Антропология революций: Франция и Россия. 18+

Nov 18, 2015 17:30

Французская революция была явлением уникальным в мировой истории, первой революцией, обращенной в будущее - «мы наш, мы новый мир построим».

Для Октябрьской революции Французская была совершенно официально признана революцией-прототипом - это есть в официальных выступлениях.



Карткатура 1790 года, высмеивающая знаменитого британского интеллектуала Ричарда Прайса (1723-1791) [1], активно поддерживающего Французскую революцию. Через щель он наблюдает за нападением революционных элементов на покои Марии-Антуанетты. Прайс - автор известного сочинения «Обозрение основных вопросов и трудностей в морали» [2] / Robert Price kneeling on a large crown (with a demon on his back) to look through a peep-hole at a group of ruffians ransacking Marie Antoinette's bedroom: satirizing a speech by Price which allegedly advocated the French revolution. Coloured etching by I. Cruikshank, n.d. [1790?]. 1790 By: Isaac Cruikshank. Published: 12 December 1790?. Wellcome Library, London. Source

Историк Дмитрий Бовыкин на ПостНауке:

То, что происходило во Франции 200 с лишним лет назад, стало прототипом для того, что происходило в совершенно иных условиях в абсолютно иной стране, причем прототипом на многих уровнях, начиная от лексики - те же самые нам привычные комиссары появляются в годы Французской революции - и кончая тем, что во время Октябрьской революции постоянно следили, какие этапы прошла Французская, как в ней шла политическая борьба, вот у них террор и у нас, а будет ли у нас термидор. Это обсуждалось на уровне Центрального комитета партии, на уровне крупнейших партийных деятелей. [3]

Большевистский террор напрямую ассоциировался с якобинским террором, причем не на уровне общественного мнения, а в выступлениях руководителей партии и правительства. И Ленин называл Дзержинского якобинцем, и Сталин говорил, что сегодня органы ВЧК - ГПУ проводят террор, как некогда органы якобинской диктатуры.

Словосочетание «враг народа» появляется в годы Французской революции. [4]


2.


Карикатура изображает четыре фигуры, которые символизируют иностранные государства, негативно реагирующие на манифест герцога Брауншвейг-Люнебурга от 25 июля 1792 года. Наверху под номером 5 - Славы, которая держит надпись "Французская Республика" / Title: Cas du manifeste du Duc de Brunswick. France, 1792. Medium: 1 print: etching and aquatint; 12 x 18 cm (plate), 18 x 27 cm (sheet). Print shows four figures representing foreign nations responding unfavorably to the manifesto issued by the Duke of Brunswick and Lüneburg on July 25 1792. A fifth figure representing Fame (an angel with trumpet) flies overhead holding a sign labeled "Republique Française.". Library of Congress, USA. Source

Что такое террор? Чисто формально филологически terreur - «ужас» по-французски, то есть любое насилие, которое вызывает ужас, как бы должно называться террором. Другое дело, что тогда в террор попадает и стихийное насилие, а стихийное насилие начинается с первых дней революции - толпа линчевала коменданта Бастилии и до того были вспышки насилия на улицах. Поэтому историки более или менее договариваются о том, чтобы политикой террора называть государственную политику.

3.


Карикатура "Зенит французской Славы". Джеймс Гилрей (1756/57-1815), британский художник. На карикатуре, вроде бы (плохо видно), написано, что она на 12 февраля 1793 г. В тот день у решетки Конвента один из вождей «бешеных» от имени 48-ми секций Парижа зачитал угрожающую петицию в Конвент с требованием установления максимального тарифа на зерно. Людовик XVI был обезглавлен незадолго до этого - 21 января 1793 / Karikatur „The Zenith of French Glory“ von James Gillray vom 12.02.1793. Author James Gillray (1756-1815). via

Террор начинают не якобинцы, он начинается до них. Не якобинцы начинают нарушать права человека, которыми так гордились в 1789 году. Все это происходит до них. Но только якобинцы придают террору такой размах, и только якобинцы, как тогда говорили, ставят его в порядок дня. Это происходит в начале осени 1793 года.

4.


Caricature by Thomas Rowlandson after a design by Lord George Murray: The Contrast 1792 / Which Is Best, showing a contrast of "British Liberty" vs. "French Liberty". Overall question, "Which is best?". Published on behalf of the Association for the Preservation of Liberty and Property against Republicans and Levellers, 1792. Hand-coloured etching. British Museum, London. Thomas Rowlandson (1756-1827). via
[Подробное описание, англ.]
On Left: Britannia with a lion at her feet, holding "Magna Carta" and a pole with a liberty (Phrygian) cap on it (instead of the usual trident), to emphasize British liberty under law. A lion is at her feet, and a ship sails off in the background.

Inscription: "Religion, Morality, Loyalty, Obedience to the Laws, Independence, Personal Security, Justice, Inheritance, Protection, Property, Industry, National Prosperity, HAPPINESS."

