Ощупал я тут, стало быть, новую часть похождений Лары Крофт, которая Rise of The Tomb Raider. Пока что не очень много прошёл, двадцать четыре процента по встроенному счётчику (на что ушло около шести часов), но впечатлений уже накопилось. Попробую их изложить под катом - без критичных спойлеров.
Сразу расскажу за клюкву. А то многие обзорщики люто плевались с этого дела - мол, русские зверьми показаны и ваще очернение и подрыв скреп. Пока что ничего такого не видать. Ну, то есть, имеется заброшенный лагерь в Сибири, с лесопилкой и шахтными разработками. Ну а чего, разве не было таких? Были. Тем более, что пока что он больше напоминает обычные разработки, совмещённые с военной базой - ни бараков, ни пыточных камер, ни расстрельных подвалов. Имеется письмо от одного сектанта (о которых ниже), что, мол, пришли люди без души, бога не чтущие, прокладывают чугунную дорогу, ни своих, ни чужих не жалеют. Интересно, а как бы ещё тёмный религиозный фанатик, застрявший в Средневековье (а они там натурально застряли - до сих пор ходят в шкурах, кольчугах и с луками), описал бы большевиков, пришедших покорять сибирские просторы. Ну и есть ещё рассказ одного из сектантов, уже более современного, о том, как его народ (секту, то бишь), злые русские поголовно загнали за колючую проволоку и заставили трудиться в шахте. Но есть ряд нюансов. Во-первых, пока что ничего из этих слов посторонними источниками в игре не подтверждается, а сам этот сектант (по имени Джейкоб или, возможно, Яков) даже у Лары большого доверия не вызывает. Всё, что нам демонстрируется под этот рассказ - 3 (прописью - три) мутные фотографии часовых на вышках и каких-то людей внизу. Охренительные русские зверства, да - таких фоток в любой тюрьме любой страны можно за полчаса гигабайт нащёлкать. Во-вторых, эти самые зверски подвергнутые красному геноциду сектанты отчего-то не просто выжили, но и вполне себе здравствуют по сей день, что наводит на мысли о, мягко говоря, некоторой преувеличенности их рассказов. В-третьих, сектанты сами напали первыми, опасаясь, что русские пришли за их святыней, и не прекратили атаковать даже после того, как узнали, что тем нужны только природные ресурсы. Иными словами, являлись они не невинными овечками, а уголовными преступниками, членами вооружённой банды, действовавшими по предварительному сговору и виновными в многочисленных случаях разбоя и убийств, в том числе военнослужащих, находящихся при исполнении обязанностей. С такими фруктами в любой стране разговор будет совершенно однозначный.
Но немного о сюжете в целом. Итак, вернувшись с острова Яматай, Лара занялась поисками Божественного Источника, о котором на этом острове услышала - таинственного древнего артефакта, дарующего бессмертие. Во времена оны этот артефакт нашёл некий мужик, воспользовался его силами и начал собирать вокруг себя последователей. Те назвали его Пророком и начали истово поклоняться, потому как бессмертие, причём не когда-нибудь потом, в перспективе, а прямо сейчас, зримое и осязаемое - это пряник весьма сладкий. Пророк использовал в своих проповедях околохристианскую символику, и потому довольно быстро привлёк к себе внимание христиан настоящих. Те ереси ожидаемо не могли стерпеть, и начали секту Пророка гонять по всему миру. Самого Пророка при этом несколько раз убивали, но благодаря силе Источника он воскресал и продолжал вести своих людей. Со временем был создан тайный христианский орден под названием "Троица", целью которого было полное уничтожение еретиков, поклоняющихся Пророку. Правда, так как человек слаб, и царствие небесное это хорошо, но пожить всё-таки хочется и сейчас, руководство "Троицы" довольно быстро пририсовало к цели "извести Пророка" ещё и бонусную цель (быстро ставшую основной) - "и отримать у него Божественный Источник для личного использования". Охота длилась не одно десятилетие, и в итоге сектанты скрылись ажно в далёкую загадочную Сибирь, где "Троица" их след и потеряла. Там они основали город Китеж, в котором до сих пор и обитают, занимаясь охотой, собирательством, кровосмешением и отстрелом залётных любопытствующих. Вот, например, на слайде ниже - первая встреча Лары с одной из представительниц секты.
