30 декабря 2013 года в Тверской областной картинной галерее открывается выставка, посвященная 180-летию со дня рождения И.И. Шишкина, одного из наиболее известных и любимых художников, знакомых нам с детства.
«Даже совсем не требуется пояснения имени, все его хорошо знают, знают сразу, о чем идет речь… при имени И.И. Шишкина тотчас же сразу возникает в уме яркое впечатление большого, преимущественно соснового леса и даже чувствуется характерный сосновый запах, так что всегда хочется глубоко вздохнуть», - думаем, что слова неизвестного автора в рецензии 1898 г. на XXVI выставку ТПХВ выражают всеобщее мнение.
Шишкин Иван Иванович
1832 (25.01), Елабуга Вятской губернии - 1898 (8.03), Санкт-Петербург.
Живописец, рисовальщик, гравер-офортист; пейзажист. Педагог. Родился в купеческой семье. Учился в МУЖВЗ (1852-1855) у А.Н. Мокрицкого, в АХ (1856-1860) у С.М. Воробьева. Пенсионер АХ в Германии и Швейцарии (1862-1865). Работал в Цюрихе в мастерской Р. Коллера (1863), год пробыл в Дюссельдорфе (1864-1865). Академик (1865). Член-учредитель ТПХВ (1870-1898). Профессор (1873). Действительный член АХ (1893). Участник многочисленных выставок с 1857. Профессор-руководитель пейзажной мастерской ВХУ при АХ (1894-1895, 1897). Жил в Петербурге (с1856). Много путешествовал, летом обычно работал недалеко от Петербурга, в окрестных дачных местах к северу и юго-западу от столицы.
Шишкин от природы обладал огромным талантом и трудолюбием, а красота и мощь родных елабужских лесов помогли ему найти свой неповторимый путь в искусстве. Основой своего творческого метода художник избрал глубокое изучение натуры. Дар к наблюдению, внимательному изучению природы оказался созвучным новым демократическим тенденциям в период становления реализма.Недаром И.Н. Крамской писал: «Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом… Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа». Глубокое проникновение в мир природы, сосредоточение на ее жизни, понимание ее суровой и величественной красоты привели Шишкина к эпическому пейзажу, созданию возвышенного образа Родины.
Ему ближе были северные и среднерусские пейзажи. В отличие от ярких, сочных красок юга, его привлекали простые мотивы «упоительного русского лета». «Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью, и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством», - писал А.В. Прахов.
И.В. Долгополов точно выразил суть искусства Шишкина: «Парадокс всякого большого создания истинного художества заключается в том, что оно бесконечно доступно и в то же время непостижимо СЛОЖНОЕ в своей непередаваемой простоте, требующей от автора великой зоркости души, богатства сердечного добра и, главное, безграничной любви к природе, миру людей».
Творчеству великого мастера соответствовал и его внешний облик. Он запечатлен современниками в ряде художественных портретов и словесном описании: «Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности волостной старшина, на самом деле тончайший художник. Наружность его была типично великорусская, вятская. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густою бородой и густыми волосами» («Неделя», 1898).