Зимним бесснежным вечером была дочитана дилогия «В лесах» и «На горах». Павел Иванович Мельников - Печерский нижегородский писатель - реалист, этнограф, чиновник по особым поручениям, в частности занимался исследованием и искоренением старообрядчества, а также религиозных сект. Именно поэтому, на мой взгляд, дилогия заслуживает внимания того человека, которому интересна история страны: раскол Русской православной Церкви, описание старообрядчества, быта простого народа, купечества, фольклора, славянские праздники и обычаи, промыслы, и вообще эпоха XIX века. И, естественно, все это плавно вплетено в художественное повествование.
Современный человек, с первых страниц «В лесах», погружается в другую эпоху, эпоху утраченную навсегда, эпоху наших предков. И вот, уж начинают встречаться незнакомые нам слова, такие, как вареги, поярок, снежок пополоть, одна сухота, заедок, повалуши, шабры, витаться и т.д. Роман насыщен интересными выражениями. Более мне понравились: «не обсевок же я в поле какой!», «не обвык я зря, с ветру говорить», «а привычка не истопка, с ноги не сбросишь», «клевета, что стрела человека разит». Известное всем выражение «бить баклуши», которое все воспринимают в смысле бездельничать, на самом деле исходит от слова «баклуши» - чурки для токарной выделки ложек и деревянной посуды, и отсюда вовсе не означает бездельничать в понимании этого глагола, как вовсе ничего не делать. Вообще, произведение Мельникова - Печерского есть удивительный литературный кладезь. И, когда читаешь негативные, отрицательные отзывы об этом произведении, то становится ясно, что этот роман не для таких читателей, вам бы просто пройти мимо и не хулить замечательного произведения.
Читая дилогию, я задалась таким вопросом, что автор хотел сказать этим произведением, помимо донесения до читателя будущего богатейшего фольклорно - этнографического материала? И вот, к каким выводам я пришла. Мельников - Печерский занимался исследованием и искоренением старообрядчества, был гонителем и разорителем скитов. В произведении он высмеивает старообрядцев, а «На горах» он явно пишет словами отца Прохора в письме к Дуне Смолокуровой: «… что свадьбу желаете справить в единоверческой церкви и потом остаться в оной навсегда, а зловредный раскол всесовершенно откинуть и, оградясь истинною верой, до смертного часа пребывать отчужденною от душепагубного раскола. Хотя и немало соболезную я тому, что не вошли вы прямо во спасительную ограду святой церкви, но и тому несказанно рад, что вошли, так сказать, в церковное средостение». Вспомним также разговор Дуни с Чубаловым о том, какая же вера всех праведнее. И Чубалов указывает на храм, видневшийся из окна, то есть истинная вера в великороссийской церкви. Также разговор Патап Максимыча с Колышкиным. В этом разговоре Патап Максимыч говорит такие слова «великороссийская праведней нашей». Из всего этого я делаю заключение, что Мельников - Печерский своим произведением пытается донести до читателя мысль, что спасение есть только в великороссийской церкви, или, по крайней мере, в единоверческой. В наши дни, к сожалению, раскол существует и поныне. Хотя Поместный собор Русской православной Церкви в 1971 году специально рассмотрел вопрос «о клятвах на старые обряды и на придерживающихся их». Решением собора было следующие: признание старых обрядов спасительными и равночестными новым, упразднение клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года, и считать эти клятвы яко не бывшие. Патриарх Алексий II говорил о расколе, что «это рана, которую мы носим на теле Русской православной Церкви и нашего народа, она кровоточит и сегодня, потому что старообрядцы это плоть от плоти, и кровь от крови нашего народа». Так что, в этом плане произведение Мельникова - Печерского и его взгляды на этот вопрос, устарели. Но тема эта масштабная, и, чтобы рассмотреть ее полностью, надо прочитать остальные произведения Мельникова - Печерского. Также отмечу, что впоследствии Мельников - Печерский добивался для старообрядцев предоставления всей полноты гражданских прав.