Итак, несколько веков сектанты жили себе в Китеже - правда, им пришлось спрятать его от нашествия монголов (да-да, не спрашивайте ничего - в местной версии истории Орда дошла до самого сердца Сибири), потом был небольшой уже упомянутый выше междусобойчик с русскими (закончился он тем, что русские ушли, бросив все свои сооружения, а сектанты остались). Чем занималась эти сотни лет "Троица" - неизвестно. Ну, то есть, монголов в Сибирь направили как раз они, надеясь на их загривке въехать к сектантам, но это всё, что нам пока известно. Видимо, молились, постились и мечтали о том дне, когда смогут разузнать местонахождение Источника. И этот день настал - юная и не в меру умная девица по фамилии Крофт раскопала бумаги своего покойного отца и таки сумела вычислить примерное расположение артефакта. "Троица" рванула по её следам и заверте. На слайде ниже - исследования Лары. Обратите внимание на отсылки к предыдущей части: фотография Лары и Саманты, газетная заметка о спасении потерпевших кораблекрушение у острова Яматай археологов и тот самый лук, с которым Лара оббегала половину Яматая. Рабочий стол лариного ноутбука доставляет отдельно - аватарка в виде костра (костры, как и раньше, служат точками сохранения, а также возле них можно прокачивать навыки и улучшать снаряжение) и обои с Атлантидой (намёк на сюжет будущей части?).
Правда, до того, как попасть в Сибирь, Лара сначала ненадолго заглянет в Сирию. Да, авторы явно и навязчиво намекают нам на то, что в игре нам встретится босс-вертолёт (куда ж без него), но пока только пугают им, хоть встречается он часто.
Ну а потом - Сибирь! Мороз! Тайга! ГУЛаг! Столица, водка, советский медведь наш! Правда, мёрзнет Лара чисто косметически, на самом деле холод никак на её параметры не влияет и здоровья не отнимает.
У костра теперь можно Лару переодевать. Часть костюмов доступна сразу, часть открывается по мере прохождения, часть - всякие бонусные DLC. Некоторые из костюмов дают дополнительные плюшки - например, увеличение количества носимых боеприпасов или повышение урона, наносимого рукопашными ударами. Есть среди них и такие, которые позволяют принарядить Лару соответственно погоде. Увы, мёрзнуть там, где это предначертано скриптом, она от этого не перестанет, но хотя бы не будет голливудского ужоса с девчонкой, рассекающий без шапки и в болоньевой куртейке, когда вокруг минус 140 и вечное лето.
Ресурсы, которые в предыдущуй части были условно объединены в один параметр, теперь делятся на добрую дюжину видов. Отдельно дерево, отдельно птичьи перья, отдельно ядовитые грибы, отдельно пружины, отдельно гайки и т.д. В принципе, нельзя сказать, что стало сильно реалистичнее, но, по крайней мере, нет теперь того лютого ада, когда, ободрав нескольких оленей, Лара мастерила пистолету усиленный затвор и дульный компенсатор (очевидно, из шкур и сухожилий). Оружейные апгрейды теперь выглядят как-то логичнее (ну, не до стадии полного реализма, но уже хоть что-то), и их стало больше. Оружие, кстати, теперь можно свободно менять у костра. Раньше если Лара "разгоняла" при помощи найденных деталей свой Тип-100 до АКМ, то АКМ был по всем параметрам лучше и безальтернативно замещал Тип-100 в слоте автоматического оружия. Теперь же новые виды оружия всё так же открываются путём нахождения их деталей (а некоторые даруются вместе с DLC), но добавляются в инвентарь, расширяя ассортимент, а не замещая его. И они не по всем параметрам лучше, по некоторым наоборот, хуже, так что, в зависимости от стиля игры, можно хоть до самого финала пробегать с тем оружием, которое даётся в начале, а не открылось потом. Апгрейды действуют на весь класс оружия сразу, так что не надо беспокоиться, какой из луков или пистолетов качать. Есть, правда, логичное исключение - пистолетные апгрейды, связанные с перезарядкой (увеличенный магазин, отполированная шахта магазина и т.п.), не действуют на пистолет первого уровня, потому что он револьвер.
