Начинаю разговор про общее образование

Oct 21, 2017 12:19

Хочу начать большой разговор про ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (в обоих смыслах слова "общее" - неспециальное и для всех). Более того, я, вдохновленный работой с ОДИ-12, которую провел в 1981 году Г.П.Щедровицкий, хочу провести игру по этой теме. Но, поскольку ресурсов на проведение такой игры вживе нет и не будет, думаю опробовать новую форму - сетевую игру, ( Read more... )

образование, обучение, ОДИ, воспитание, школа, игра

Leave a comment

Comments 69

yury_injin October 21 2017, 10:51:56 UTC
Предположительно начальной точка ( ... )

Reply

gignomai October 21 2017, 10:58:24 UTC
Спасибо. Вполне согласен.

Reply


meixon October 21 2017, 12:23:34 UTC
"в качестве процесса, определяющего систему образования, я считаю правильным рассматривать ВОСПИТАНИЕ"
Отсутствуют основания. Если вы хотите как методолог, то определяющий процесс еще надо выделить из объемлющей системе. Это не формализм. Сам анализ по выделению этого процесса наполнит его содержанием. Иначе под ВОСПИТАНИЕМ у каждого будет подразумеваться своя фантазия.

Reply

gignomai October 21 2017, 13:50:55 UTC
определяющий процесс еще надо выделить из объемлющей системы
-----
Думаю, не совсем так. Система и определяющий ее процесс задаются одновременно. Иначе, как задать систему?
В первом приближении я написал, что ВОСПИТАНИЕ - это развитие человека как следствие оказываемых на него воздействий, внешних и внутренних (самовоспитание). Мне важно было задать отношение между воспитанием и обучением.
Остальное - в процессе движения.

Reply


о понятиях mxm_bel October 21 2017, 14:26:41 UTC
Можно ли помыслит ситуацию, когда человек образованный оказывается необученным? Да сколько угодно. Напрмер, цивилизованный человек совершенно не подготовлен (не обучен) жизни в джунглях. И наоборот, образованный, по меркам джунглей, дикарь, не выживет в городе.
Можно ли помыслить ситуацию, когда образованный человек совершенно не воспитан? Опять да. Например, при попадании в социум другой культуры. В котором иные ценности и нормы.
Т.е., и воспитание, и обучение и образование - характеристики ситуационные. При этом, отнесение их к одной системе возможно, скорее всего морфологически, вот процессуально, а так же структурно, - это бы я усомнил. Во всяком случае, для этого нужно задавать рамки. И тем более, не торопился бы называть систему образованием.

Reply

Re: о понятиях gignomai October 21 2017, 14:30:33 UTC
Странное возражение.

цивилизованный человек совершенно не подготовлен (не обучен) жизни в джунглях.
----
Да, но он обучен многому другому, обучение чему предусмотрено в его образовательной системе.

Reply

Re: о понятиях mxm_bel October 21 2017, 14:43:09 UTC
Наверное, да. Возражение неточное

Reply

Re: о понятиях mxm_bel October 22 2017, 06:33:39 UTC
Попытался понять, почему у меня возникло, как бы сказать, возражение к Вашему понятию образования. Дело тут, как мне кажется, в разности позиций.
Вы смотрите на образование как организатор ОДИ. И тогда да, нужно охватить достаточно разные точки зрения (позиции), которые могут быть заинтересованы в этом обсуждении. Это и учителя из традиционной системы, и тьютеры, которые видят образование совсем по другому, и чиновники - представители государства (подозреваю, что у государства, как коллективного субъекта понятие образование какое-то другое).
А моя позиция - позиция родителя. И под образованием я понимаю формирование у своего ребенка способности выходить в рефлексию по поводу как его обучения, так и целей и ценностей. И, как воспитатель, я пытаюсь эту способность у него "поставить".
Но, вроде бы, такое понимание образования, не противоречит Вашему, а как бы уточняет его из моей позиции. Т.е, как родитель, я хочу видеть своего ребенка самостоятельным. И так понимаю задачу воспитания

Reply


miya_mu October 21 2017, 14:55:29 UTC
Со всеми три пунктами согласна полностью, аж самой удивительно.

Reply

gignomai October 21 2017, 14:57:37 UTC
Хорошо :)
Теперь будем извлекать из них следствия.

Reply


yury_injin October 21 2017, 17:32:13 UTC
По информационной части: Определенное воззрение должно быть основой образования.
Иначе его цельность не сложится. Образование это не набор сведений по различным предметам изучения. А развитие, выстроение в сознании цельного аутентичного отображения мирососуществования.
Сначала эта картина как набросок карандашом, неяркой акварелью. Она постепенно обретает подробности в различных своих деталях. Но всегда она цельна, сохраняет определенное отношение к жизни, подразумевает определенный смысл.
В каждом предмете обучения изучающий понимает, какой фрагмент действительности он рассматривает, его значимость в реальности, как используются его свойства в деятельности, и даже элементы каких-то философских смыслов.
Как должен называться этот предмет, слагающий “скелет” образования, и его построение не знаю. Ясно одно, он должен соединять литературно-художественную форму представления реальности и какой-то нулевой цикл элементов этики и философии.

Reply

gignomai October 21 2017, 18:01:18 UTC
этот предмет, слагающий “скелет” образования
------
Не понял. Это Вы о чем?

Reply

yury_injin October 21 2017, 19:55:20 UTC
есть неприличное слово - идеология
можно применить "вера", "воззрение" и далее по словарю синонимов
Это то - что слагает отношение к воспринимаемому, и определяет его смыслы.

Reply

gignomai October 22 2017, 07:16:15 UTC
Так Вы полагаете, что идеология должна стать отдельным учебным предметом? Или что она стоит фоном за всеми предметами?

Reply


Leave a comment

Up