Принципиальное различие между понятиями общими (универсалиями, родовыми понятиями) и «общностными», notiones universales и notiones communes. Первые получаются путем обобщения, абстрагирования от индивидуальных различий, вторые - путем усмотрения общего в индивидуальном, целого в частях. Как я это понимаю? Вот, например, мужчина и женщина могут
(
Read more... )
Comments 34
На указанном противопоставлении держится вся великолепная книга Давыдова "Виды обобщения в обучении". Первый вид - это эмпирическое обобщение, второй - теоретическое. Беда школьного обучения в том, что, по мысли автора, в нём преобладает первое, никак не развивающее мышление ребёнка, тогда как подлинное развитие возможно лишь при работе со вторым.
Reply
Да, наверное, так. Буду еще допонимать. Давыдов, кстати, тоже сознательный спинозист.
Reply
Да, он там даже цитирует его. Сейчас нашёл: "Иметь понятие о том или ином объекте - это значит уметь мысленно воспроизводить его содержание, строить его... Это положение обычно иллюстрируется путем приведения определения круга, данного Спинозой... Сущность круга Спиноза усматривал в акте его возникновения, построения (" творения" ). Определение круга должно выражать причину возникновения данной вещи, метод ее построения. " Круг по этому правилу, - пишет Спиноза, - нужно определить так: это фигура, описываемая какой-либо линией, один конец которой закреплен, а другой подвижен". Здесь указан метод получения любых и бесконечно разнообразных кругов"
Reply
Очень интересно! Спасибо. Посмотрю еще контекст этого у Спинозы.
Reply
Leave a comment