Тяжело в Сибири без нагана...
"Троица" - чуть ли первая на моей памяти злодейская организация, прописанная так, что в неё веришь. Она не берёт одинаковых штормтруперов из волшебной казармы на своей базе, отсылая их в любую точку мира, нет. Всё логичнее - есть местные ячейки, действующие, насколько я понял, достаточно автономно и привлекающие для своих делишек наёмников и преступников, зачастую "в тёмную". Соответственно, отпадают вопросы, как в центр Сибири смогла попасть иностранная вооружённая группировка. Она не иностранная, она в основном местная, а несколько залётных "консультантов" легко могли въехать в страну под видом туристов и получить оружие и снаряжение на подпольной лёжке. Ну и кое-кто из наёмников по ходу дела понимает, что вляпался куда-то не туда. Поднимать мятеж в одиночку бессмысленно, но можно немножко побарыжить втихаря снарягой - в качестве оплаты этот вот техник, работающий на "Троицу", берёт с Лары старинные золотые монеты, которые та находит в древних нычках. Золото в ходу всегда и везде, и его невозможно отследить - этим оно выгодно отличается от всяких там фунтов стерлингов. Когда чувак накопит сколько надо (а мы скупим всё у него имеющееся и получим за это ачивку), он слиняет отсюда в сторону ближайшей цивилизации, оставив позади этих чокнутых религиозных фанатиков, заманивших его в эту авантюру. Пожелаем ему удачи - до цивилизации отсюда охрененно далеко...
Противники "Троицы", сектанты Пророка, с Ларой тоже сотрудничают. Правда, золото им без надобности - они натурой берут. Нет, не в пошлом смысле, а в более прагматичном. Лара выполняет для них различные побочные задания (поломать установленные "Троицей" ретрансляторы, зачистить пещеру от волков и т.д.), а взамен получает уникальное снаряжение, которое иначе никак не достать.
Обе стороны конфликта, мягко говоря, симпатий не вызывают - бодаются, значит, лбами две озверелые кучки мракобесов. Сектанты пока что Лару скорее пытаются привлечь на свою сторону и, по крайней мере, не нападают на неё - но что-то мне подсказывает, что ближе к финалу придётся нам повоевать и с ними, когда они убедятся, что упрямая англичанка твёрдо намерена таки добыть Источник и предъявить его человечеству. Но пока общение с ними происходит хоть и не без напряжённости, но в целом дружелюбно. Тот самый Джейкоб (или Яков, или как его там, но произносят они именно "Джейкоб") вообще явно пропихивается авторами на роль потенциального любовного интереса Лары. Эдакий "плохой мальчик", опасный, но благородный, и весь её по-всякому спасает. Вон он, на слайде ниже.
Боевики "Троицы". Вот с ними у меня связана одна большая претензия к игре - самая, пожалуй, сильная на данный момент. Сюжетно и атмосферно они описаны здорово, не вопрос, но техническая реализация... Короче, я впервые за последние лет десять столкнулся с клоническими войнами в экшене. Ну, это когда ты в каждой второй перестрелке непроизвольно восклицаешь: "Эй, я же тебя уже убивал! И не раз!" Современные игры как-то умудряются маскировать ограниченность набора моделек врагов, а тут этот вот небритый тип слева и пухлошёкий негр по центру мне попадаются уже который раз. Причём в том числе и в роликах, крупным планом. И после ролика я их убиваю, а они снова вылезают в следующем, и я убиваю их ещё раз, и так без конца. А ещё небритый до неприличия похож на Джейкоба/Якова, а негр - на друга Лары, имени которого я не запомнил, и который фигурирует в прологе. Так что первые несколько раз я даже думал, что сейчас перед нами развернут историю предательства - ан нет, это, оказывается, совсем другие люди.