On Right: Scrawny ill-clad personification of France with Medusa snakes instead of hair, treading on beheaded corpse with man hanged from lantern-post in background.

Inscription: "Atheism, Perjury, Rebellion, Treason, Anarchy, Murder, Equality, Madness, Cruelty, Injustice, Treachery, Ingratitude, Idleness, Famine, National & Private Ruin, MISERY"


По так называемому «Декрету о подозрительных» от 17 сентября 1793 года предписывалось арестовывать и держать в тюрьмах до заключения всеобщего мира, как тогда выражались, всех подозрительных. То есть не тех, кто совершил некое преступление, не того, кто выступает с контрреволюционными лозунгами или убивает революционеров, а подозрительных - тех, кто не может доказать свою благонадежность: бывших дворян, родственников эмигрантов, священников, которые не поддержали революцию, и вообще всех, кто органам на местах покажется подозрительным. С этого времени начинается террор, такие аресты идут по всей стране, они становятся массовыми.

«Большой террор» начинается в мае 1794 года.

5.


James Gillray, Promis'd Horrors of the French Invasion, -or- Forcible Reasons for Negociating a Regicide Peace, a print. Published in London, England, AD 1796. via

22 прериаля II года Республики по революционному календарю, или в мае 1794 года по обычному календарю, в Конвенте выступает один из соратников Робеспьера Жорж Кутон. Он предлагает следующий декрет: упростить судопроизводство, отменить состязательный процесс, то есть никаких адвокатов. Наказание только одно - смертная казнь, никаких тюремных заключений, есть либо оправдан, либо виновен.

6.


Автор карикатуры англичанин Джордж Крукшенк (1792-1878) / The Radical's Arms. Caricature by George Cruikshank. The tricolor ribbon is inscribed "No God! No Religion! No King! No Constitution!" Below the ribbon, and its Phrygian cap with tricolor cockade, are two bloody axes, attached to a guillotine, whose blade is suspended above a burning globe. An emaciated man and drunken woman dressed in ragged clothes serve as heraldic "supporters", gleefully dancing on discarded royal and clerical regalia… Color engraving. Dimensions 369 × 267 mm. 13 November 1819. via

Приговор выносится на основании «любой моральной или физической улики, понимание которой доступно каждому разумному человеку». Основанием для приговора становится совесть присяжных, то есть не закон, не уголовный кодекс, не наличие неких формальных преступлений, а совесть присяжных: если присяжные считают, что человек достоин казни, значит, его нужно казнить. За шесть недель после принятия этого декрета оказывается казнено, в Париже прежде всего, больше, чем за 14 месяцев до того. Это, собственно, называется «большой террор».

Двенадцатиминутная лекция Дмитрия Бовыкина об Якобинском терроре на ПостНауке:

image Click to view



Чем была революция с точки зрения обычных людей? Об этом шла речь в выпуске "Антропология революций" программы "Культура повседневности" на "Снобе".

Русская революция.

7.


1909 год. Гостиница для рабочих «Городского попечительства о народной трезвости». Посетители гостиницы в спальной комнате. Ателье "Карл Булла". История России в фотографиях

Историк Олег Будницкий:

С 1917 по 1921 год население Петрограда сократилось в 4 раза. По начало 1921 - в 3 раза. Почему сокращалось?

Люди пошли в деревню так как там лучше жить. Рабочие - это, как правило, пришедшие в город крестьяне в первом поколении. Когда стало голодно и не стало работы, они возвращались в деревню, где в сравнении с городом было более-менее сытно. Деревня, возможно, впервые в истории России почувствовала некоторое преимущество перед городом. Городские ездили в деревню выменивали там какие-нибудь вещи на продукты.

8.


Владимир Маяковский. Окно РОСТА №426, октябрь, 1920. Скан из книги Маяковский. Окна РОСТА и ГлавПолитПросвета. 1919-1921. Составитель Алексей Морозов. - М.: Издательство "Контакт-культура", 2010. Source

Мешочники спасли Россию. Действовала комиссия по борьбе со спекуляцией и саботажем, но спекуляция спасла страну от голодной смерти - мы это сейчас можем уверенно сказать. И, конечно, крестьяне, производившие хлеб, который не весь удавалось отнять большевикам.

В годы революции происходила невиданная демократизация в прямом смысле слова - демос стал властью. Подавляющее число людей, ставших властью, были к этому не готовы ни по уровню образования, ни по уровню необходимых навыков.

В годы революции с одной стороны была удивительная неумелость, с другой стороны - феноменальный рост бюрократии. Что-то не получалось сделать - надо увеличить число работников в учреждениях. Невероятным образом множилось число организаций. Нет ничего частного, все оказалось в руках государства - тотальное огосударствление, военный коммунизм. Количество новых чиновников, которые занимаются какими-либо вопросами растет в геометрической прогрессии.

