Папуа-Новая Россия. 16. "Мертвая вода" современных технологий

Jul 04, 2011 23:43



"МЕРТВАЯ ВОДА" ВОДО-МИНЕРАЛЬНОГО РЫНКА

Пишут о минеральной воде много. Поэтому читатели знают, что минеральная вода бывает СТОЛОВАЯ, ЛЕЧЕБНО-СТОЛОВАЯ и ЛЕЧЕБНАЯ; что ее пьют не только для удовольствия, но и для лечения и профилактики многих болезней; что целебные свойства воде придают АНИОНЫ и КАТИОНЫ, перечень которых приведен на этикетке. Но самая важная информация обычно остается за пределами читательского внимания. Восполним пробел.

КАК ПОЛУЧАЮТ МИНЕРАЛЬНУЮ ВОДУ?

Хотя для большинства покупателей вся минералка - на одно лицо, на самом деле ее разновидностей великое множество. По составу минеральные воды делятся на 52 группы, по ценам отличаются в разы, самое же важное для потребителя различие - в технологиях.

Существует КЛАССИЧЕСКИЙ метод розлива, который много лет был единственным. Вода поступает на предприятие из источника по трубе-отводку, фильтруется, обеззараживается жестким ультрафиолетовым излечением или солями серы и натрия, насыщается углекислотой и разливается в бутылки - стеклянные, под кронен-пробкой. Эти предприятия расположены в курортных зонах. Они делают наиболее дорогую, элитную продукцию, которая принесла славу и источникам, и курортам.

Настоящей кладовой целебных минеральных вод является Кавказ. Воды оттуда встречаются и в алтайской торговле; в частности, можно назвать "Эльбрус 5642" и "Новотерскую целебную". Но в целом на алтайском потребительском рынке, особенно после изъятия из торговли "Боржоми", кавказские воды представлены в крайне ограниченном количестве. Что объяснимо: у предприятий "классического розлива" ограниченная мощность. В природных источниках, в отличие от водопровода, напор не увеличить; поставить на том же месте еще одно разливочное предприятие не менее затруднительно. Между тем, по официальным данным рост производства минеральной воды в России за десять с небольшим лет увеличился примерно в 20 раз. В стране наблюдается настоящий "минеральный" бум. Возникает естественный вопрос: что это за вода?

Ее получают другими способами.

"КЛАССИКОЙ С НАТЯЖКОЙ" можно назвать метод, при котором воду везут автотранспортом или железнодорожными цистернами до разливочного предприятия, где проделывают с ней то же самое.

Наконец, новации последних лет - получение воды из концентратов и солей. Это бурно развивающиеся ИСКУССТВЕННЫЕ методы.

Продукция всех трех разновидностей мало отличима на вкус и по химическому составу. Внешне она тоже одинакова: все производители пишут на бутылках одни и те же перечни анионов-катионов и "Показания к применению", перечисляя болезни желудочно-кишечного тракта, почек и т.д., от которых предохраняет и лечит их продукция. Различать воду нужно по технологиям, потому что в действительности лечебно-профилактический эффект минеральной воды определяется НЕ ТЕМ, КАКИЕ В НЕЙ ИМЕЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, А ТЕМ, В КАКОМ ВИДЕ ОНИ НАХОДЯТСЯ.

ЧТО ТАКОЕ "ЖИВАЯ" И "МЕРТВАЯ" ВОДА?

У медиков есть свой показатель для минеральной воды - "биологическая активность".

В воде есть агрессивные вещества, которые в организме человека немедленно вступают в реакцию с веществами эпителия желудочно-кишечного тракта, чем и производят лечебный эффект. Но оказавшись на воздухе, они столь же быстро вступают во взаимодействие с кислородом, в результате чего нейтрализуются, теряют активность.

100-процентную биологическую активность имеет "живая", как говорят специалисты, вода из недр, которая, нигде не соприкоснувшись с воздухом, бьет из ключа прямо в подставленный курортником стаканчик.

Наиболее "щадящая" технология розлива воды в герметические емкости непосредственно из источников сохраняет до 98 процентов активности. Именно такую воду и можно считать лечебной; в частности, ее применяют в лечебно-профилактических целях в санаториях.

Даже самые аккуратные, но связанные с транспортировкой и неизбежным контактом с воздухом технологии сохраняют, по оценке одного из руководителей санатория "Обь", заслуженного врача России Л.А.Фуст, лишь процентов 50-60 "биологической активности". Вода с такими показателями в санаторно-курортных учреждениях, специализирующихся на заболеваниях ЖКТ, не применяется, считаясь "мертвой".

Биологическую активность воды, полученной разного рода "порошковыми" и "концентратными" технологиями, медики оценивают как нулевую. Она утоляет жажду, и это - все ее достоинства, что бы ни писалось на этикетках.

"Классическая" минеральная вода, разлитая в традиционных местах водолечения, занимает на алтайском потребительском рынке не более 5 процентов. Таким образом получается, что в 95 случаях из 100 имеющиеся на этикетках "Показания к применению" напечатаны там для красного словца.