Вот, к примеру, кадр из совсем другого ролика в другой главе игры. Не узнаёте парней на заднем плане, которые слева и справа?
А это - тот самый друг из пролога.
Благородной шизофрении по части дизайна уровней, которая была характерна для предыдущей части, тут практически нет. Ну, если не считать за таковую бортовые "Уралы", торчащие в таких местах, куда их никак невозможно загнать без помощи телепортации, но на фоне канатного транспортёра для доставки кораблей в центр острова это смотрится не как шизофрения, а именно как косяк дизайнера. Единственнное, что я встретил навевающего воспоминания о - эта вот византийская галера, которая доехала на лыжах (не спрашивайте) почти до самого града Китежа, но застряла в ледяной пещере.
Галера, кстати, не просто для красоты висит - это challenge tomb, то бишь сокровищница. По итогам прохождения сокровищниц теперь дают не карты локаций и детали оружия, как раньше, а уникальные навыки, которые иначе невозможно получить. За галеру, скажем - умение выпускать вторую стрелу сразу за первой без дополнительного натяжения лука, практически мгновенно.
Хоть сибирские морозы Лару и не беспокоят, зато сибирские снега - ещё как. Глубокий снег сильно замедляет движения, а ещё отлично прорисован, и на нём остаются честные следы.
Читая документы и всякие таблички, Лара прокачивает знания языков - русского, греческого и монгольского. Правда, ни для чего особо языки не нужны, только для чтения надписей на обелисках, указывающих путь к схронам с монетами - каждый обелиск требует для прочтения определённого уровня навыка определённого языка. Для устного общения знания языков, как ни странно, не требуется - и члены "Троицы", независимо от национальности, и сектанты говорят на хорошем английском, без акцента.
Надписи, кстати, по недоброй голливудской традиции, практически все выполнены через пень-колоду, что огорчает.
Есть и другие ляпы - например, в бывшем кабинете одного из советских чиновников, висит карта... Российской Империи.
Зато Ильич хотя бы на себя похож, уже хорошо.
Тот самый вертолёт. Окей, пусть про появление в Сибири бандформирования вопросов и нет, но вот как они умудрились протащить через границу вертушку, вооружённую пулемётами и НУРСами (а через границу её явно таскали, так как на территории России такие машины не производятся и не используются) - этого я представить не могу.
Анна, мачеха Лары. Вот посмотришь на неё и сразу видно - рисовали японцы. Ну очень характерная внешность - когда японские моделлеры пытаются изобразить европеоидную женщину, ровно так всегда и получается.
Бьётся в тесной печурке огонь...
- Стой, стрелять буду!
- Стою!
- Стреляю!
За наличие на аккаунте стима некоторых игр от того же издателя выдают призы. Приз содержит либо набор карточек, которые можно использовать в режиме выживания (я его пока не пробовал, это несюжетное развлекалово, идущее отдельным пунктом в главном меню), либо кредиты, на которые можно купить эти же самые карточки во внутриигровом магазине.
Ну вот как-то так. Пока что мне очень нравится (хоть я большую часть этого поста и посвятил нытью и претензиям). Кому нравилась предыдущая часть - брать без раздумий, тут всё то же самое, только больше, громче, навороченнее и детализованнее. Выражаясь языком игрожура - тех же щей да погуще влей.
Хотя нет, под фразу "ну вот как-то так" гораздо больше подходит вот этот слайд: