22 февраля 1714 года «по именному его же императорского величества словесному указу» в юго-восточной части Вороньего острова, недалеко от города, был разбит аптекарский огород, где выращивали лекарственные травы для нужд армии и флота. Благоустройством острова, теперь уже Аптекарского, занимался соратник Петра I, архиепископ Феофан Прокопович, его поместье находилось на противоположном берегу Карповки.
Феофан был одним из умнейших людей своего времени, учился в Европе, окончил университет в Риме (иезуитскую коллегию св. Афанасия), являлся ярым поклонником современной науки.
Топографический план местности 1738 года:
Для сравнения спутниковый снимок 2016 года:
Отмечу еще одного замечательного руководителя Аптекарского огорода. Иоганн Петр Фальк - ученик Карла Линнея (великий ученый и основатель литературного шведского языка).
Вот как он описывает свое путешествие из Уппсалы в Петербург:
"Моя шляпа и шпага, которые я купил перед отъездом в Стокгольм, также были унесены волной. Но благодаря богу я вышел живым из такой ужасной опасности..."
Фальк участвовал в экспедиции по Восточной России, где собрал множество материалов по фауне приуральских степей, описал быт киргизов и пристрастился к опиуму. Обратно в Петербург он не вернулся - в тяжелом приступе депрессии застрелился в 1744 году в Казани. Остается неизвестным причина душевного расстройства, то ли бесконечные приуральские степи, то ли быт киргизов, то ли наркомания.
В истории Ботанического сада были периоды расцвета с лучшими коллекциями в мире, были и периоды упадка, связанные с недостаточным финансированием и бюрократическими переводами из одного ведомства в другое.
Вместе с Петербургом сад переживал стихийные бедствия. Наводнения происходят ежегодно, и набережные Карповки заливает даже при небольшом подъеме воды, что уж говорить о катастрофических наводнениях.
Уровень воды в 1824 (наводнение пушкинского «Медного всадника») году примерно метр от уровня пола в холле. Наводнение полностью уничтожило коллекцию, разрушило парк.
Фотографий того времени нет по понятным причинам, а гравюр этот уголок Петербурга не удостоился по причине удаленности.
Вот наводнение 10 января 2007 года, справа Ботанический сад. Уровень воды - 220 см, мысленно прибавьте еще два метра до уровня 1824 года (421 см)
Наводнение 1924 года принесло меньше потерь, ибо и так все было утеряно в череде революций и войн начала века. Зато советская власть обратила внимание на удручающее состояние научного заведения.
В 1925 году в Отдел живых растений было передано значительное количество тропических и субтропических растений из бывших дворцовых и частных оранжерей (из Таврического дворца, из Царского Села, из оранжерей Дурново, Брусницына и др.). Из Таврического парка перенесли целую оранжерею.
Фото оранжереи на углу Потемкинской и Шпалерной улиц. Конец 1920-х.
Фото оранжереи в Ботаническом саду. 2016.
Драматична судьба Ботанического сада во время блокады Ленинграда.
Большая пальмовая оранжерея в 1900-е годы.
Большая пальмовая оранжерея в 1942 году.
Большая пальмовая оранжерея в 2016 году.
Самая крупная бомба упала на Ботанический сад 15 ноября 1941 года. Это был фугас весом в несколько сот килограммов. Целью бомбардировки был бункер командующего Балтийским флотом, который находился напротив Сада в нынешнем здании ЛЭТИ.
В ту ночь в Ботаническом саду погибли сотни уникальных растений.
"Бомба упала во дворе в девять вечера, - пишет в своем дневнике один из сотрудников Ботанического сада, - Были разрушены все оранжереи, кроме одной. И мы до пяти утра перетаскивали туда выжившие после налета растения. Ночь выдалась холодная, минус 20 по Цельсию. Потом объявили перерыв, кормили похлебкой из клейстера, хлеба не было."
В течение осени и зимы 1941 г. на территорию Ботанического сада было сброшено более 50 зажигательных бомб, в 1942-1943 гг. еще 85 артиллерийских снарядов, в результате чего были разрушены все оранжереи, повреждена большая часть коллекционных деревьев в парке.
Посмотрите на это фото. В центре человек небольшого роста, но великого духа - Николай Иванович Куранаков.