Как уже было сказано мною выше, несомненно, дилогия Мельникова - Печерского является обширным произведением. В первой книге «В лесах» рассказывается про артель лесников, описывается их быт, обед, правила артели. Работают они весь световой день, работа тяжелая, а вот пост и постятся. Едят похлебку из гулены (картофеля), сухих грибов, лука, гречневой крупы да гороховой муки. А кушанье из гороха с репчатым луком да льняным маслом показалось особенно вкусным лесникам, ели да похваливали. Тюря из кваса, сухарей, соленых груздей, рыжиков, вареной свеклы, лука и постного масла. Вот так выглядит постная пища артели лесников, которые работали от зари до зари. На мой взгляд, замечательны артельные правила, которые строго соблюдаются, иначе в лесу нельзя. Брань и ссоры не дозволяются, работать все одинаково должны, все решается сообща - потому и артель.
Мельников - Печерский плавно ввел в произведение упоминание языческих праздников и обрядов: «как ни старалась церковность истребить эти остатки языческой обрядности, затмить в народной памяти все, что касалось древней веры, - все-таки много обломков ее доселе хранится в нашем простонародье». Да, что-то и до наших дней дошло, например, масленица. Автор описывает, как языческие обряды перетекали в христианские, и как много из тех обрядов было искоренено. Например, накануне Петрова дня сжигание Костромы - чучела Ярилы из соломы, братчина - праздник на общий счет, «по сельщине - деревенщине пир горой». Или вот Радуница - «навий день», дошедшая до наших дней, а истоки ее языческие: «Только минет святая и смолкнет пасхальный звон, по сельщине - деревенщине «помины» и «оклички» зачинаются. В «навий день» стар и млад спешат на кладбище с мертвецами христосоваться. Отпев церковную панихиду, за старорусскую тризну садятся. Рассыпается народ по божьей ниве, зарывает в могилки красные яйца, поливает жальники сыченой брагой, убирает их свежим дерном, раскладывает по жальникам блины, оладьи, пироги, кокурки, крашены яйца, пшенники да лапшенники, ставит вино, пиво и брагу... Затем окликают загробных гостей, просят их попить - поесть на поминальной тризне». А вот еще интересный и забавный обряд, чтобы червь на гряды не напал, лютые росы не прошли, дождиком не залило, оказывается надо совершенно голым обежать все гряды, и непременно это должны делать красны девицы. А как наступит пора первых ягод, грибов - лесных даров, так деревенская молодежь готовится к лесным гулянкам. На лесных гулянках насобирают грибов, нажарят да и угощают парней, чтобы им вдоволь уши надрать! Это оказывается известный старинный обычай - драть за уши всякого, кто первый раз ест новинку (первые ягоды, первые грибы, овощи и прочие).
А вот, что значит «поднявшись с постели только ко второму уповодку»? Оказывается, в деревнях простой народ часов не знает и считает время по уповодкам. А уповодок - это время работы за один прием: от еды до еды, от роздыха до роздыха. Так зимой три уповодка, а летом четыре. Второй уповодок означает время от завтрака до обеда, то есть с восьми часов утра до полудня. На эту тему у меня есть прекрасное репринтное воспроизведение издания 1880 года «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», собранные этнографом XIX века Михаилом Забылиным.
«В лесах» и «На горах» Мельников - Печерский во всей полноте показывает нам трапезу XIX века, да еще как показывает, что кушать хочется! Описывает подробно, что готовили и на поминальный стол, и на праздники, и на крестины, и в скитах. Несомненно, для современного читателя наших дней это представляет ценность, ибо трапеза наша уже не та.
