Папуа-Новая Россия. 13. Триклозановое помешательство

Jul 04, 2011 23:11



ТРИКЛОЗАНОВОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО

В дорекламную эпоху люди жили и не подозревали, сколько опасностей подстерегает их на каждом шагу. Но закончилась беззаботная эпоха, и рекламисты стали открывать нам глаза. Каких только "страшилок" ни вбрасывают в нашу жизнь! Только научились не бояться страшного холестерина, перейдя на суррогатные продукты без оного - а уже грозят ужасные калории. Убоялись. Защитились с помощью сахариново-цикломатовой отравы без калорий - тут как тут пылевые клещи, а за ними "тяжесть в животе", а следом кариес и "сухие кончики"... Так и бросаемся из фобии в фобию, едва успевая защищаться от напастей, обложивших со всех сторон. Не рынок, а индустрия страха какая-то. И что интересно, атеросклероза - следствия холестериновых бляшек, от нашей с вами защиты меньше не становится, краевые показатели смертности от сосудистых нарушений зримо отзываются только на скачки цены на водку, ведущие к скачкам потребления "паленки". Похудение наблюдается в основном только в роликах. Кариес - поголовный. Так может быть, не того боимся? Попробуем разобраться, а для примера возьмем очередную напасть, набравшую масштаб чуть ли не национальной истерии. Имя напасти "болезнетворные бактерии", а средства спасения: мыло, гели, дезодоранты и другие составы с триклозаном.

* РОЖДЕННЫЕ БОЯТЬСЯ

Вошли "болезнетворные" в нашу жизнь тихой сапой, и теперь мы без них не мыслим наш быт. Таятся всюду: на собаках, на мячиках, даже на плитах, которые еще остыть не успели, сидят, подлые, мечтая нам навредить, "под ободком", но больше всего их водится на детях. Бороться с супостатами просто: вся микрофлора "зачищаются" под ноль, как напалмом, с помощью хлорсодержащего вещества, этого самого триклозана. Сияющие малыши, "рекламные" потребители "сейфгарда" подтверждают, что защита от супостатов надежна и приятна, а их счастливые "рекламные" мамы заверяют, что теперь они "спокойны за них всегда". Идиллия.

А теперь повнимательней всмотримся в рекламу. Прежде всего в глаза бросается одна деталь: в "триклозановых" рекламных идиллиях персонажи исключительно молоды. "Рекламным" мамам едва за 20, а более старшие члены семьи как будто специально "зачищены" заказчиком роликов под ноль. Хотя другую свою продукцию та же американская корпорация "Проктор энд Гэмбл", раскручивающая "сейфгарды", ориентирует на все возрастные группы. Люди старшего возраста вместе с молодыми и стирают, и плиты драят, и смеются от радостной жизни, подаренной товарами "ПэГ", в общем, не считая порфюма с триклозаном, одни только прокладки не рекламируют, потому что им незачем. Порфюм, получается, тоже. Представьте ролик, где счастливая бабушка защищает себя "сейфгардом". Нелепость, правда? Но лишь для нас, потребителей. А для корпораций, навязывающих нам узкоспециальное средство как товар для всех, и не просто товар, а спасение от тут же придуманной угрозы - умная, дошлая наука, называемая "информационные технологии". Люди, которые всю жизнь пользовались нормальным мылом ("детским", "хвойным" и прочим) и никаким образом от этого не страдали, не будут "защищаться" "сейфгардами", хоть ты им польку-бабочку на ушах танцуй. А значит, мамы в возрасте тех, что мы видим на экране, выросшие в условиях массированного "мытья мозгов" - единственная "возрастная ниша" на рынке. Их-то, рожденных бояться, и окучивают.

Сначала показывали видеоряд, где защита на самом деле нужна: ребенок рассаживает коленку, лобызается с псиной... Затем две картинки якобы под микроскопом: после-де "обычного мыла" палочки так и кишат, а после "Сейфгарда" нет (чушь, конечно, любое мыло смывает более 90 процентов микроорганизмов, а восстанавливается микрофлора, после хоть мягких, хоть тотальных "зачисток" одинаковыми темпами, только патогенная на чистом месте побыстрей). А теперь - извольте! - "защита на каждый день".

* В ЭТО ВРЕМЯ НА КОЖЕ

Пока замороченная страхами голова живет своей жизнью, остальной организм, включая кожный покров, вынужден жить своей. Что происходит на нем, находящемся большую часть суток, по версии производителей защитных средств, без защиты?