«От взрывов бомб вдребезги разлетелись все стекла теплиц. Стужа дохнула на дремлющие в теплоте тропики. И все пальмы, все папоротники, все орхидеи и лианы - все это погибло в несколько часов. В звоне падающих стекол, в грохоте и огненных вспышках, полубезумный от отчаяния, метался по оранжереям старейший работник ботанического сада Курнаков. Его изрезало стеклом, обожгло огнем. Он вздымал руки в высоту к "Левистоне Южной", как бы умоляя ее: живи! Но та качала царственной главой. К утру она была мертва.» - Вера Инбер, «Пальмовая ветвь, залитая кровью», 26 августа 1942 года.
Большую часть спасенных растения составили кактусы и другие суккуленты, в чём огромная заслуга Николая Курнакова. Известному деятелю науки несколько раз предлагали уехать в эвакуацию в Казань, но он отказался наотрез и заявил, что без кактусов никуда не поедет. Самые ценные растения - прекрасную «Царицу ночи» и молочай 1876 года он перенес к себе домой. Все было занято растениями: подоконники, столы, пол, лишь небольшая дорожка вела к свободной от кактусов кровати.
С большой любовью пишет Николай Иванович о восстановлении своей любимой коллекции кактусов. «Поработать с ними пришлось, как с малыми детьми. Обмороженные места растений загнивали; подрезкой, дезинфекцией, присыпкой толченым углем мы добивались залечивания ран». Срезанные части кактусов затем укореняли заново или прививали. С наступлением теплой погоды кактусы были перенесены в полутеплый парник, где при тщательном уходе им дали окрепнуть (многие из них даже зацвели) и подготовиться к следующей, не менее тяжелой, зимовке 1942-43 гг.
Его не стало почти сразу после того, как русский народ отпраздновал великую победу. Человек ушел, но осталась коллекция растений, сохраненная ценой его жизни.
Растения, спасенные во время блокады, отмечены лентой.
Весной 1942 года, когда изголодавшиеся люди с жадностью набрасывались на каждый зеленый листик, на каждый корешок, ленинградцам очень важно было уметь отличать ядовитые растения.
Была организована специальная выставка «Съедобные дикие растения»
В брошюре, выпущенной в то время, в перечне блюд мы встречаем: «зразы с лопухом», «рулет из лебеды», «рагу из купыря», «икра из одуванчиков».
Ни у кого из сотрудников музея ни разу не возникало мысли о том, чтобы употребить хоть один экспонат в пищу. Кстати, некоторые сорта кактусов съедобны. Их можно есть сырыми, а можно отварить или поджарить.
Войну прекрасно пережили даже находившиеся в Ботаническом саду коллекции семян, в том числе гороха, риса, арахиса и различных экзотических растений. До сих пор в банках с чистейшим спиртом лежат хурма и киви, апельсины, лимоны и яблоки. В гигантской емкости находится пятикилограммовый плод хлебного дерева.
Блокаду пережила и одна из самых больших в мире коллекций древесных стволов. В самые жуткие холода ученые топили буржуйки мебелью, но куски дерева с разных континентов в огонь не бросали. Сейчас деревья, собранные со всего света, образуют целую галерею.
_
Общая разруха 90-х коснулась и Ботанического сада:
«…сегодня в одном из крупнейших ботанических садов мира начались безвозвратные потери - погибают растения, спасенные работниками сада в блокаду. Так, недавно из- за низкой температуры в оранжерее погибло кофейное дерево, которое регулярно давало плоды. Из 700 видов папоротников осталось 500. Несколько лет назад в саду было проведено обследование… вывод - по своим техническим возможностям Ботанический Эрмитаж отстает от садов Германии и Франции как минимум на 30 лет…» - Санкт-Петербургское ЭХО N 04(212), 5 февраля 1997.
_
Сегодня дела в Ботаническом саду идут хорошо. И государство помогает, и как-то додумались привлечь спонсоров. Руководство выбрало правильную политику по привлечению посетителей - сугубо научные «скучные» мероприятия уступают место различным концертным программам, в дендрарии появились современные скульптуры молодых петербургских ваятелей, да и сам парк стал интереснее.
В следующей заметке расскажу о современном состоянии сада.
Список литературы:
https://vk.com/blokadnydnevnikhttps://vk.com/botsad_spbhttps://vk.com/botsad_detyamКуранков Николай Ивановичhttp://www.museum.ru/N52381http://www.botsad-spb.com/index.php?page=istoriyahttp://smena.ru/news/2007/01/26/9941/http://photo.qip.ru/users/sergey-kuzmin/2434484/44290217/#mainImageLinkhttp://www.pressa.spb.ru/newspapers/echo/arts/echo-212-art-27.html