куда заводит реалистическое мышление

Jan 15, 2007 16:32

Логика религиозного реализма, если последовательно ею руководствоваться за пределами литургического и богословского пространства, приводит к выводам, которые, как мне кажется (м.б. по невежеству), мало кому приходят в голову. Скажем, вера в то, что покинувшие этот мир РЕАЛЬНО существуют, ( Read more... )

умершие, природа, патристика, /alexandrg, Боговоплощение, антропология, реализм, человек

Leave a comment

Comments 10

birr January 15 2007, 18:40:18 UTC
в том же святоотеческом предании (в монашеской литературе) имеется множество предостережений против воспринмания всерьез явлений святых и Богородицы, т.к. их облик могут принимать бесы

Reply

gignomai January 16 2007, 07:45:05 UTC
Это так. Но я о другом. Св. отцы в таких случаях говорили о бесах, а сейчас принято говорить о псих. заболевании (см., например http://hgr.livejournal.com/1183057.html?view=16393809#t16393809). Разница немалая, имхо.

Reply

birr January 16 2007, 12:06:47 UTC
А почему - немалая? может ее и нет никакой?
тем более, там речь не столько о в собственном смысле заболевыании, из-за которого сажают в дурку, сколько явлении массового психического заражения. не вижу причины, по которой нельзя считать, что и то, и другое имеет природу воздействия бесов

Reply

gignomai January 16 2007, 16:45:09 UTC
Но ведь обычно за психиатрическим диагнозом стоит психиатрия, которая мыслит в пределах естественной причинности. Это не исключает возможности считать первопричиной козни нечистой силы, но она как бы опосредованно действует в таком случае. И лечат не экзорцизмом, а психотропными средствами. Есть все-таки вроде бы разница...

Reply


alexandrg January 18 2007, 12:57:49 UTC
Мне кажется, Вы неверно (т. к. именно платонически) трактуете "изменение природы человечества", которое произошло во Христе. Отцы все-таки в большей степени следовали Аристотелю, чем Платону, и полагали, что природа существует не сама по себе (как платоновские идеи), но только в ипостасях. Да и меняется не сама природа (иначе нарушается принцип единосущности), а ее состояние (тропос).

Соответственно, "изменение природы человечества", которое произошло во Христе есть изменение состояния человеческой природы, произошедшее в ипостаси Христа. А чтобы изменение, произошедшее во Христе смогло стать и нашим изменением (т. е. изменением природного состояния наших ипостасей), мы должны соединиться со Христом, для чего и существуют церковные таинства.

Reply

gignomai January 18 2007, 16:43:50 UTC
Спасибо. То, что я толкую платонически, я сознаю. Но полагаю (мб по недомыслию), что иначе и нельзя, т.е. что некоторые элементы логики платонизма неотделимы от православия отцов.
В Вашем разъяснении один момент мною не понят, а другой не убедил. Непонятно, каким образом нарушается единосущие и чье? Речь ведь может здесь идти о природе человечества (усия Сына в Христе воздействует своими энергиями, но, понятно, не претерпевает изменений), а она изменяема, хотя и не без сопротивления.
Что же до того, что изменение свершается только в таинствах, то мне кажется, здесь есть тонкий момент, передаваемый различием между возможностью (дюнамис) и действительностью (энергейя): Искупление сделало нас "духоприимными", т.е. способными к приятию Духа. Но мцы свобдны принять или нет.
Впрочем, я сознаю, что все это продумано мною отнюдь недостаточно...

Reply

alexandrg January 21 2007, 11:40:16 UTC
///Спасибо. То, что я толкую платонически, я сознаю. Но полагаю (мб по недомыслию), что иначе и нельзя, т.е. что некоторые элементы логики платонизма неотделимы от православия отцов ( ... )

Reply

gignomai January 21 2007, 13:03:44 UTC
Спасибо. Не все понял, но пора подумать самому.

Reply


Leave a comment

Up