На коже, хоть самой чистой, на любом ее неразличимом глазом участке, в каждой поре живут мириады микроорганизмов. Практически все они либо нейтральные - живут и живут, занимаются своими нехитрыми делами, либо так называемые симбиотические - тоже живут, заодно участвуя в наших с вами обменных процессах и защищая от патогенной микрофлоры, лишая ее, так сказать, "кормовой базы" и "жизненного пространства" или прямо уничтожая. Наука открыла более 400 таких микроорганизмов, живущих в симбиозе с организмом человека, а сколько их есть на самом деле, не знает никто. И вот, представьте себе, произошла тотальная "зачистка" микрофлоры под ноль. "Свободную территорию" немедленно заселяют другие микроорганизмы, но теперь патогенные, гнилостные бактерии не встречают сопротивления и получают все шансы резко размножиться и сотворить на наших кожных покровах какую-нибудь гадость - мы ее называем "экземами", "дерматитами", "воспалительными процессами" и т.д. Ведь "патогены" они только для нас, а для природы это просто наиболее сильные, агрессивные микроорганизмы. И чтобы на коже не возникло какое-нибудь раздражение, не усилился запах и т.д. (а уж тем более когда возникло), надо опять хвататься за триклозан. Начав, как советует реклама, ежедневно пользоваться "сейфгардом", мы скорее всего будем вынуждены продолжать это делать, снова и снова возобновлять, воспользуемся словами из роликов, "надежную защиту в течение дня". Другими словами, на бактерицидные средства гигиены можно "подсесть", особенно когда кожа нежная и чувствительная. Как, например, у детей. Или молодых женщин. А что еще производителю надо?

Вместе с тем, нельзя сказать, что наука равнодушно на триклозановое нашествие взирает, запершись в своей башне из слоновой кости. Схему формирования зависимости выявляли, в частности, ученые Института биохимии и генетики Московской медицинской академии им.И.М.Сеченова, просто пробиться на нынешний информационный рынок с подобными данными весьма затруднительно.

Примерно то же происходит, когда принимают антибиотики - те же антисептики, только внутрь; неизбежное благо и проклятие человеческого рода. Любому, кто принимал курс антибиотиков, известно, что он сопровождается той или иной степени дисбактериозом - патогены, не встречая в "зачищенном" пищеварительном тракте дружественной нам микрофлоры, точно так же бурно идут в рост, и чем сильней средство, тем дольше пациенту маяться диареей. И точно так же можно "выключить" природную защитную функцию организма, "подсадив" его на витамины, лекарства и бифидокефиры. Любопытно, что те же мамы, которые с радостью схватились за "сейфгард", обычно и антибиотиками пичкают чадо по поводу и без повода, годам к 7-8 получая хронически ослабленного ребенка с разрушенной иммунной системой, цепляющего все мыслимые и немыслимые болячки и до конца школы пребывающего в группе ЧДБ. А что вы хотели? Нормальная реакция чада на заботу, которой его подвергают.

* "МЫЛЬНЫЙ" ВОПРОС: СУМЕРКИ ПСИХОЗА

В том, что "триклозановая истерия" искусственно создана иноземными мастерами имиджа, не останется никаких сомнений, если мы посмотрим, что у нас в Отечестве было в этом секторе в дорекламную эпоху. Собственно, почти все это и сейчас есть, просто попало на задворки потребительского внимания.

Ни в России, ни где-либо в мире, ни даже в самой Америке, на родине триклозановых гелей, мыла и т.д. прежде никогда не путали обыкновенную гигиену и жесткую медицинскую потребность. У нас в стране было огромное количество бытовых дезинфицирующих средств для обработки ссадин, царапин и других повреждений кожи - всем известные атрибуты домашних аптечек на основе спирта, йода, бора и т.д., и были средства для каждодневного умывания. Единственное мыло "убойного" действия - "Сульсеновое" (в мыльную стружку вводился сернистый селен-сульсен, мощный антисептик) применялось только по назначению врача. А почти все "обыденные" средства гигиены и так находились на стыке с медициной, сами по себе способствовали заживлению ранок, но при этом не обладали "убойной силой". Большинство марок делалось на основе естественных компонентов, с жирами животных, главным образом пушных зверей; назовем "Лесное" с хвойной хлорофиллокаротиновой пастой, "Дегтярное" из одноименного сырья, "Детское" с норочьим жиром, который сам по себе богат на вещества, полезные для питания, защиты, здоровья кожи, и т.д. Искусственные антисептики и вообще компоненты, если и включались в рецептуру, то минимальными дозами, отчего наше мыло "классического", ГОСТовского ассортимента не только улучшает кожу, но и не вызывает аллергий. Америка же с их отсутствием звероводства, "Гринписом" и просто другой природой такой роскоши позволить себе не может; она в "мыльном" вопросе - как наше зеркальное отражение. Все, что можно, заменено синтетикой, эквивалентами, искусственными заменителями, а их аналог нашего "Детского" вообще доступен только состоятельным людям, т.к. по стоимости сопоставим с изделиями из меха.

Пресловутый триклозан использовался только в учреждениях здравоохранения - тех, что имеет дело с инфекционными больными или просто нуждаются в стерильности. Как нормальный медицинский препарат, каковым он и является в действительности; ведь большинство препаратов представляют собой только лишь меньшее из зол. За пределами медицины сфера применения средств с триклозаном была очень ограничена, их, например, применяли военные в тропических странах, кишащих вибрионами и палочками, против которых у белых людей нет иммунитета, какой есть у местного населения.