Если мобилизовать все наши знания по русской литературе, то мы легко вспомним массу персонажей, от Печорина до монтера Мечникова, которые поправляли здоровье "на водах", т.е. непосредственно на источниках, но не встретим ни одного обратного факта, чтобы воду, обладающую целебными свойствами, везли куда-то, где есть потребность. Их и не было. Во все времена люди ездили "на воды", а не воды везли к ним.

Кстати, Кодекс Всемирной организации здравоохранения и Всемирной торговой организации вообще запрещает разливать минеральную воду вдали от мест ее добычи, но в нашем ГОСТе ничего подобного не написано, чем и пользуется огромное количество производителей.

ПОЧЕМУ "МЕРТВАЯ ВОДА" ПРЕОБЛАДАЕТ В ТОРГОВЛЕ?

"Мертвая вода" выгодна многим. Производителю, имеющему "подъем", не снившийся даже водочному "подполью". Коммерсанту, которому более низкая цена дает ускоренный оборот. Государству, получающему налоги с того и другого. Не выгодна она только одной категории - потребителям, покупающим воду за ее лечебные и профилактические свойства.

Почти всеобщая выгода породила невиданный подъем производства минеральной воды в России. Если еще в 1997 году на 1 литр минеральной воды, выпиваемой россиянами, приходилось 10 литров безалкогольных напитков, то к 2000 году соотношение составило один к полутора, а сегодня выровнялось. Примерно такое же соотношение и на Алтае. Большинство торговых фирм, конечно же, предпочитает работать с более дешевым и выгодным товаром.

Мы не против "мертвой воды" как таковой - право на жизнь имеет любой товар, в том числе и искусственный. Просто товар должен быть ЧЕСТНЫМ. Мы должны знать, за что мы отдаем деньги.

ПОДДЕЛЫВАЮТ ЛИ МИНЕРАЛЬНУЮ ВОДУ?

Еще как! По некоторым оценкам, поддельной воды сегодня в крае реализуется 35-40 процентов. Легальных производителей, работающих на алтайском рынке, десятка три-четыре, а в летний сезон за счет нелегалов число производителей возрастает в несколько раз.

Масштабы безобразий, творящихся с нашими неалкогольными напитками, выявились случайно. В 1999 году, под занавес своего премьерства в крае гостил С.Степашин, и программу визита венчали красоты Горного Алтая. Расслабившись на катунском берегу, премьер отдыхал в компании руководителей края, любовался пейзажами и попивал газированную водичку. Ему сделалось плохо, долго полоскало в Катунь, после чего между высокими лицами состоялся нелицеприятный разговор. И не успели премьера с бледным лицом погрузить в самолет, как краевые лица принялись осуществлять меры. Нашли ответственных. Ввели идентификацию, обязав корпорацию "Алтайспиртпром" метить прошедшие контроль бутылки соответствующими марками. Те, кому положено, выяснили, сколько в торговле прохладительными напитками разного "левого" товару. И ужаснулись: 3 бутылки из 4. Вот так избалованный кремлевским нарзаном желудок экс-премьера помог вытащить на свет большую краевую проблему.

ИСТИННОЕ КАЧЕСТВО МИНЕРАЛКИ НА АЛТАЙСКОМ РЫНКЕ

Марка просуществовала недолго. Летом 2000 года кое-какими коммерческими и общественными организациями в крае был поднят и успешно продвинут по судебным инстанциям вопрос о незаконности решения краевых властей об обязательной идентификации. Якобы в интересах потребителей. И выиграли, доказав незаконность наклеивания этой самой марки. Заблуждались ли они честно, имели ли материальный интерес - вопрос не в этом; когда надо отстаивать доходы, находятся и общественность, и заявители. Для нас важен результат, а он в том, что с тех пор фактически не имеет значения, легальную мы берем минералку или фальсифицированную - качество у них одинаково низкое.

Поясним цифрами. Эта провалившаяся попытка обеспечить безопасность водо-минерального рынка позволила провести более-менее масштабные исследования прохладительного товара, принесшие следующие результаты. Непосредственно перед введением идентификации провели предварительные лабораторные испытания напитков от 24 алтайских и 4 российских производителей. 40,7% продукции оказалось негодной: 3,9% не соответствовали ТУ и ГОСТу (опасные примеси мышьяка, ртути, кадмия, свинца), 36,8% - санитарным нормам (наличие кишечной палочки, плесени, бактерий рода сальмонелл и т.д.). В разгар прохладительного сезона цифры чуть уменьшились: не прошли проверку и не были допущены в продажу 30,6% напитков (23,8% по причине микробов, остальные по примесям). Это - официальные данные. А по неофициальным заказчик - владелец заокеанской торговой марки даже и допущенные в торговлю партии протаскивал через идентификацию с огромным трудом, сторонам приходилось идти другу другу навстречу, беря из партии вторую, третью, четвертую бутыль - до тех пор, пока не находился образец с микрофлорой в пределах допустимых норм, после чего пропускалась вся партия.

Подобные истории с марками и судами происходили и в других регионах РФ, где пытались ввести идентификацию.

Представляете, насколько низко качество, мала себестоимость и велика прибыль от минеральных и прохладительных нео-газировок, если заказчик решил, что пусть лучше подделывают его товар, чем проверяют!

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь

рекламный обман, потребительский рынок, зомбирование

Previous post Next post
Up