По куски

Feb 14, 2020 16:16

Продолжаю про воспоминания В. С. Турова. (начало в предыдущем посте). Тут речь уже про 20-е годы:

"Вся семья неустанно трудилась, но жили мы совсем непросто. Мы, дети, как только сходил снег, по целым дням проводили в лесу, собирали берёзовый сок, щавель, травы, ягоды для питания всей семьи. Собирали грибы для заготовки и разные травы для сдачи их в аптеку, чтобы иметь деньги на покупку соли, спичек, а если останутся, то и на керосин для лампы. Но лампу зажигали только по большим праздникам .... обычно с наступлением темноты избу освещали лучиной.По вечерам щипали её из сырых чурбачков, а на ночь мама клала её в печь, где она к утру высыхала. Помню, я за заготовкой лучины или за чисткой картошки, которой надо было ведра два, уже полузаснувший падал. И это повторялось каждый день. Утром ведь будили затемно. Летом надо было скот отгонять пастуху, а зимой готовить и давать скотине пойло, корм, чистить за скотом, завтракать и вместе со взрослыми, что-то делать.
Но хуже всего было то, что обработка земли была примитивная. Из года в год сеяли то ли рожь, то ли ячмень, земля истощалась, а об удобрениях вообще никто не мог и мечтать. Да о них, кроме навоза, крестьяне и не знали. Иногда мы собирали ржи меньше, чем посеяли, это был настоящий крах крестьянскому хозяйству. Но и в обычные годы чистый хлеб, т.е. без примеси мякины, мы ели только после уборки и обмолота. А уже с нового года начинали добавлять мякину, картошку. Мы с Петькой (брат автора) каждый день толкли в ступе гречневую шелуху. Это было невыносимо... Чтобы не умереть с голоду семье, мать по весне посылала нас с Петькой в другие посёлки и хутора «по куски», т.е. побираться.
...к нам заходил почтальон, который нёс из райцентра большую сумку газет, журналов. А т.к. у нас в семье грамотных не было, то отец просил его почитать, о чём пишут газеты. А в них писали, что крестьянину-единоличнику никогда не справиться с развитием сельского хозяйства, и он не сможет прокормить не только страну, но даже себя. Отец, перебивая почтальона, кричал: "Вот-вот! Об этом ещё Ленин говорил...". Сам-то он грамоты не знал, в армии его еле-еле научили по слогам читать и расписываться"

В 1927-м крестьяне отправили трех ходоков в Сибирь - нельзя ли переселиться туда? Поездили, убедились, что для этого нужны деньги и железный инвентарь (плуги, бороны), чего у них не было. Да и земли свободной там нет, и никто их там не ждет. В 1930-м двум старшим братьям, отслужившим в армии, предложили переселиться на Кубань, а с ними поехала и вся семья.
"при коммуне «имени 1-й Конной Армии» организовали что-то вроде столовой, и туда ходили не только переселенцы, но и некоторые местные жители. И мы с Петькой каждое утро ходили туда за кастрюлями с едой. Для нас это было в радость. Я так отродясь не ел: мясной борщ или суп с клецками, пшенная, перловая, реже гречневая каша, овощи, фрукты. И каждый день нам на семью выдавали две-три буханки хлеба. А мы уже и забыли, что это такое чистый хлеб… он белый, пышный... А мы были очень довольные.
Но надо сказать, что местные казаки, враги советской власти, убивали приезжих, вырезали целыми семьями." - однажды ночью кто-то ломился в их хату, а еще как-то зашли двое, попросили у хозяйки воды, при этом в еду подбросили мышьяк.
"...колокола сбрасывали не по приказу. Когда-то раньше станичники собрались, привезли золотые вещи для храма, наряды священнику, цепи, чтобы в храме повесить люстру....вазу золотую для причащения. Но в начале 30-х годов этот поп снял эти золотые цепи, эту вазу, и всё убрал. Казаки возмутились, а он не отдаёт. Они его чуть не растерзали… Его обвинили, милиция арестовала, а кто-то из районного руководства посоветовал: «Да закройте вы эту церковь! Зачем она вам нужна?» И жители её сами и закрыли."
Previous post Next post
Up