Американцев "подсадили" на антисептический порфюм их же собственные производители, в частности, та же "ПэГ"; довели теми же методами, что видим сейчас мы, страх перед "болезнетворными микробами" до размера общенациональной истерии, долю туалетного мыла с триклозаном на внутреннем рынке - до 50 с лишним процентов, а объем годовых продаж антибактериальных моющих средств - до миллиарда долларов, и теперь эта одна из самых запуганных наций мира делится своими фобиями с другими нациями.

Европейцы, не в пример нам, угрозу увидели. К примеру, производители парфюма из Германии, подвергшейся такой же "товарно-психической" атаке, долго терпеть не стали, а организовали собственную "зачистку" средств с триклозаном. Было проверено 34 дезодоранта и 12 пластырей с триклозаном, и, соответственно, в пяти и трех обнаружился диоксин. Чего, собственно, и следовало ждать, ибо смертельно опасный яд диоксин и любимый мамами триклозан химически очень близкие вещества, и яд может образовываться в процессе производства и потребления последнего. Кроме того, и сам-то триклозан при некоторых особенностях кожи вызывает аллергические реакции.

К слову, среди прочих исследованных марок там попалась продукция, реализующаяся и в России. Однако будем реалистами, у нас подобных заказов, тем более оргвыводов в ближайшее время ждать не стоит.

* ЧЕГО БОЯТЬСЯ - МИКРОБОВ ИЛИ "СЕЙФГАРДОВ"?

Можно ли бороться с "рекламными" фобиями вообще и с "триклозановой" в частности? Как с массовым явлением - увы, бесполезно, потому что массы должны иметь хоть какие-то базовые знания. Сообщим мы, например, что триклозан убивает только бактерии, против грибков (еще одно "рекламное умолчание") он слаб, а против вирусов бесполезен. И что? Многих ли вы знаете взрослых граждан, которые достигли таких высот в секретах микробиологии, что различают одно, другое и третье? Для большинства, чего уж таить, все одно- и доклеточные - "микробы". Они же "бактерии".

Можно сообщить, что массовое применение антибактериальных средств в быту, о чем бьют тревогу ученые, неизбежно ведет к мутациям; что уже есть бактерии, пока безвредные, которые разлагают триклозан; что появление в этом ряду патогенов - лишь вопрос времени; и что так было со всеми антибиотиками. Полюбуйтесь на один только термин, обозначающий способность микроорганизмов приспосабливаться к средствам против них - антибиотикорезистентность, и подумайте многие ли такие доводы воспримут.

Вообще никакими разумными доводами нельзя ничего поколебать в голове рекламной "милочки", хватающей хлорсодержащее средство для чистки плиты за то, что "оно и микробы убивает". Равно как потребителей триклозановых средств в специальной таре с "хоботком" для выведения микробов "под ободком".

Что такое надо делать, чтобы нацеплять там болезнетворные бактерии, и каким образом вообще туда можно добраться - представить невозможно, это уже за пределами разума, и если бы не массовая популярность этой разновидности триклозановой продукции, можно было бы подумать, что данный товар - для тех, чья боязнь микробов приняла клинические формы (такое бывает; в психиатрии даже термин для этой болезни специальный есть).

Вряд ли удастся убедить подростков в том, что пользоваться гелями и дезодорантами с триклозаном чревато. Очень грамотная рекламная работа!

Четкое, точное попадание на аудиторию, которая в силу возрастных особенностей трясется над  каждым прыщиком, раздувая его до масштабов жизненной катастрофы.

Когда-нибудь юный потребитель, безусловно, заметит, что и пот стал пахнуть резче, и сыпь появляется чаще, и это уже не будет плодом возрастной мнительности. Но к тому времени, хочешь-не хочешь, придется постоянно проводить дезинфекцию, что, собственно, фирме-производителю только во благо. «ПэГ», раз уж мы начали говорить об этой американской корпорации, вообще отличается исключительным умением выходить на "своего" потребителя. Они даже в Великую Депрессию сумели найти единственную категорию, которая в условиях кризиса будет выкладывать деньги за мыло и порошки, в лице наиболее впечатлительных и внушаемых домохозяек - давали рекламу в радиопостановках-предтечах нынешних сериалов, отчего этот жанр по сей день и называется "мыльным". Ну а уж в нашем-то информационном пространстве они вообще как у себя дома.

Остается уповать на житейскую логику, и надеяться, что даже спустя годы после начала массированного "мытья мозгов" круглосуточно, со всех страниц, экранов, приемников, упаковок некоторые все еще ее придерживаются. Под любым, сколь угодно умным давлением можно сделать усилие и сформулировать вопрос "а как же мы жили-то до сих пор без этого?", а потом попытаться на него ответить. Или (адресуется молодым читателям "АП") попытаться на минуту забыть все, что до сих пор было известно насчет пор, угрей, микробов, составов и просто взглянуть на представителей тех поколений, которым для кожного и другого здоровья всю жизнь хватало правила "мойте руки перед едой" - возможно, вы и заметите разницу между ими и вами, "защищенными", причем, не в лучшую для вас сторону.

Успеха!

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь

рекламный обман, потребительский рынок, зомбирование

Previous post Next post
Up