Это - продолжение поста
«Кумироешка», в котором необходимо сделать выбор:
Вера в Бога, либо вера Богу?
И как быть с человеком - свидетельством Его?
Почему любвеобильный Фёдор, как Достоевский, не обронил ни строчки о любви?
Не обретя спасенья в ней, заключил:
«Красота спасёт мир»
А для Ларса фон Триера (к/ф «Меланхолия») Мир и не стОит того - этого спасения.
Не потому ли облачаешься в гении, что, раз сам по себе не угоден никому, нет другого выхода, как стать необходимым сразу всем?
Не оттого ли Христос оставил Мир, что здесь все верят ему - Христу?
И никто! НИКТО не верит в него - Христа.
Тогда
Ради чего слово «христос» пишется с большой буквы?
Финальные фрагменты из Л.Андреева
«Иуда Искариот» (выделения - мои):
Задыхаясь под тяжестью страшных слов, которые он поднимал все выше и выше, чтобы бросить их оттуда на головы судей, Иуда хрипло спросил:
- А вы знаете… вы знаете… кто был он - тот, которого вчера вы осудили и распяли?
- Знаем. Ступай!
Одним словом он прорвет сейчас ту тонкую пленку, что застилает их глаза, - и вся земля дрогнет под тяжестью беспощадной истины! У них была душа - они лишатся ее, у них была жизнь - они потеряют жизнь, у них был свет перед очами - вечная тьма и ужас покроют их. Осанна! Осанна!
И вот они, эти страшные слова, раздирающие горло:
- Он не был обманщик. Он был невинен и чист. Вы слышите? Иуда обманул вас. Он предал вам невинного.
Ждет. И слышит равнодушный, старческий голос Анны:
- И это все, что ты хотел сказать?
- Кажется, вы не поняли меня, - говорит Иуда с достоинством, бледнея. - Иуда обманул вас. Он был невинен. Вы убили невинного.
Тот, у которого птичье лицо, улыбается, но Анна равнодушен, Анна скучен, Анна зевает. И зевает вслед за ним Каиафа и говорит утомленно:
- Что же мне говорили об уме Иуды из Кариота? Это просто дурак, очень скучный дурак.
- Что! - кричит Иуда, весь наливаясь темным бешенством. - А кто вы, умные! Иуда обманул вас - вы слышите! Не его он предал, а вас, мудрых, вас, сильных, предал он позорной смерти, которая не кончится вовеки. Тридцать Серебреников! Так, так. Но ведь это цена вашей крови, грязной, как те помои, что выливают женщины за ворота домов своих. Ах, Анна, старый, седой, глупый Анна, наглотавшийся закона, - зачем ты не дал одним серебреником, одним оболом больше! Ведь в этой цене пойдешь ты вовеки!
- Вон! - закричал побагровевший Каиафа. Но Анна остановил его движением руки и все так же равнодушно спросил Иуду:
- Теперь все?
- Ведь если я пойду в пустыню и крикну зверям: звери, вы слышали, во сколько оценили люди своего Иисуса, что сделают звери? Они вылезут из логовищ, они завоют от гнева, они забудут свой страх перед человеком и все придут сюда, чтобы сожрать вас! Если я скажу морю: море, ты знаешь, во сколько люди оценили своего Иисуса? Если я скажу горам: горы, вы знаете, во сколько люди оценили Иисуса? И море и горы оставят свои места, определенные извека, и придут сюда, и упадут на головы ваши!
… Матфей же наставительно говорил словами Соломона:
- Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
В это мгновение, громко хлопнув дверью, вошел Иуда Искариот. Все испуганно вскочили и вначале даже не поняли, кто это, а когда разглядели ненавистное лицо и рыжую бугроватую голову, то подняли крик. Петр же поднял обе руки и закричал:
- Уходи отсюда! Предатель! Уходи, иначе я убью тебя!
Но всмотрелись лучше в лицо и глаза Предателя и смолкли, испуганно шепча:
- Оставьте! Оставьте его! В него вселился сатана.
Выждав тишину, Иуда громко воскликнул:
- Радуйтесь, глаза Иуды из Кариота! Холодных убийц вы видели сейчас - и вот уже трусливые предатели пред вами! Где Иисус? Я вас спрашиваю: где Иисус?
Было что-то властное в хриплом голосе Искариота, и покорно ответил Фома:
- Ты же сам знаешь, Иуда, что учителя нашего вчера вечером распяли.
- Как же вы позволили это? Где же была ваша любовь? Ты, любимый ученик, ты - камень, где были вы, когда на дереве распинали вашего друга?
- Что же могли мы сделать, посуди сам, - развел руками Фома.
- Ты это спрашиваешь, Фома? Так, так! - склонил голову набок Иуда из Кариота и вдруг гневно обрушился: - Кто любит, тот не спрашивает, что делать! Он идет и делает все. Он плачет, он кусается, он душит врага и кости ломает у него! Кто любит! Когда твой сын утопает, разве ты идешь в город и спрашиваешь прохожих: «Что мне делать? Мой сын утопает!» - а не бросаешься сам в воду и не тонешь рядом с сыном. Кто любит!
Петр хмуро ответил на неистовую речь Иуды:
- Я обнажил меч, но он сам сказал - не надо.
- Не надо? И ты послушался? - засмеялся Искариот. - Петр, Петр, разве можно его слушать! Разве понимает он что-нибудь в людях, в борьбе!
- Кто не повинуется ему, тот идет в геенну огненную.
