Ничего не успеваю написать :(.
Впрочем, это неважно :).
Кажется, я уже писал об этом?
Вы прослушали опус "Три эмоции Геста".
Хочу напомнить вам один мой
старый постинг:
Восток:
"За каждую ошибку дед бил меня палкой по ногам.
Все обучение у нас строилось на идее совершенства: любое движение должно было выполняться только безупречно. Я был обязан следовать инструкциям и выполнять упражения, не обсуждая и не рассуждая. Что, вобщем-то, разумно, ведь в самих движениях уже содержалось совершенство, которым нужно было просто овладеть. Так продолжалось до тех пор, пока я не начал хоть что-нибудь понимать в том, чему меня обучают..."
Запад:
"А как же с мастерством? А все то же самое: надо всего лишь подумать о том, что для вас лично скрывается за этим термином. Для меня это, например, способность творить. И судя по всему, как я видел это у хороших инструкторов, преподавателей, учителей - это не только мое мнение. Если ты хочешь и любишь творить, то барьер к мастерству можно даже не заметить. Да, возможно будет трудно в начале, возможно ты будешь очень неудобным учеником, но оно того стоит".
И тут в ленте увидел
прямую аналогию:
"Все школьники учатся писать по прописям. Это считается настолько непременным атрибутом начального обучения, что если о чем и спорят, то о форме букв в прописях. И вот нашлась одна смелая учительница, которая решила дать детям свободу выбора. Не знаю, как она прививала им первые навыки письма, но когда они уже что-то умели, разрешила писать, кто как хочет, с одним условием: писать разборчиво.
Моя собеседница Ольга преподавала в этой же школе в средних классах. Она говорит, что почерки двух пришедших к ней параллельных классов разительно различались. Те, кто учился по прописям, пришли из начальной школы с одинаковыми школьными почерками. У другого класса были сложившиеся, яркие, индивидуальные почерки взрослых людей.
Поразительно, не правда ли? По-моему, это настоящее открытие. Ключевые слова здесь: писать разборчиво. Что это значит? На мой взгляд, вот что: учитель предлагает ученикам самостоятельно формировать мысленный образ каждой графемы и моторный образ каждой буквы. Естественно, каждый из учеников делает это по-своему, а задача учителя не в том, чтобы подгонять эти образы под заданный стереотип, а в том, чтобы помочь сформироваться общепонятным мысленным и моторным паттернам. Общепонятным, но индивидуальным! Круто? Я просто в восторге.
Представьте, что вместо прописей учитель предлагает детям посмотреть (и почитать) много разных красивых «ручных» шрифтов или почерков, сравнить их друг с другом, поиграть в разных людей, писавших так или иначе. Да мало ли что можно придумать! А ведь почерк - это точный слепок характера. Значит, давая возможность развить индивидуальный почерк, можно помочь человеку стать самим собой не на третьем курсе института, преодолев стереотип школьного образования, а в третьем классе начальной школы.
И прощай, единая Россия - страна того, страна сего :)"
Дальше комменты и уточнения:
"
Обучая по прописям, учитель вынуждает следовать образцу (результат оценивается в зависимости от точности копирования). Это обучение подчинению вышестоящим.
Обучение умению «писать разборчиво» - это обучение коммуникации. Суметь быть понятым другими - вот цель.
Два способа обучения - производные от двух типов общества: тоталитарного и информационного".
Затем следует блестящий
обмен репликами:
shortki:
"Прописи отрабатывают оптимальную моторику, выработанную годами и позволяющую быстро и много писать человеку со среднестатистическим строением руки. Ребёнок в своём возрасте не способен самостоятельно найти данный оптимум, как итог, он будет писать медленее, уставать сильнее, но результат будет «самобытнее». В любой дисциплине сначала нужно освоить базовую технику, а потом творить новое, иначе мы скатимся к «примитивизму» забавному, наивному и бесперспективному".
yurigordon:
"> Прописи отрабатывают оптимальную моторику, выработанную годами
Увы, нет. И никогда не отрабатывали. Прописи - некое среднестатистическое мнение неизвестно кого в Министерстве образования о том, как следует писать буквы. Я это знаю очень хорошо, потому что шрифт прописей был сделан отчасти «по моей вине».
> позволяющую быстро и много писать человеку со среднестатистическим строением руки
Нет таких. Средней температуры по больнице не существует. Люди разные, руки разные. Паттерны в результате получаются тоже разные. Но если не давить на прописи, человек быстрее найдет собственный паттерн.
> Ребёнок в своём возрасте не способен самостоятельно найти данный оптимум, как итог, он будет писать медленее, уставать сильнее, но результат будет «самобытнее».
Еще как способен. Куда способнее, чем мы с Вами. Сильнее всего ребенок устает, тупо копируя прописи. Особенно, если ему не объяснили, что это не фетиш, а просто образец, один из возможных.
> В любой дисциплине сначала нужно освоить базовую технику
Это правда. Базовая техника в данном случае - умение держать ручку и втискивать любые повторяющиеся движения в строку. Неважно, буквы это будут, цветочки или самолетики. Попробуйте написать (не нарисовать!) ряд цветочков - убедитесь :) Хорошо бы учить не прописям, а писать. Чувствуете разницу?
А дальше можно уже объяснить, что буквы состоят из вот таких (или сяких) движений, более или менее похожих на прописи (или любой другой красивый почерк или шрифт)".
shortki:
"Прописи отрабатывают оптимальную моторику, выработанную годами
Увы, нет. И никогда не отрабатывали. Прописи - некое среднестатистическое мнение неизвестно кого в Министерстве образования о том, как следует писать буквы. Я это знаю очень хорошо, потому что шрифт прописей был сделан отчасти «по моей вине».
Скорбно, если так, я полагал там опыт поколений и всё такое.
Тогда всё построение рушится, мы учим детей «чему-попало» и из поколения в поколение наш опыт не накапливается, прямой путь к стагнации.
Еще как способен. Куда способнее, чем мы с Вами. Сильнее всего ребенок устает, тупо копируя прописи. Особенно, если ему не объяснили, что это не фетиш, а просто образец, один из возможных.
Тяжело в ученьи… Если учась ребёнок устаёт, это не значит, что потом навык не пригодится".
yurigordon:
"из поколения в поколение наш опыт не накапливается
Я учился по старым прописям (еще дореволюционным, хотя и переизданным). Они были совершенно непригодны для письма - только для срисовывания. Как сделать из них связное письмо, учебники не объясняли. О скорописи - скорости записи - никто не заботился. Мы писали перьевыми ручками, макая их в чернила. Авторучки, которыми писали все взрослые, были разрешены только в третьем классе. То есть, дети должны были вместо обучения письму преодолевать сопротивление материала :)
Да, конечно, в прошлом писали вообще гусиными перьями, которые еще надо было точить - но ведь для чего-то взрослые изобрели авторучки?
Шариковые ручки были в нашей школе под запретом до старших классов. Считалось, что они - корень зла.
Только через пятнадцать лет прописи были скорректированы под шариковые ручки, просто потому, что ничем другим никто, кроме больших начальников, не писал.
> Если учась ребёнок устаёт, это не значит, что потом навык не пригодится
Если ребенок устает от того, что его плохо учат, то лучше бы он устал, играя во дворе :)"
Вот хочется тут что-то сказать про "Образование", как одну из вершин "переслегинского кубика"...