В Татарстане на могиле русского спилили православный крест ради «сохранения национальной чистоты»

Dec 17, 2021 17:37



Вопиющий случай произошёл в большом селе Актаныш, центре Актанышского района на востоке Республики Татарстан.

25 сентября 2021 года от сердечной недостаточности, в возрасте 46 лет, скончался русский православный мужчина по имени Виктор Смирнов.

Его свояченица (сестра жены) Ирина рассказала газете "Вечерняя Казань": "В прошлом году Виктор тяжело перенес ковид, видимо, он дал осложнение на сердце. Во время болезни зять сказал сестре Римме, что хочет быть похоронен в Актаныше. Это наша с сестрой родина, сам Виктор тоже жил там какое-то время, он даже там прописан и очень любил это место. Когда Вити не стало, моя сестра позвонила смотрителю кладбищ в Актаныше Илдусу Хусаинову, сказала, что нужно место для православного захоронения. В Актаныше два кладбища, с разных сторон села. Мы сначала хотели похоронить Витю на том кладбище, где наш отец похоронен, но нам сразу сказали, что оно только для мусульман. Тогда взяли разрешение на захоронение на другом кладбище, где уже есть могилы православных усопших. Похороны прошли 27 сентября. И когда гроб уже закопали, смотритель кладбища нам заявил, что не рекомендует ставить на могилу крест, так как местные мусульмане могут его снести. И добавил, что мулла Руслан-хазрат не разрешает устанавливать кресты на православные могилы. Мы удивились таким требованиям, но всё-таки поставили деревянный крест, зная, что действуем законно".

Приехав 9 октября на кладбище, родные Смирнова обнаружили, что крест на его могиле спилен. Вдова Римма обратилась в полицию. А Ирина упомянула о случившемся в местных пабликах, пообещав вознаграждение за информацию о вандалах: "Многие комментарии были оскорбительными и разжигающими межнациональную рознь. Были, конечно, и слова поддержки, но мало. Я зафиксировала все радикальные высказывания и написала заявление в полицию. Вскоре нас с сестрой пригласили на встречу в администрацию района. Там были замглавы Актанышского района Райхан Галимянова, руководитель исполкома Актанышского сельского поселения Ильнур Хузин и имам-мухтасиб Актанышского района Руслан-хазрат Муртазин. Местные чиновники признали, что кладбище, на котором похоронен Виктор, не конфессиональное мусульманское, а общественное, но всячески уговаривали нас не возвращать крест на могилу. Говорили, что Актаныш - это чисто татарский район, что здесь всеми силами стараются сохранить татарский язык и существующую «национальную чистоту». Более того, Галимянова сказала, что и глава Актанышского района Энгель Фаттахов против того, чтобы на кладбище устанавливали кресты. Мы, в свою очередь, высказали свои предложения по урегулированию ситуации, в частности, предложили местным властям объявить населению, что кладбище общественное, что люди других конфессий тоже имеют право быть здесь захороненными и их нельзя дискриминировать. Предложили также создать отдельные зоны на кладбище для мусульман и православных, чтобы не возникало конфликтных ситуаций, установить видеонаблюдение. Нам пообещали принять меры и попросили не поднимать шум в СМИ и соцсетях. Мы ждали-ждали, но никаких действий со стороны актанышских властей не последовало. В ноябре мы поставили на могиле Виктора новый крест, поменьше размером".

Ирина отметила, что виновных в осквернении могилы Виктора так и не нашли, уголовное дело приостановлено (6 декабря): "Участковый полиции, к которому мы обратились с заявлением, просто предложил перезахоронить Виктора где-нибудь в другом месте! Не привлекли пока к ответственности и авторов радикальных комментариев. Мы просто шокированы политикой национализма в районе! А как же толерантность, о которой столько говорят? В нашей семье тоже есть представители разных конфессий, я, к слову, сама мусульманка, но мы все друг друга уважаем. Власти района просто обязаны что-то предпринять в этой ситуации и разграничить участки на кладбище, чтобы не допускать дискриминации и обеспечить мусульманам возможность быть захороненными отдельно от представителей других конфессий".