- Отчего же ты не пошел? Отчего ты не пошел, Петр? Геенна огненная - что такое геенна? Ну и пусть бы ты пошел - зачем тебе душа, если ты не смеешь бросить ее в огонь, когда захочешь!
- Молчи! - крикнул Иоанн, поднимаясь. - Он сам хотел этой жертвы. И жертва его прекрасна!
- Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва - это страдания для одного и позор для всех. Предатели, предатели, что сделали вы с землею? Теперь смотрят на нее сверху и снизу и хохочут и кричат: посмотрите на эту землю, на ней распяли Иисуса! И плюют на нее - как я! Иуда гневно плюнул на землю.
- Он весь грех людей взял на себя. Его жертва прекрасна! - настаивал Иоанн.
- Нет, вы на себя взяли весь грех. Любимый ученик! Разве не от тебя начнется род предателей, порода малодушных и лжецов? Слепцы, что сделали вы с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса! Так, так - целовать крест обещает вам Иуда!
- Иуда, не оскорбляй! - прорычал Петр, багровея. - Как могли бы мы убить всех врагов его? Их так много!
- И ты, Петр! - с гневом воскликнул Иоанн. - Разве ты не видишь, что в него вселился сатана? Отойди от нас, искуситель. Ты полон лжи! Учитель не велел убивать.
- Но разве он запретил вам и умирать? Почему же вы живы, когда он мертв? Почему ваши ноги ходят, ваш язык болтает дрянное, ваши глаза моргают, когда он мертв, недвижим, безгласен? Как смеют быть красными твои щеки, Иоанн, когда его бледны? Как смеешь ты кричать, Петр, когда он молчит? Что делать, спрашиваете вы Иуду? И отвечает вам Иуда, прекрасный, смелый Иуда из Кариота: умереть. Вы должны были пасть на дороге, за мечи, за руки хватать солдат. Утопить их в море своей крови - умереть, умереть! Пусть бы сам Отец его закричал от ужаса, когда все вы вошли бы туда!
Иуда замолчал, подняв руку, и вдруг заметил на столе остатки трапезы. И с странным изумлением, любопытно, как будто первый раз в жизни увидел пищу, оглядел ее и медленно спросил:
- Что это? Вы ели? Быть может, вы спали также?
- Я спал, - кротко опустив голову, ответил Петр, уже чувствуя в Иуде кого-то, кто может приказывать. - Спал и ел.
Фома решительно и твердо сказал:
- Это все неверно, Иуда. Подумай: если бы все умерли, то кто бы рассказал об Иисусе? Кто бы понес людям его учение, если бы умерли все: и Петр, и Иоанн, и я?
- А что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она? Фома, Фома, разве ты не понимаешь, что только сторож ты теперь у гроба мертвой правды. Засыпает сторож, и приходит вор, и уносит правду с собою, - скажи, где правда? Будь же ты проклят, Фома! Бесплоден и нищ ты будешь вовеки, и вы с ним, проклятые!
- Будь сам проклят, сатана! - крикнул Иоанн, и повторили его возглас Иаков, и Матфей, и все другие ученики. Только Петр молчал.
- Я иду к нему! - сказал Иуда, простирая вверх властную руку. - Кто за Искариотом к Иисусу?
- Я! Я с тобою! - крикнул Петр, вставая. Но Иоанн и другие с ужасом остановили его, говоря:
- Безумный! Ты забыл, что он предал учителя в руки врагов!
Петр ударил себя кулаком в грудь и горько заплакал:
- Куда же мне идти? Господи! Куда же мне идти!
Иуда давно уже, во время своих одиноких прогулок, наметил то место, где он убьет себя после смерти Иисуса. Это было на горе, высоко над Иерусалимом, и стояло там только одно дерево, кривое, измученное ветром, рвущим его со всех сторон, полузасохшее.
…
Наконец добрался Иуда до вершины и до кривого дерева, и тут стал мучить его ветер. Но когда Иуда выбранил его, то начал петь мягко и тихо, - улетал куда-то ветер и прощался.
- Хорошо, хорошо! А они собаки! - ответил ему Иуда, делая петлю.
…
- Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус.
И прыгнул.
…
И в тот вечер уже все верующие узнали о страшной смерти Предателя, а на другой день узнал о ней весь Иерусалим. Узнала о ней каменистая Иудея, и зеленая Галилея узнала о ней, и до одного моря и до другого, которое еще дальше, долетела весть о смерти Предателя. Ни быстрее, ни тише, но вместе с временем шла она, и как нет конца у времени, так не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его. И все - добрые и злые - одинаково предадут проклятию позорную память его, и у всех народов, какие были, какие есть, останется он одиноким в жестокой участи своей - Иуда из Кариота, Предатель.
Два тысячелетия уж минуло, а вот
Хоть кто-нибудь сделал что-либо Христа ради?
Ради его самого.
Разве что: Иуда предал Христа.
Или же: Иуда опрокинул лик Мира на его же, Мира, бытие? Опрокинул собственной честностью.
Честностью без границ.
Точно также, вместо того, чтобы предлагать себя десертом на блюдечке святой невинности, не благородней ли
быть самим собой?
Это ж - единственный способ Христа спасти.
Спасти ради его самого.
И не всё ли равно, какова будет плата за то, чтобы быть самим собой?
Если даже от Христа отвернулся этот Мир.
Отчего даже Иуда отвернулся от Мира сего.
Мира - ценой в тридцать серебренников.
См. также
Дрожь Мироздания