеющейся на ней еде, воде, климату, воздуху, всему. Пришли исторические времена. Популяция Homo неимоверно размножилась. Теперь мы живем кучно, вдыхаем выхлопы, пьем выбросы, пищу берем не в природе, как все порядочные приматы, а создаем искусственно, и еще действуем друг другу на психику. Но биологически мы - все те же товарищи, что жили в пещере Кроманьон, не зная антибиотиков, радиации, еды из магазина и воды из-под крана. Наши организмы со всей их микрофлорой по-прежнему настроены на пищу, которая есть в природе, и никакую иную. И поскольку практически все, что мы употребляем (а также чем лечимся, травимся, отмечаем праздники и т.д.) - продукты для организма и его микрофлоры чуждые, уникальный баланс в пищеварительном тракте рушится. Начинается ДИСБАКТЕРИОЗ. "Хорошие" микроорганизмы подавляются, патогенные и гнилостные идут в рост, обмен веществ становится ненормальным, "сбой" идет по всем органам и системам организма, и дальше по принципу "где тонко, там и рвется". То же бывает от антибиотиков, стрессов, облучений и других радостей цивилизации. Дисбактериоз - основное, "базовое" условие для многих болезней печени, иммунной системы, желудочно-кишечного тракта, аллергических, респираторных, других заболеваний, а также первопричина невообразимого числа мелких неприятностей до сальных волос включительно. После пресловутого кариеса (тоже, кстати, спутник цивилизации; у кроманьонских окаменелостей его нет) дисбактериоз - самая распространенная напасть рода человеческого, только куда более грозная. В России, к примеру, им страдает, по разным оценкам, от 70 до 90 процентов населения. Это - плата за цивилизацию. Счет, выставляемый природой за нашу, как мы полагаем, разумность. Такова, вкратце, суть научных воззрений на роль микрофлоры кишечника в нашей жизни.

Что делать упомянутым 70-90 процентам? Выбор не густ: или оставаться при своем дисбактериозе дальше и лечить с возрастающей частотой всевозможные его следствия, или регулярно "десантировать" в организм нужные бактерии, употребляя пробиотики.

КАК ДЕЛАЮТСЯ ПРОБИОТИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ?

Традиционные пробиотические продукты выпускались в нашей стране, пока их не начали теснить с рынка новаторские изделия, без малого полвека. Делаются они и сегодня, хотя объемы резко упали.

Основу пробиотических продуктов, как мы уже знаем, составляют две группы микроорганизмов. Когда говорят о лактобактериях, имеют в виду разновидности (штаммы) ацидофильной палочки, Lactobacillus acidophilus. Их используют для производства БИОЛАКТА и АЦИДОФИЛЬНОГО МОЛОКА, которые служат "живым" прикормом для грудничков взамен обычного молока и кефира, простого АЦИДОЛАКТА для детей от полугода, АЦИДОЛАКТА ОСОБОГО для диабетчиков, и т.д. Виды и штаммы рода Bifidobacterium дают жизнь другой группе продуктов. Это БИФИЛИН, применяемый с первого дня жизни для питания детей, находящихся на искусственном и донорском вскармливании, БИФИЛАКТ и БИФИДОК с их ярко выраженным лечебным действием при дисбактериозах, ряд других. Самое распространенное заблуждение насчет этих продуктов: почему-то их считают детскими. Они в самом деле незаменимы для детей, но это не мешает им быть исключительно ценными продуктами для взрослых.

Чтобы лечебно-профилактический продукт действительно лечил и предотвращал, необходимы три вещи. Бактерии ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЖИВЫЕ, присутствовать В ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ, а в продукт НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ ПОСТОРОННЮЮ МИКРОФЛОРУ.

Поэтому при всей разнице рецептур, компонентов, технологий существует несколько общих правил, обязательных при изготовлении всех этих продуктов.

Идеальная среда для жизни названных бактерий - молочная, поэтому пробиотические продукты делаются на основе молока, причем, экологически чистого. Оно должно быть полностью свободно от всех изначально живущих и неизбежно привнесенных микроорганизмов, поэтому молоко стерилизуют, т.е. подвергают жесткой температурной обработке. Все последующие шаги - сквашивание нужными штаммами, внесение компонентов, розлив, укупорка - производятся методами, исключающими попадание микробов. В асептическом режиме, как сказал бы технолог.