Во второй части дилогии «На горах» Мельников - Печерский знакомит нас с хлыстовщиной. Секту хлыстов, по словам автора, нельзя даже назвать христианской ересью, так как она стоит вне христианства, хоть и заимствует из него самые священные имена. «На горах» перед нами предстает единственная дочь богатого купца Авдотья Марковна Смолокурова, девушка впечатлительная, нервная, мечтательная, любознательная и пытливая. И вот, она то и попадает в хлыстовские сети, умело расставленные помещицей Марьей Ивановной Алымовой. Вместе с Дуней мы пройдем через ее душевные метания, встретимся с хлыстами, побываем на раденьях божьих людей в сионской горнице. Интересно, что Дуня получит спасение от хлыстов через святителя Амвросия Медиоланского, который вел при жизни непрерывную борьбу с еретиками. Автор размышляет над вопросом, чем же привлекает людей секта хлыстов, почему же люди уходят в хлыстовство. В хлыстовщину уходили люди всех сословий - от безграмотных до высокообразованных, от нищих до весьма состоятельных. Так что же так влекло их туда? Мельников - Печерский рассуждает об этом так, что двумя путями приходят туда: первый путь - русская лень, а второй путь - это пытливость ума русского человека. Хлысту ведь немного нужно, он мало ест, ради ущемления плоти, ходит в отрепье, а деньги на радельные рубахи, знамена и покровцы ему всегда будут от богатых хлыстов. Праздность, покой и отвращение от труда - три составляющие русской лени, ведущих в хлыстовство. Русский человек имеет пытливый ум, во всем ищет правды - истины. Хочет он постичь многое, или словами Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», да некому русскому человеку все объяснить да пояснить. И вот, когда такому пытливому, ищущему человеку попадается в жизни один из представителей секты хлыстов, то все - запутают, заманят в свои сети, слова святого писания так переиначат, что и поверит голубчик всему сказанному. По большинству своему люди, попадающие в хлыстовские корабли, есть нервные, раздражительные, потерпевшие в жизни обиды, огорчения, предательства и иные бедствия, мечтательные, страдающие падучей болезнью и юродивые. Интересно, что хлыстовщина была распространена в монастырях. Автор называет монастыри «рассадниками хлыстовщины». Так в Петровском монастыре иеромонахам Филарету Муратову и Тихону Струкову за то были отсечены головы, а в женском Ивановском монастыре монахине Анастасии Карповой также была отсечена голова. В Зеленецком монастыре иноки Савватий и Пармен увлекли в секту самого зеленецкого архимандрита. Хлыстов либо казнили, либо ссылали на каторгу, или отправляли в дальние монастыри.
Дилогия Мельникова - Печерского содержит обширное число действующих лиц. По этому я упомяну лишь некоторых из них, на которых, на мой взгляд, стоит обратить свое внимание читателю. С первых страниц «В лесах» мы знакомимся с Патапом Максимычем Чапуриным и его семьей. На мой взгляд, это один из лучших персонажей романа. Да, у Чапурина есть недостатки, но меня поразила его доброта, готовность прийти на помощь. Патап Максимыч своенравен и крут, и тридцать тысяч бы в печку кинул лишь бы не сознаться, что его обманули. И, вообще, это очень колоритный персонаж. Кстати, его, на мой взгляд, удачно изобразили в сериале, созданном по мотивам произведения «В лесах» и «На горах», в отличие от его дочери Прасковьи Патаповны. Раз уж я затронула тему сериала, то скажу несколько строк о нем. Сериал создан по мотивам произведения, но смотря его, вы не увидите ни скитов, ни старообрядцев, ни хлыстов, и даже герои произведения там наделены другими чертами, и вообще прямо противоположными. Например, покойный муж Марьи Гавриловны, Прасковья Патаповна, Марко Данилыч и т.д. Да что говорить, в сериале вообще много вымышленного. Я бы советовала просто рассматривать данный сериал отдельно от произведения Мельникова - Печерского, ибо так его можно смотреть и даже пересматривать. Но хочется сказать спасибо создателям сериала, так как многие люди благодаря этому сериалу решают прочитать произведение Мельникова - Печерского. Но вернемся к Патапу Максимычу. Восхищает его отношение к Алексею Лохматому: «Гнев держу, - зла не помню». На прощанье Патап Максимыч и деньги Алексею дал, и обещал помочь, если нужда придет: «куда - то он денется, каково - то будет ему в чужих людях жить». А вот разговор Чапурина со Смолокуровым про рыбный промысел примечателен тем, что Патап Максимыч не хочет наживаться на простых людях - наемных работниках: «Зато мои токари да красильщики