Оригинал взят у
varjag_2007 via
sq_trelony в
Александр Зиновьев о Сталине и сталинизме Click to view
Рабочая запись интервью А.А.Зиновьева для фильма о Сталине и сталинизме.
Фильм не был сделан. Интервью без купюр.
В интервью А.А.Зиновьев рассказывает о сути сталинизма, как социального и исторического явления, его роли и месте в нашей истории, о своей жизни в ту эпоху
Reply
Лучший или сильный. Насколько сила входит в лучшесть? Для меня это важнейший вопрос. Давайте отделим его от этой темы и вынесем в отдельную (потом можем и связать). Я подумаю.
Reply
и кого вообще считать лучшими сынами/дочерями широкого понимаемого русского народа?
ок. дайте знать. (для меня как "homo religiosus" тут и проба на исторический "зуб" максимы "Бог не в силе, а в правде").
p.s.
Зиновьев говорит о "харизме власти": правят "по праву" те, кто ею наделён.
очень ницшеанский взгляд.
Reply
А в общем виде для меня сила властвующего (в отличие от его нравственных качеств) складывается из двух частей - рациональной и иррациональной.
Рациональная - это способности, требуемые управленцу большого масштаба, включая стратегическое мышление.
Иррациональная - это та "субстанция власти" или харизма, о которой говорит Зиновьев.
"Правитель слабый и лукавый" (Пушкин об Александре !-ом), обычные обвинения последнего нашего царя в слабости - это про второе.
Вы назвали Платона и Ильина, но есть еще Маккиавели, которого я, впрочем, не читал.
Reply
в этом напряжение вопроса.
а если от нравственного аспекта отвлечься (не влючать совесть), оно снимается.
Reply
Я не знаю, где писал Ильин про нравственные качества, но его "Противление злу силой" многие христиане сочли безнравственным ("Кошмар злого добра" - Бердяев).
Reply
применение силы, разумеется и для Платона, вовсе не обязательно зло.
даже у Христа можно найти призыв к нему: Лк. 19.27
речь о другом: клевете, лже-свидетельстве, и т.п.
Reply
Речь, прежде всего, о насилии. И о ситуациях массового насилия, связанного 1) с ожесточением, неизбежной душевной порчей, и 2) с неизбежным риском гибели невинных.
Здесь не евангельские темы вспоминаются, а ветхозаветные ("до мочащегося к стене").
Я сейчас не оправдываю, а пытаюсь самый проблемный, болевой узел нащупать.
И примеры хочется привести из "приличных" - столыпинские военные суды, колчаковские массовые казни (это ведь православные люди, не сомневаюсь, искренне верующие).
Давайте, вглядимся в эту ситуацию.
Reply
эти примеры мне, увы, ничего не говорят.
я их "не чувствую".
и главное: здесь насилие в рамках, м.б. и "безнравственного", но официального принятого ЗАКОНА.
это более "тонкий" случай.
а я предлагаю начать с простого.
например: фальсификация рез-тов выборов (допустим, в пользу кандидата объективно более "харизмо-властного").
Reply
но мне-то кажется, что именно такие простые случаи для философского анализа малоинтересны, начинается же оценка их сравнительной важности, распределения персональной ответственности и т.д. Для одних они основание для приговора власти, для других что-то вроде бытовой грязи.
Я пытаюсь найти самую-самую точку.
Reply
почему первый случай для Вас "малоинтересен", если второй--нет?
Reply
Я уже нашел тему. Она - от Вас: цель и средства. И парадигматический материал - война. Попозже продолжу.
Reply
и ведь зависит ещё от характера войны.
англичане вон Индию завоевали--и что?
Индия только выиграла от этого.
Reply
Попытки оправдания Сталина сводятся здесь по сути к одной мысли:"Вы тогда не жилиине можете судить.Вы не руководили страной и не можете судить..." Что ж. Тогда нельзя судить ни Гитлера, даивообще никого,кто убил болеетыщи человек.
Reply
Reply
Зиновьев, полемизируя с теми, кто видит в Сталине лишь преступного тирана, палача, указывает те государственные задачи, которые С. пришлось решать и которые он решил. Вы считаете его позицию односторонней, потому что он ни словом не говорит о жертвах сталинизма. Думаю, что Вы его упрощаете. Останемся каждый при своем.
Вы занимаете как раз ту позицию, с которой полемизирует З.: считаете Сталина преступником, виновником гибели множества людей и нравственной порчи народа. Видения и даже готовности признать существование задач, которые приходилось решать Сталину, я у Вас не заметил. Напротив, Вы сопротивлялись всем моим попыткам на них указать. Вашу позицию я понимаю, уважаю, но считаю односторонней.
Я пытаюсь удерживать оба плана. Считаю, что это и более справедливо, и более продуктивно.
Повторяю, гений и злодейство, на мой взгляд, совместимы. Это к вопросу о личной вине Сталина в тех или иных совершавшихся тогда злодеяниях. Я не собираюсь его ни в чем оправдывать. Я обсуждаю не это.
Reply
Leave a comment