С молочной основой пробиотиков связано еще одно массовое заблуждение, и не простое, а НАМЕРЕННО ПОДДЕРЖИВАЕМОЕ. Слово "лактобактерии", кроме узкого, известного специалистам значения, которое мы привели, имеет другое, более широкое - молочнокислые бактерии вообще. Обыватель этих тонкостей не знает, для него все, что в молоке, то и "лакто". Поэтому реклама традиционных молочных продуктов сплошь и рядом строится на утверждении, что они-де "живые", "волшебные", имеют свойство оздоравливать, за что их и следует покупать. На самом деле молочнокислые лактобактерии, содержащиеся в кефирах, йогуртах и других традиционных продуктах, в кишечнике, как правило, не живут, сразу гибнут. Поэтому даже если в изделиях с многомесячными сроками хранения и есть что-нибудь живое (фантастика, но допустим), для нас это не имеет ровным счетом никакого значения.

Но вернемся к технологиям. Пробиотические бактерии относятся к разряду анаэробных, иными словами, на воздухе не живут. Отсюда еще одно важнейшее требование: укупорка проводится бе воздуха, а продукция герметически защищена.

Теперь о количественных показателях, которых следует добиваться. Здесь мы найдем еще одну рекламную утку. В роликах о "живой" и "чудесной" продукции частенько говорят: в нашем-де изделии содержится 10 миллионов штук этой нашей ах какой чудесной культуры. Потребитель потрясен. Зря. В реальности, чтобы оказывать воздействие на процессы в кишечнике, подобных доз совершенно недостаточно. Минимально необходимое количество лакто- или бифидобактерий составляет 100 миллионов на 1 мл (1 биодоза на языке специалистов). Это тот минимум, при котором культура может противостоять патогенной микрофлоре и колонизировать кишечник.

Далее, тара. Продукт может быть только в герметически укупоренной (что требует еще одной термообработки или жесткого облучения ультрафиолетом) стеклянной бутылке. Никаких тетрапаков и пластиков! Стекло - единственный известный пищепрому абсолютно надежный и экологичный материал. Кто бывал в Европе, тот знает, что там делают огромное количество разнообразных пробиотических продуктов, все они (равно как традиционные молочные изделия, соки, напитки и вообще жидкие товары продовольственной группы) выпускаются только в стекле и, как правило, имеют небольшие сроки хранения. Кстати, когда специалисты из Европы приезжают налаживать какие-нибудь наши новаторские производства, в приватных беседах они прямо говорят российским коллегам: "Вы отстали лет на 20". Правда, налаживать помогают в основном современные, как мы думаем, линии тетрапаков, но это уже вопрос экономики, а не технологии.

Экономически, сами видите, выпускать пробиотические продукты дорого и хлопотно. Стерилизация, бактерицидные лампы, возня со стеклом... - все стоит денег, а в итоге приводит к появлению продукта пусть настоящего, замечательного, лечебного, профилактического и несомненно "живого", но очень уж мало хранящегося (от 36 часов до 5 суток), и к тому же требующего холодильных витрин. Посему и продавать его тоже невыгодно.

А что выгодно? Здесь мы выходим на вторую группу товаров - новаторские, дорогие и красивые, хранящиеся от нескольких недель до нескольких лет, привлекательные и для производителя и для коммерсанта изделия. Именно они превалируют на рынке.

"ЗОМБИ" МИРА ПРОБИОТИКОВ

В распоряжение редакции были предоставлены данные, ранее никогда не оглашавшиеся. В лаборатории микробиологии, что работает при СибНИОС технологии переработки молока (в просторечьи - "молочный институт"), из чисто научного интереса время от времени проводят анализ микрофлоры появляющихся на алтайском рынке пробиотиков "новой волны". Исследования не имеют статуса официальных, образцы чаще всего предоставлены не специалистами, а всего лишь лицами, заинтересованными в реализации, но это - единственная информация о новаторских изделиях кроме той, что сообщают сами производители новаций. Дело в том, что сегодня в Алтайском крае вообще нет НИ ОДНОЙ официальной организации, контролирующей состав и количественные показатели пробиотических препаратов на момент их реализации. В контрольных и надзорных органах нет оборудования, в организациях, где оно есть, анализы дороги, платить за них - кому надо? И фактически о большинстве продуктов ничего, кроме рекламных текстов, мы не знаем. Верим производителям и распространителям на слово.

Вот некоторые результаты ислледований.

В документации к ЖИДКОМУ КОНЦЕНТРАТУ БИФИДОБАКТЕРИЙ новосибирского предприятия "Вектор" заявлено, что препарат содержит 1000 биодоз, или 100 миллиардов клеток на 1 мл. Живых бифидобатерий в препарате не нашли. Микроскопия выявила около 1 миллиарда мертвых.

В таблетках БАД "САНТА-РУСЬ" по 0,43 г, представляющих собой, по версии изготовителя, сплошную массу живых бактерий, нашли 300 (не миллиардов, штук!) живых клеток, 95 процентов которых - споровые аэробы, т.е. посторонняя микрофлора. Бифидокультуры не найдено.

