Принципиальное различие между понятиями общими (универсалиями, родовыми понятиями) и «общностными», notiones universales и notiones communes. Первые получаются путем обобщения, абстрагирования от индивидуальных различий, вторые - путем усмотрения общего в индивидуальном, целого в частях. Как я это понимаю? Вот, например, мужчина и женщина могут
(
Read more... )
Comments 34
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Философия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Так держать, Фрэнк!
Reply
А зачем нужно блуждание в трех саксаулах Спинозы, если есть нормальный разработанный понятийный аппарат "Категорий" Аристотеля?
Который был далее усовершенствован великими карпалокийцами (более чёткое разделение "усия" и "ипостасис") и преп. Максимом Исповедником (тропосы).
Reply
Я поблуждал и там. Но разным умам разное легко или просто. И сейчас мне легче со Спинозой.
Ну и обстоятельства так сложились: я готовлю к изданию книгу Куно Фишера о Спинозе - хорошая возможность сосредоточиться.
Reply
Reply
В данной точке своего пути именно так. Оставляю за Вами право меня анафематствовать.
Reply
+++Notio же communis в этом случае будет понятие, включающее в себя свойства и мужчины, и женщины, каковые извлекаемы из него...+++
И каким же словом выражается это понятие?
+++ Только notiones communes, утверждает Спиноза, дают адекватное познание.+++
Почему «только»? Допустим, понятие «человек» менее информативно, чем понятие Х, «включающее в себя свойства и мужчины, и женщины, каковые извлекаемы из него», но в чем его неадекватность?
Reply
каким же словом выражается это понятие?
----------------------
Думаю, что тем же, что и родовое понятие - "человек", но содержание другое, более полное.
А неадекватность у Спинозы означает неполноту, частичность.
Reply
Малопонятно.
Например, я скажу Вам: «сегодня я познакомлю Вас с одним человеком. Причем слово «человек» я употребляю, не как NU, а как NC». Сможете ли Вы по этой фразе определить пол этого человека? И что вообще из этой фразы можно извлечь, кроме того смысла, который содержится в родовом понятии «человек»?
Что такое «полное» содержание? То, которое нельзя дополнить?
Reply
Причем тут Ваша фраза и опознание по ней пола? Речь идет о том понятии, или идее, которую имеет познающий человек. В одном случае в его понятии заключено все богатство содержания какой-нибудь вещи, например, человека, в другом - это тощая абстракция, полученная отвлечением от индивидуальных свойств.
И да, по Спинозе, человеку доступна полнота знания о вещах, даже о Боге. Я не намерен настаивать, что он в этом прав, у него много странных идей относительно которых я не тороплюсь выносить суждение, понять хочу.
Но различение nu и nc считаю всяко глубоким полезным.
Reply
Интересно, что Зиновьев в своей диссертации называет "абстракцией" именно notiones communes, по процедуре.
Reply
Reply
Кстати, разделяю Ваш интерес к Спинозе. И так же , как и Вы, я пришёл к чтению его через других авторов. Только для меня им стал Делёз ( у Делёза к Спинозе особое отношение)
Если не вдаваться в тонкости философской или теологической проблематики последнего, мне очень импонирует во всех отношениях, тем более в религиозном, главная интуиция Спинозы, какую я могу на свой страх и риск сформулировать так: мы вовсе не пребываем вне Бога (думать так - это и есть ад), мы - внутри Его.
Reply
Замечательно! Так я захожу в Спинозу с разных сторон, Делез - одна из них. (Но я, правда, самого Делеза пока знаю недостаточно).
Reply
Leave a comment