Папуа-Новая Россия. 32. Крашеные пустышки для новых российских папуасов

Jul 05, 2011 03:24



товарный ряд: просвет почти не виден

КРАШЕНЫЕ "ПУСТЫШКИ"

ДЛЯ НОВЫХ РОССИЙСКИХ ПАПУАСОВ

Когда в запретном для хвостатого племени подполе со сметаной, сливками и другими молочными продуктами застигнут кота, его извлекут за ухо и наподдают так, что кот, если не дурак, надолго забудет дорогу к крынке. Нынешний новатор молочной отрасли, как тот кот, фактически обкрадывает потребителя, подсовывая взамен полноценных молочных продуктов всякие "пустышки", но его за это гладят по шерстке, хвалят за успехи в деле подъема, вручают грамоты. Мы продолжаем увлекательное и грустное путешествие по современному молочному ряду, явившему нашим глазам невиданно богатый на вид и как никогда убогий по сути ассортимент. Сегодня речь пойдет о многочисленных фасованных изделиях-"пустышках", призванных занять в нашем рационе и сознании нишу "сливочных", а в перспективе вообще заменить традиционные сметану и сливки. Под рекламные песни и треп телеведущих о спонсорах мы начмокиваем эту "пустышку" - наивные, невинные, чрезвычайно собой довольные.

ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ НАТУРАЛЬНЫЕ СМЕТАНУ И СЛИВКИ?

Селяне, имеющие корову и сепаратор, всю жизнь делали и делают домашние сливки из молока путем отделения от него жидкой фракции - обрата (а нет сепаратора - просто снимают их через день в отдельную банку). Оставляя их в укромном, хорошо защищенном от котов месте, получают домашнюю сметану, или, как выразится технолог, "кисломолочный диетический продукт с высоким содержанием молочного жира, приготовляемый сквашиванием сливок чистыми молочнокислыми культурами" - продукт исключительно вкусный, сытный, полезный, с жирностью от 30 процентов, который едят ложками. Горожане до начала 1990-х годов довольствовались магазинными сметаной и сливками жирностью 20-25 процентов. Но независимо от того, делалась сметана домашним или промышленным способом, на выходе получается изумительный, нежнейший продукт, по питательности, вкусу, сочетаемости поистине уникальный, незаменимый в детском и лечебном питании и сохраняющий свои замечательные свойства в течение 3 дней. Идеальный баланс сливочного жира, белков, молочного сахара, органических кислот, минеральных солей и чуть ли не всех известных науке витаминов.

В науке о питании есть таблицы физиологической совместимости продуктов; так вот, сметана и сливки (для диетологов это одно и то же) - единственный продукт, не имеющий "антиподов", с которыми совмещается плохо.

Только такую сметану и такие сливки мы найдем во всех справочниках, кулинарных, домоводческих и медицинских книгах - старых, новых, новейших. Но в жизни такие продукты найти непросто. Ими торгуют возле рынков т.н. "частники", пока их не погонит оттуда администрация, да еще в частном секторе вдоль дорог некоторые жители продают молокопродукты проезжающим мимо гражданам. А в организованной торговле преобладают даже не нынешние "облегченные" 12-15-процентные продукты, которые еще можно считать натуральными, а завозные, расфасованные в красивые пластиковые "корытца" изделия, хранящиеся до полугода. "Колониальный" товар, сутки напролет прославляемый рекламой.