"На официальном сайте муниципального района любой желающий может ознакомиться с документом «Положение об организации ритуальных услуг, погребения и содержание мест захоронения (кладбищ) на территории Актанышского сельского поселения Актанышского муниципального района РТ» № 19 от 18.06.2015 г. Согласно ему кладбища на территории села Актаныш носят статус общественных, а не вероисповедальных. А значит, в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» они предназначены для погребения умерших любых верований. В отличие от вероисповедальных кладбищ", - подчёркивает журналистка "Вечерней Казани" Дарья Субботина.

При этом "Вечерняя Казань" обратилась за разъяснениями к властям Актанышского района - и в администрации невозмутимо подтвердили, что советовали родным покойного не устанавливать православный крест на могиле. "На территории района проживают преимущественно мусульмане, также и на кладбище погребены в основном мусульмане", понимаете ли. Заместитель главы Актанышского района Райхан Галимянова (экс-учительница русского языка и литературы) в разговоре с журналисткой добавила: "На кладбище, где похоронили Виктора Смирнова, действительно есть захоронения христиан, но их родные там кресты не устанавливали, по прошествии необходимого времени они ставили сразу памятники".



Статья в "Вечерней Казани" опубликована 15 декабря, вызвав нешуточный резонанс. Ясно, почему. Трогательное единодушие местных чиновников, мусульманского духовенства и полиции, отстаивающих "национальную чистоту", возмутительны. Это что за национал-исламистский анклав в центре России?

Тем временем со свояченицей Виктора Смирнова побеседовала Газета.Ru. Ирина сообщила, что маленький крест, который поставили взамен спиленного, пока стоит. Так как не виден с дороги. Ведь первый "крест на могиле Виктора «мозолил глаза» всему селу с проезжей части". Она сказала: "Население обвиняло в том, что мы не уважаем их традиции, что мы, с их слов, «привезли православного русского на мусульманское татарское кладбище, наплевав на их национальные и религиозные чувства». <...> Население считает, что кладбище мусульманское и татарское, и русским и православным здесь не место. А по документу оно является общественным, но люди даже не знают, что предполагает этот статус. Это массовое заблуждение подогревает отсутствие информации о статусе кладбищ со стороны местных властей. <...> И на фоне неосведомлённости населения, видимо, начинают возникать радикальные проявления". Также Ирина заметила, что замглавы Галимянова в ходе разговора с ней и её сестрой (вдовой Виктора) ссылалась на каких-то местных аксакалов, мнение которых важно для администрации района.

Замять скандал не получилось. Власти Актанышского района засуетились. 16 декабря вроде бы возобновлено уголовное дело.

В интервью изданию "Подъём" г-жа Галимянова утверждает, что никакой дискриминации по вероисповеданию в регионе нет ("У нас такого никогда не было и препятствий тоже"), что "межнациональной розни не было и нет".

С видеообращением пришлось выступить и главе района Энгелю Фаттахову. Он заявил, что власти района считают произошедшее "хулиганством", "органы работают".

image Click to view



Тут необходимо напомнить, что самого Фаттахова, тесно сотрудничающего с Всемирным конгрессом татар, часто именуют "татарским националистом". Бывший 2-й секретарь Актанышского райкома ВЛКСМ и секретарь парткома колхоза им. 40 лет Победы возглавлял родной район в 1998-2012 годах, потом занимал должность заместителя премьер-министра Республики Татарстан - министра образования и науки РТ (назначение пролоббировал экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев). Четыре года назад я писал, что Энгель Навапович являлся горячим сторонником и видным лоббистом изучения татарского языка всеми учениками на обязательной основе. Он стал инициатором разделения предмета "татарский язык" на татарский язык и татарскую литературу с резким увеличением их общего объёма в общеобразовательных школах. Резкое недовольство русскоязычного населения вызвало введение в 2014 году единого республиканского тестирования (ЕРТ) по татарскому языку в 9-х классах; появился итоговый контроль и после начальной школы. Когда Владимир Путин на выездном заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле (август 2017-го) твёрдо заявил о недопустимости заставлять школьников учить неродной язык и снижать часы преподавания русского, Фаттахов отрегагировал следующим образом: "У нас всё нормально. <...> На мой взгляд, Президент России не имел в виду Татарстан". Он последовательно сопротивлялся любым изменениям в данной сфере: "Утверждена концепция преподавания татарского языка и литературы. Это стратегический документ, который задаёт вектор развития". Несогласие русскоязычной части населения республики Фаттахов игнорировал. В конце октября 2017-го прокуратура направила президенту РТ Рустаму Минниханову представление о несоответствии Фаттахова занимаемой должности. 4.12.2017 его отправили в отставку. Зато для татарской национально-ориентированной общественности Фаттахов стал чем-то вроде национального героя. Соцсети публиковали мемы "Будь как Энгель". Вскоре этот деятель вернулся в свою прежнюю вотчину - на пост главы Актанышского района. Через некоторое время в интервью "Татар-информу" он говорил: "Нам хочется сохранить наш район в виде некоего центра, где происходит по-настоящему татарская жизнь. <...> Я всегда оставался при своих принципах, остаюсь и сегодня. Свои мысли, идеи, проекты реализую в родном районе". Мы видим, что и как г-н Фаттахов реализует.

Руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала "Фома", профессор МГИМО, член Общественной палаты РФ Владимир Легойда: "Полагаю, что является необходимым тщательное расследование обстоятельств происшедшего со стороны правоохранительных органов и надлежащее обеспечение права на захоронение, в том числе установку могильного креста. На большинстве кладбищ, расположенных в России, рядом производятся захоронения представителей всех традиционных религий нашей страны согласно принятым обычаям, в том числе с установкой религиозных символов. Убеждён, что это является гарантией межрелигиозного мира и взаимного уважения. Не сомневаюсь также в том, что подобного мнения придерживаются главы всех традиционных религий России".

Журналист Андрей Афанасьев: "Это чистой воды экстремизм, за такое необходимо привлекать к ответственности. Скорее всего, делалось всё с попустительства местных властей, и в лучшем случае получится привлечь виновного как физическое лицо. Но промолчать в таком случае - это во многом символический акт. Осквернение могилы, осквернение Креста - это не просто хулиганство. Это вызов".

ТГ-канал "Русская Башкирия": "Аналогичный случай в Башкирии был в 2014, когда в селе Ира салафиты спилили поклонный крест, и уничтожили скульптурную группу. После угрожали пожилому художнику, поставившему скульптуру и спровоцировали драку с русскими активистами, вступившимися за старика. После республиканские «независимые» СМИ раздули истерику о русских фашистах, избивших муллу, а администрация и правоохранители начали давление на русских активистов. Потом был как бы примирительный круглый стол, на котором русская сторона вынуждена была оправдываться. Через полгода их посадили в СИЗО по надуманным обвинениям. Но случилось непредвиденное: один из вахов, участвовавших в круглом столе, уехал в ИГИЛ*, и там стал «шахидом», после этого держать невиновных в СИЗО стало как-то неприлично и их, наградя условками, выпустили. Татария же, как та дочь маминой подруги, делает всё основательнее своей сестры Башкирии. Видимо, халифат решили начать строить сразу у себя".

"Царьград": "В этой истории неприятно поражают два момента. Во-первых, сам факт «оскорбления» мусульман изображением креста, мягко говоря, спорен с «правоверной» точки зрения: в Коране соответствующий аят отнюдь не утверждает, что «пророк Иса» не умер на кресте, а лишь указывает, что сам Бог вознёс Его на крест и потом взял на небо. То есть местный мулла и его паства просто неграмотны в понимании собственной священной Книги. Но это, допустим, их собственные дела. А вот другое - уже наше дело: с какого перепугу муллы и зарвавшиеся в своём национализме чиновники будут запрещать православные кресты на общих кладбищах, да и на Русской земле? Или они считают, что Татарстан не Россия и что присоединение Казани и Астрахани к Русскому царству - «ошибка истории»? Понятно, что некоторым, очевидно, это давно грезится. Но сны поутру имеют свойство рассеиваться. Особенно если федеральная власть не будет забывать ставить время от времени будильник для заспавшихся. А местная власть перестанет читать на ночь вредные сказки".



* террористическая организация, запрещённая в России
Previous post Next post
Up