Про Далматов монастырь и Исетский острог

Mar 10, 2015 16:02


Начало здесь - http://gayaz-samigulov.livejournal.com/206812.html

Кроме участка размерами 60х20 верст, под собственно Далматовым монастырем, [1] были  другие угодья, отведенные ему в разное время.


Фрагмент карты С.У. Ремезова. Ориентирована карта на запад, а не на север, как мы привыкли. Внизу показан Манрь Долматов, правее "Полевские заводы" и ещё правее "Заимка Долматова", в верхней части карты обозначена "Долматова заимка. Рыбные ловли".
В 1681 г. монахи обнаружили на речке Железенке, впадающей в р. Исеть и обратились с челобитной к царю с просьбой отвести им эти земли «на монастырскую потребу». [2] 28 июня 1682 г. тобольский сын боярский Федор Руков отвел Успенской Исетской пустыни территорию по речкам Железенка и Камышенка и по берегу р. Исеть. Линейные размеры в документе не указаны, но есть описание угодий: «Да по речке ж Железенке по смете пахотных земель в разных местах на сто десятин, а сенных покосов в разных же местех на шесть сот копен. Да лесных угодий и сосноваго и дубравнаго лесу, по обе стороны Железенки речки, и на устья к Исете реке, выше и ниже писанных меж, выше Железенки до Камышенки речки, а ниже Железенки же до ключа на верхней изголови Красной Горы по смете на четыреста десятин. Да между теми всеми угодьи болотных и кочешных колочных мокров и дикого камени, лугов и баяраков, и всякого негодного места по смете на пять сот десятин». [3] Речка Железенка в обиходе чаще именовалась Каменкой, отсюда некоторый разнобой в названиях последующих. Здесь было организовано Каменское поселье монастыря, где выплавляли железо из болотной руды. В 1699 г. земля эта была у монастыря изъята под строительство казенного Каменского завода, который и был поставлен в 1701 г. [4] Затем монастырю стало мало рыболовных и покосных угодий в границах отвода. В 1686 г., или в 1687 г. монастырю отвели: «речку Уй, источину, три больших курьи, затоны, озерка, самый Тобол вниз от Уя на 12 верст, а между рыбными промыслами - сенные покосы и хмелевыя угодья…». [5] Несколько позже, в 1692 г. этот участок, видимо, был дополнен: «по Тоболу от речки Черемшанки до речки Абуги, а по левую сторону Тобола ж реки по речке Уе и по речке Чагардыке, по обе стороны до нижних борков,  и до речки ж Абуги». [6] На этом отводе, при впадении р. Уй в р. Тобол было поставлено поселье Далматова монастыря. В 1735 г., на поселье был поставлен Усть-Уйский компамент, т.е. форпост, но угодья остались за монастырем. По крайне мере, Г.С. Плотников, описывая владения монастыря, не пишет о Усть-Уйском поселье, как об утерянном. По его словам, монахи и работники ходили туда и в 1737 г. и в 1741 г. [7] Таким образом, монастырь, кроме весьма крупного «надела» в 1200 квадратных верст, получил еще более чем солидные угодья на реке Железенке и по Тоболу. Поселье Далматова монастыря на р. Каменке (она же Железенка) и «дворец» того же монастыря на р. Уй показаны на чертеже к сыску и. Полозова (рис. 4). Рядом с «дворцом», выше по р. Уй отмечена какая-то деревня - явно не башкирское поселение, поскольку те обычно обозначались словом «юрты» (вовсе не обязательно, что башкиры и вправду жили в юртах - каркасных легких постройках, покрытых войлоком - словом «юрт» в то время называли просто нерусские поселения, вне зависимости от характера жилищ). На чертеже к «доезду» Л.И. Парфеньева также указаны «рыбные промыслы Далматова монастыря» на устье Уя и выше, при слиянии рек Уй и Увеллка - «Заимка Лапина избы слюдного промыслу» (рис. 5). Слюдяной промысел был сезонным занятием и избы, очевидно, не означали постоянного поселения, так же как и на Усть-Уйском поселье Дламатова монастыря не было постоянного населения - люди приходили в рыболовный сезон.