КАК СЛИВКИ ПОДМЕНИЛИ "СЛИВОЧНЫМ УДОВОЛЬСТВИЕМ"

Впервые с сей продукцией нас познакомили с дюжину лет назад, когда наши молокозаводы вставали один за другим, освобождая витрины и рыночное пространство для импорта. Сначала из-за бугра пришла красивая, густая немецкая сметана, напичканная генетически модифицированным крахмалом (о генетически измененных культурах мы писали в N     ), затем привезли обезжиренные "фрухтегуты" - и пошло-поехало. С началом полурынка, приватизацией торговли и отменой госмонополии на импорт красивые стаканчики и корытца пошли в страну нарастающим потоком, и уже к середине 90-х витрины фасованной продукции наполовину являли собой выставку "молочных новаций" Германии, Голландии, Дании, Австралии, Аргентины и еще половины мира. На экранах розовощекие дети черпали из ярко раскрашенных стаканчиков с импортными субстанциями лошадиные дозы энергии и здоровья. Владельцы "брендов" шли клином, видя, что натуральная, но скоропортящаяся и неброская продукция местных производителей, у которых нет ни денег, ни векового опыта "раскруток", для их красивого, не "по-молочному" долго живущего товара - не конкуренция.

Пришел август 98-го. "Дефолт" вымел с прилавков сколь-либо приличный импорт, оставив совсем уж откровенную польскую, испанскую, немецкую дешевку, а самые знаменитые иноземные "бренды" стали выпускаться в России, на предприятиях, которые "брендовладельцы" дальновидно скупили и разместили там свои технологии (сей процесс называется "инвестированием в российскую экономику" и считается однозначно положительным). Наконец, высмотрев в витрине с "колониальным" товаром брешь, "поднялись с колен" и вклинили свой подражательный "корытный" товар несколько долгожданных отечественных производителей, переставшие делать просто сметану и просто сливки. Витрины заполнили невиданные продукты: "сливочное чудо", "лакомство", "волшебство", "вкус", "удовольствие", да не простое, а разное "карамельно-банановое"... У продавцов молочных отделов поначалу мозги плавились при заполнении ценников. Куда отнести новаторское изобилие? На сливки эти 3-5-7-процентные новации явно не тянут. На "сметану" субстанции со всякими садовыми и тропическими ароматами еще меньше похожи. Для йогуртов, представляющих собой кислое молоко с ароматизатором, жира как раз в избытке. Одно место - в группе "чуд"... Проблема доныне не решена: так и пишут имена собственные.

Насколько полноценна эта замена наших традиционных молочных продуктов? Рекламные штангисты, культуристы, полнокровные малыши-крепыши и вундеркинды могут сколько угодно говорить о питательности, пользе, "энергии для роста", которую им дает субстанция из "корытца". Пусть говорят, у них работа такая. Мы отметим в бесчисленных роликах только одну деталь: персонажи едят "удовольствия" ложечками, почти как сыр. И подумаем: чем надо напичкать изделия с жалкими 5-7 процентами жирности, чтобы ложка стояла, если нормальные сметана и сливки не дотягивают до необходимой для загустения отметки даже при 20 процентах? Некоторые пишут ответ на своих "корытцах", некоторые нет, но основа любого обезжиренного "удовольствия" - эмульгатор, чаще всего модифицированный крахмал. Разведите ложку настоящих сливок в воде, бросьте какой-нибудь ароматический кристаллик, сравнимый по "аро-мощности" с хорошо нам знакомым ванильным сахаром (не думаете же вы, что кто-то действительно крошит ананасы с бананами в стаканчики, как показывают в рекламе; почти все "тропические" ароматизаторы делаются на основе отходов производства пищевых жиров и модифицированной целлюлозы в той же Германии) и заешьте картофелиной - по питательности будет то же самое, только витаминов, благодаря картофелине, побольше.

Замена, как видим, весьма убогая. Рекламисты это осознали, поэтому в последнее время видеоряд заметно "помолодел". В основном снимают детей, самым старшим персонажам слегка за 20. Между прочим, все эти песни про беспримерную питательность и совершенство новаций, набор применяемых в них ароматизаторов, облик товаров, явно адресованный юному поколению, падкому на яркое-сладкое, отражают очень серьезные процессы, происходящие в нынешнем молпроме.

Отрасль сегодня разделилась на два лагеря. «Продвинутый» сектор, попытавшись было приобщить к нео-продуктам всех и столкнувшись с неприятием новаций консервативной части покупателей, теперь откровенно работает на молодежь, предпочитая гнать стерилизованные крахмальные "пустышки" и хорошо жить. А молочникам, которые держатся принципов, оставлена возрастная группа, выросшая на натуральных продуктах.