Французская революция.

Вера Мильчина, историк литературы и переводчик - специалист по Франции:

Французская революция - выплеск насилия. С чего все началось? Они захватили Бастилию, в которой, как известно, сидело 7 человек, из которых два вора, два сумасшедших. Потом отрубили головы двум людям при должностях и носили эти головы радостно на пиках. Это зачин.

Выпуск "Антропология революций" программы "Культура повседневности" на "Снобе". Ведущая Ирина Прохорова.

Антропология революций - Россия и Франция:

image Click to view


Программа "Культура повседневности". Ведущая Ирина Прохорова.

С октября 1917 года прошло уже почти 100 лет. Но до сих пор историки не пришли к единому мнению о том, что это было. Крах царского режима или конец всей тысячелетней российской истории? Геополитическая катастрофа, после которой началась последовательная деградация, или прорыв в модернизацию, начало новой эпохи и движение вверх? В какой степени в России был использован опыт Французской революции ХVIII в.? Кто выиграл от кардинальных изменений во Франции и чуть больше чем через век в России? Каков был баланс приобретений и потерь? Как изменилась жизнь частного человека? На эти и другие вопросы ответят гости программы Ирины Прохоровой «Антропология революций» из цикла «Культура повседневности»: доктор исторических наук, профессор НИУ ВШЭ Олег Будницкий, историк литературы и переводчик Вера Мильчина и Дмитрий Споров - историк, учредитель фонда «Устная история», заведующий отделом устной истории Научной библиотеки МГУ.

Источники и дополнительные материалы:

Snob: Культура повседневности. Антропология революций

Материалы Дмитрия Бовыкина о Французской революции на ПостНауке, с расшифровкой текстов:
1. Причины Французской революции
2. Историческое значение Французской революции
3. Начало Французской революции
4. Диктатура монтаньяров
5. Якобинский террор
6. Завершение Французской революции XVIII века
7. Борьба с Французской революцией XVIII века
8. 5 книг по истории Французской революции
Дмитрий Бовыкин - кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель главного редактора журнала "Французский ежегодник".

Борис Колоницкий. Дискуссии о причинах революции 1917 года // ПостНаука.
Борис Колоницкий - доктор исторических наук, профессор Европейского Университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН.

Материалы Олега Будницкого на ПостНауке:
Первая волна русской эмиграции
Русская эмиграция и Вторая мировая война
Коллаборационизм в СССР в годы Второй мировой войны
Олег Будницкий - доктор исторических наук, профессор, директор Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ.

Примечания:

Цитаты всех авторов в записи не дословные.

[1] Ричард Прайс (1723-1791) / Richard Price - британский моральный философ, теолог, экономист, математик. Весьма знаменитый в свое время человек.

Ричард Прайс горячо поддержал Американскую и Французскую революции. "Его проповедь «О любви к нашей стране», прочитанная 4 ноября 1789 г. в 101-ю годовщину Славной революции, спровоцировала резкую отповедь Эдмунда Бёрка «Размышления о революции во Франции»." "Прайс также был одним из ведущих членов Лондонского революционного общества, которое во время Французской революции обрело дурную славу за призывы к объединению британского и французского народов в борьбе против деспотизма и за утверждение прав и свобод человека.

Поддержка Прайсом Америки в войне за независимость и революции во Франции, призывы к реформированию Англии вызвали восторженное отношение в Америке и Франции и очевидно плохо сказались на его репутации в родной стране."

[2] "Основным этическим сочинением Прайса является «Обозрении основных вопросов морали. В особенности тех, которые отражают происхождение наших идей добродетели, ее природу, отношение к Божеству, обязанность, содержание и санкции» /«A Review of the Principal Questions in Morals. Particularly Those reflecting the Origin of Our Ideas of Virtue, Its Nature, Relation to the Deity, Obligation, Subject-Matter, and Sanctions». Впервые оно было опубликовано в 1758 г. под названием «Обозрение основных вопросов и трудностей в морали» и с небольшими авторскими поправками переиздавалось в 1769 и 1787 г. В третье издание, помимо «Трактата о моральном добре и зле» /«A Treatise on Moral Good and Evil», было включено Приложение, которое содержало пространные пояснения к тексту трактата, а также «Рассуждение о бытии и атрибутах Божества» /«A Dissertation on the Being and Attributes of the Deity»."

Цитаты про Прайса из: Артемьева, О.В. Английский этический интеллектуализм XVIII-XIX вв. [Текст] / О.В. Артемьева ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М. : ИФРАН, 2011.

[3] Из: Историческое значение Французской революции
[4] Из: Якобинский террор

Ранее по теме: Роль Костиной жены в запуске революций во Франции и России. 18+

18 век, революция, 20 век, Россия, Франция, карикатура, Санкт-Петербург, 19 век, Париж, сравнение, видео

Previous post Next post
Up