Уже в первые годы существования Успенской пустыни она довольно быстро развивается - появляются первые «старцы», т.е. монахи, служки, крестьяне, обеспечивающие монастырь всем необходимым. Власти в Тобольске вскоре оценили перспективы использования сложившейся ситуации - она позволяла сдвинуть границу русского расселения далеко на юг. Уже говорилось о том, что когда старец Далмат начал деятельность по обустройству пустыни, ближайшие слободы находились в трех днях пути. То, что на этих новых неосвоенных территориях уже стоит монастырь, давало определенное идеологическое обоснование русского расселения - если уж монахи православные там живут, то остроги поставить просто необходимо. Правда, первый острог решили поставить вовсе не вблизи Успенской пустыни. Тобольский воевода, Василий Шереметев видимо задумал отодвинуть границу еще дальшена восток. В 1649 г. было принято решение о строительстве Исетского острога, который как уже упоминалось, был поставлен в четырех днях спешного пути от Далматова монастыря, вниз по течению р. Исеть в месте, называвшемся Красный Бор. При строительстве острога в полной мере использовали естественные укрепления - он был поставлен на участке, который с юга омывался рекой Исеть, а с двух сторон был прикрыт старицей Исети и озером, получался своеобразный остров, подходы к которому были максимально затруднены. [8] Организатором работ по строительству и заселению Исетского острога был назначен конный казак Давыд Андреев. В самом конце 1649 г. он был отправлен по уездам Западной Сибири для того, чтобы агитировать крестьян идти на жительство в новую слободу, а также увести с собой первую партию стрельцов и крестьян на строительство нового укрепленного поселения. На строительство должны были направить 20 стрельцов с ружьями из Верхотурья и крестьян: Верхотурского уезда: Ирбитской слободы 15 человек и Ницынской слободы 10 человек. Крестьяне отправлялись со своими лошадьми, зимой - на санях, а летом на телегах. У каждого - лопата и топор, на десять человек - по четыре заступа и две кирки. И среди крестьян и среди стрельцов должны были быть плотники. Если у кого из крестьян было оружие, то тоже предписывалось брать с собой. Работать крестьяне должны были «вахтовым» методом - месяц работает одна партия, затем ее сменяет другая. Работы должны были считаться законченными после окончания строительства укреплений и возведения церкви. [9] По окончании строительства острога, Давыд Андреев и еще двое исетских казаков вновь отправились по уездам «призывать» желающих ехать на жительство на новое место. Количество льготных лет - шесть - видимо, определялось действительно пограничным положением нового форпоста. Насколько можно судить, крестьяне существующих слобод не спешили менять место проживания (традиционно, при закладке новой слободы значительная часть населения ее формировалась за счет жителей «старых» слобод, а новые переселенцы из-за Урала, гулящие люди, составляли зачастую не больше половины первопоселенцев). Крестьяне, записавшиеся в Исетский острог были в основном, выходцы из Казанского уезда - русские и татары,

[1] Пестерев В.В. Указ. соч. С. 184.
[2] Курлаев Е.А, Манькова И.Л. Освоение рудных месторождений Урала и Сибири в XVII веке: у истоков российской помышленной политики. - М.: «Древлехранилище», 2005. - С. 92.
[3] ДАИ. Т. IX, № 122. С. 351-353.
[4] Плотников Г.С. Указ. соч. С. 19; Курлаев Е.А., Манькова И.Л. Указ. соч. С. 94.
[5] Пестерев В.В. Указ соч. С. 105.
[6] РГАДА. Ф. 199. Д. 481. Л. 96-97.
[7] Плотников Г.С. Указ. соч. С. 38-39.
[8] Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. - Оренбург: Оренбургское отделение ИРГО. - С. 346.
[9]АИ. Т. IV: 1645-1676. - СПб., 1842. - С. 126-127.

XVII век, История Южного Зауралья, история

Previous post Next post
Up