ЮНЫЕ ПАПУАСЫ НА ЭКРАНЕ И В ЖИЗНИ

А теперь подумаем, почему одновременно с рекламой новаций с не меньшей интенсивностью ведется реклама лекарственных средств, в основном для лечения нарушений органов пищеварения? Впустую ведь фармо-фирма палить деньги не будет, а только если есть насущная потребность, спрос...

Чтобы ответить на вопрос, нужно изложить некоторые вещи, которыми новаторы пренебрегают. Желудок на самом деле - не "автоклав", где варится все, что туда положат, как мы обычно считаем. Наша с вами система пищеварения - штука тонкая и сложная. Имеются разные группы желез, вырабатывающих разные расщепляющие вещества, химически противоположные. Организм сам включает нужный "режим" пищеварения, в зависимости от того, какую пищу нужно перерабатывать. Белковая, например, расщепляется при кислотной обработке; для пищи углеводной крахмальной организм "включает" щелочную среду; стремясь пропустить сахара (их усвоение происходит в кишечнике), желудок "тормозит" всю свою секрецию; настраиваясь на кислоты фруктов и ягод, прерывает обработку крахмала; на жиры - белковых веществ, и так далее. Отсюда следует, что пищевая ценность продуктов не сводится к ценности компонентов, едва ли не более важную роль для здоровья человека играет их сочетаемость, пищевой баланс.

Натуральные продукты, такие как традиционные молоко и сливки, как раз и являют собой идеальный баланс. Имеющееся в нем естественное сочетание "белки-жиры-углеводы" отлаживала (не на прошлой неделе, а в последние миллионы лет) сама матушка-природа.

Мы такие вещи чувствуем подсознательно (избегая, например, есть овощи с молоком или творог с картофелем). Предки избегали противоестественных сочетаний осознанно: запрет на смешивание молока с несочетающимися видами пищи знали все древние религии мира (включая наш с вами любимый Ветхий Завет - Исх. 23, 19). Еще более далекие предки вообще не имели возможности поедать сочетания несочетаемого, поскольку таковых не было в природе...

А в "чудесах" и "удовольствиях" все перепуталось, и что бы там ни пели о дивном пищеварении в роликах - это настоящая гремучая смесь для нашего бедняги-желудка. Сплошные физиологические табу, запретные для желудка пары, нуждающиеся в противоположных средах, а заодно и в отсутствии сред. Попробуйте-ка дать телу команду сидеть и прыгать одновременно. Или глазам - смотреть в обе стороны сразу. Предположим, получилось. Что тогда станется с вашими глазами? Но с желудком мы почему-то так и поступаем, даем взаимоисключающие команды, и делать это начинаем с дошкольного возраста. Взрослый еще насторожится, недаром же от возрастного контингента отступились рекламщики, а у ребенка тормозов нет, поэтому имидж, дизайн, видеоряд с "саунд-терком" в ролике и картинка на "корытце" - все направлено на то, чтобы пробудить хватательные рефлексы юных российских папуасов.

И когда дошкольник, годами пребывавший на беспросветной "корытно-папуасской" диете (речь идет не только о "молочном новаторстве", но и "кондитерском", "лимонадном", прочем), становится школьником, мамаше частенько приходится таскать его к гасроэнтерологам, ругая, как водится, медицину, власть, тяжелую жизнь. Остыньте, мамаша, на минутку, подойдите к зеркалу и выскажите хотя бы часть ваших замечаний ему.

И не будьте глупее кота, с которого мы начали данную статью.

Если вашему усатому-полосатому выставить целый ряд самых "ценных" и "совершенных" новаций, а рядом обычные сливки или сметанку - что, думаете, он предпочтет? То-то же.

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь

рекламный обман, потребительский рынок, зомбирование

Previous post Next post
Up