Поэты антологии «Уйти. Остаться. Жить». Предисловие

Jul 23, 2021 03:25

Поэты антологии «Уйти. Остаться. Жить»:
Гоша Буренин, Артур Волошин, Катя Яровая, Макс Батурин, Яков Бунимович, Янка Дягилева, Вячеслав Литусов, Дмитрий Долматов, Александр Рудницкий, Виталий Владимиров.

Подготовка Бориса Кутенкова, предисловие Ольги Балла

Опубликовано в журнале Волга, номер 7, 2021. = https://magazines.gorky.media/volga/2021/7/poety-antologii-ujti-ostatsya-zhit.html

В 2021 году в издательстве «Выргород» выходит третий том* антологии «Уйти. Остаться. Жить».

Как и во втором томе (в обеих частях), его авторов объединяет не возраст ухода из жизни - а десятилетие, в котором это случилось (притом, как и прежде, всё это - люди, умершие или погибшие до сорока лет). На сей раз это девяностые годы. Как только составители антологии избрали такой принцип организации текстов, стало возможным видеть то, что, очень огрубляя, можно назвать поколенческими чертами и задачами.

Умершие до сорока лет в 1990-х - это почти исключительно люди 1950-х - 1960-х годов рождения. Поколений тут, таким образом, по меньшей мере два: разница в возрасте между старшим и младшим авторами книги - почти четверть века. Люди 1950-х, 1960-х и тем более 1970-х годов рождения различны по своей социальной и культурной ситуации, по культурным задачам. Но об общих чертах времени, о его настроениях и тяготениях, с которыми имел дело как с материалом каждый из авторов этого тома, говорить не просто можно, - необходимо. 1980-1990-е видны здесь как культурный материк; даже - два материка: историческое состояние было всё же очень разным. Скажем так: то был культурный материк, разломившийся надвое, - и разлом прошёл как раз по большинству авторов этого тома. Отчасти захвачена тут и эпоха более ранняя.

Важна и показательна именно разноуровневость и разностильность вошедших сюда текстов, разномощность авторов: от совсем юных, остававшихся при жизни неизвестными, до ключевых фигур русской культуры своего времени - как, скажем, ярчайший поэт-бард своего (и даже не только своего) поколения Янка Дягилева. Люди разных поколений и культурных пластов, они тут, именно в силу своей знаковости, яркости, характерности - те, чьё присутствие скрепляет всю конструкцию. Широта диапазона, сведение вместе известного и неизвестного делает картину особенно объёмной, позволяя видеть сквозной характер тем, идей, беспокойств этих десятилетий, воспринятых очень по-разному в разных точках тогдашней русской культуры и сообщивших ей цельность поверх всех разломов.

Составители антологии выявляют неявное, вытягивают в свет общекультурного внимания поэтов с обширных окраин страны, на которых тогда происходило многое, неизвестное в её горделивых центрах, её потаённую поэтическую жизнь - которая в общем-то и не скрывалась, просто страна была велика. Многие ли в Москве и Ленинграде-Петербурге знали «лидера томской поэзии 1980-1990-х годов» Макса Батурина? Игорь Буренин, представитель (наряду с Артуром Волошиным) Львовской поэтической школы, бывший, по словам Валерии Мориной, «легендой» во Львове, вряд ли был особенно известен за пределами города.

То было время бури и натиска, время интенсивного культурного формообразования, и некоторые из героев этого тома антологии активно формировали вокруг себя, как пишет Ирина Кадочникова о Максе Батурине, «среду, новый культурный контекст». У них локально была большая потребность в том, чтобы действовать и мыслить глобально (тот же Батурин в своём Томске организовал не только «Общество левых поэтов», но и «Всемирную Ассоциацию Нового Пролетарского Искусства»). То было время культурных героев, первооткрывателей - что не только не отменяло разлитой в его воздухе катастрофичности, но стало прямым его следствием.
___________________________________
*В этом томе будет опубликован полный вариант предисловия.

2021, предисловия к публикациям, "Волга"

Previous post Next post
Up