Заявленные в продукте «НАРИНЭ» новосибирского производства 100 миллионов лактобацилл действительно обнаружились, но нашлось столько же посторонних стрептококков, которых вообще не должно быть.

Сухая закваска «НАРИНЭ» (г.Омск). Ацидофильных бактерий должно быть не менее 1 миллиарда на грамм, в реальности оказалось не более 1 миллиона. Свертываемость "заряженного" данным препаратом продукта составила 20 часов, что никуда не годится, ибо за это время в продукте вырастет и испортит его посторонняя микрофлора. Нормальное время свертывания - 3-4 часа.

Несомненный лидер продаж драже «ЛАМИНОЛЛАКТ» фирмы "Авена" (С.-Петербург). Два из трех обещанных видов микрофлоры отсутствуют, общее количество бактерий 710 тысяч клеток на грамм.

Интересная история вышла с жевательными таблетками «ПРОБИОНИКС» знаменитой фирмы Enrich из США. В первом попавшем на анализ образце декларировались 1 вид лактобацилл и 3 вида бифидобактерий в количестве 2 миллиона на таблетку, но ни одной бактерии какого-либо из видов в лаборатории не нашли, выросла только одна неопознанная споровая колония во 2-м разведении. Узнав о результатах исследований, представитель фирмы предоставил еще образец, т.к. первый-де был негодный. В новом образце «ПРОБИОНИКСА» лактобацилл оказалось 10 штук на таблетку, бифидофлоры опять не нашлось, зато имелись посторонние диплококки.

Анализ «АЦИДОФИЛУСА» в капсулах от той же фирмы Enrich показал вместо 2,5 миллиардов клеток на капсулу 80 миллионов.

В целом, - итожит руководителль лаборатории Я.Р.Каган, - реальные показатели "нетрадиционной" пробиотической продукции соответствуют декларируемым не более, чем в 1 проценте случаев, в остальных случаях мы имеем дело с профанацией.

Почему долгохранящиеся препараты не могут полноценно заменить традиционные продукты? На этот вопрос компании, продвигающие на рынок свои драже и таблетки, сами же и отвечают. Обычно они сопровождают товар наукообразными брошюрами рекламной направленности. Откройте какую-нибудь - и вы прочтете, что в сухих препаратах высушенные вакуумом культуры слабые и мутировавшие, а в жидких концентратах они вырождаются и оттого плохо приживаются в кишечнике, и только наше уникальное и т.д. изделие, живее, мол, всех "живых"... В брошюре другой компании написано то же самое, только "уникальным" товаром назван другой. Так вот, все, что к относится "базовым" научным знаниям - истинная правда. К сему добавим, что пробиотические препараты (если только это не лиофильно высушенная биомасса, находящаяся под вакуумом или в атмосфере инертного газа), очень чувствительны к условиям перевозки и хранения; их живая флора быстро гибнет от контакта с воздухом и от продуктов собственного метаболизма, особенно при повышенной (свыше 4-6 градусов) температуре хранения. Вы когда-нибудь видели дистрибьютеров с переносными холодильниками?

В свое время, между прочим, все это в Отечестве выпускалось. В 60-70-е годы в торговле имелось несколько видов ацидофильных заквасок в таблетках для приготовления в домашних условиях простокваш и прочего. Стоили как дрожжи, продавались вместе с ними и не претендовали на роль волшебных избавителей от всех напастей, а были просто общеукрепляющими, составной частью здорового питания в ряду многих. Сегодня товар извлекли из нафталина, навели на него рекламный глянец, нагнали цену, наняли дистрибьютеров и зарабатывают деньги. Посему ешьте таблетки смело, вреда не будет, а особо впечатлительные граждане могут рассчитывать и на эффект, правда, другой природы, не связанной с микробиологией. Психологическая установка на излечение - великая вещь. Заплатив чудо-цену, ждешь чудо-результатов. Иногда срабатывает. Точно так же сработал бы кусочек мела или, например, колючка репейника - при условии, что репейник редок, и вокруг него поднят ажиотаж и вздуты цены.

Вместе с тем, нельзя грести под одну гребенку и объявлять "пустышками" все подряд. Какой-то процент товаров из группы долгохранящихся, приносящий реальную пользу потребителлям, а не одним дистрибьютерам, на рынке все-таки есть. Пусть это и не такая польза, как от традиционных пробиотических продуктов, но в сельской местности, где живые пробиотики не выпускаются, долгохранящиеся завозные - единственное, что остается. Как их опознать? Вопрос действительно сложный. Ни в каких СЭС, инспекциях и органах стандартизации вам сегодня на него не ответят.

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь

рекламный обман, потребительский рынок, зомбирование

Previous post Next post
Up