богу на меня не пожалуются». Чапурин и Смолокуров ведь сами из простых - один стал тысячником, другой миллионщиком, а какие разные люди! Рассуждения Патапа Максимыча о том, что мало платят ловцам, потому они и воруют, не нравится Марко Данилычу. А как отзывается простой рабочий народ о Чапурине, не то, что о Смолокурове: «... опричь хорошего слова, ничего про него нельзя сказать… Спуску не даст никому, у него всяко лыко в строку…Горячий человек…Только от него не то чтоб сойти, не доделавши, аль сделать, что супротивное, либо наперекор ему сказать; нет, этого никогда не бывает… Ежели кого он прогнал, тот себе места нигде не найдет и по времени к нему же придет плакаться, взял бы опять в работники… А сам на правде стоит, сроду никого не обидел, а добра делает много. Ни обчетов, ни обмеров у него и не слыхано, обманства и в помышленье ни у кого не бывает, все идет по правде да по божьей истине». Чапурин сразу спешит на помощь Марко Данилычу, которого поразил инсульт. Мысли его о больном Смолокурове четко и ясно показывают читателю всю глубину души этого человека. Еще один персонаж, появляющийся перед нами на страницах романа «На горах», и заслуживающий нашего внимания - это Герасим Силыч Чубалов. Был он с юных лет искателем правой и истинной веры, странствовал по земле - матушке пятнадцать с половиной лет, «в десяти верах перебывал», но истинной так для себя и не нашел. Хотя в заключительных главах романа мы видим Чубалова, который рассуждает, что истинная вера в великороссийской церкви. Чем же примечательна фигура Герасима Силыча? А тем, что Мельников - Печерский показал нам изменение души Герасима, исцеление его души любовью к ближнему. Увидел Герасим, в какой нищете живет его брат с женой и многочисленными детишками, и дрогнуло сердце его жалостью. Вся его, прожитая в странствиях жизнь, показалась ему неправильной и ненужной. Так бывает в жизни, что человек вдруг в полной мере осознает для себя, ради чего должен жить и как жить. Переродилась душа Герасима, стало ему радостно и легко, впервые во всей полноте понял он слова: Бог есть любовь. И с той поры началась у Герасима Силыча другая жизнь - жизнь для ближнего своего. Также в романе мы видим, как изменила Настина смерть, Никифора. Был дрянь человек, а смерть любимой племянницы так подействовала на него, что бросил Никифор пить, и начал жить новой жизнью. Несколько слов хочется сказать о Фленушке, о ее любви к Петру Степанычу Самоквасову, о постриге ее. Безусловно, каждому читающему роман, становится жалко Фленушку. Но решение отринуть от мира, от любви к Петру Степанычу она принимает сама. Да, на нее давит мать, упрашивая принять постриг, беспокоясь об ее будущем после своей смерти. И Фленушка ломает себя, идет через себя, понимая, что свадьба уходом совсем подломит больную мать, и она потеряет ее, только обретя, но любя и ранее, как мать. Да, постриг должно принимать только всецело отдавая себя Богу, а тут мы видим уступку для близкого человека. На мой взгляд, это неправильно. Постриг принимается лишь осознано и всецело, когда человек решает посвятить себя Богу. К этому решению не должны приводить материальные трудности, как имеется в виду в дилогии Мельникова - Печерского. И уж никак нельзя кого - то уговаривать принять постриг. Счастьем для Фленушки был бы брак с Петром Степанычем, а матери надо было принять это, ведь важней всего, когда любимый и близкий тебе человек счастлив. И в конце романа, Петр Степаныч кривит душой перед своей невестой Дуней Смолокуровой, говоря такие слова: «было у нас с ней одно баловство, самое пустое дело, не стоит о нем и вспоминать». Врет ведь голубчик, любил он Фленушку, всем сердцем любил. А о таком персонаже, как Алексей Трифоныч, говорить не особо хочется. Гнилой человек оказался, да и человек ли он? Впрочем, судить и осуждать не будем, может трусость Алешкина и жажда богатства и довела его до всего этого. Шептал ему кто - то на ухо: «От сего человека погибель твоя» (Патапа Максимыча), да погибель то от себя сам и получил! Добро надо помнить да болтать поменьше!
Дилогию Мельникова - Печерского, несомненно, надо читать и перечитывать, так как из нее можно почерпнуть богатейшие фольклорно - этнографические знания. Кстати, книги «В лесах» и «На горах» Павла Ивановича служат в наши дни материалом для написания диссертаций. Дилогия является важнейшим произведением XIX века, литературным сокровищем для читателей современной России. Так что, если вы еще не читали этого произведения, то непременно прочтите.