Выставка "Петров-Водкин. Ломакина. Стихия Крым". Продолжение

Apr 26, 2023 11:45




Начало
Во второй части выставки - драматичные крымские работы Петрова-Водкина и множество лиричных пейзажей его ученицы Марии Ломакиной. В центре внимания оказались два самых эффектных полотна экспозиции - "Землятрясение в Крыму" Петрова-Водкина и "Сбор винограда" Ломакиной.
Это и есть "Стихия Крым".
Больной туберкулезом Петров-Водкин часто бывал в южном Крыму. Летом 1927 года он по приглашению Максимилиана Волошина приехал с семьей на отдых. Обычно в конце августа - начале сентября, когда наступал бархатный сезон, в Коктебель съезжались поэты, писатели, художники, музыканты. Поздним вечером 11 сентября в доме Волошина устроили праздничный ужин, спать разошлись поздно, а проснулись в три часа ночи. Началось то самое крымское землетрясение 1927 года, которое вошло в историю как одно из наиболее разрушительных.
"Через две недели после нашего приезда, 12 сентября ночью я проснулась от того, что меня подбрасывало на кровати Папа понял, что началось землетрясение, быстро завернул меня в одеяло и выбежал во двор. Запомнились яркие звезды, луна и - один за другим - мощные подземные толчки. Я не осознавала драматизма происходящего, мне все было любопытно, особенно когда многие из отдыхающих уехали на следующий день, а мы остались. Отец говорил, что мы все трое вместе, а такое может не повториться, и поэтому мы останемся, а что будет, то будет…"
                                                                                                  Из воспоминаний дочери художника Елены Кузьминичны Дунаевой (Петровой-Водкиной)

Картину "Землетрясение в Крыму" Петрова-Водкина, на которой запечатлены люди в момент катастрофы, привезли из Русского музея.



К.С. Петров-Водкин. Землетрясение в Крыму. 1927-1928. Холст, масло. ГРМ

Портрет грустного Максимилиана Волошина тоже был написан художником после землетрясения, в его глазах стоят непролитые слёзы.



К.С. Петров-Водкин. Портрет М.А. Волошина, 1927. Холст, масло. Дом-музей М.А. Волошина

Крымская история продолжается в картинах уроженки этих мест Марии Ломакиной: бытовые сцены, крымские пейзажи, зарисовки труда виноградарей, табаководов, садоводов, которые художница делала для подготовки полотна, посвященного сельскому хозяйству. Сбор винограда был написан в том же году.



М.В. Ломакина  Сбор винограда. 1927. Холст, масло. ГТГ

Нв выставку привезли даже одну работу отца Марии Ломакиной, который давал дочери первые уроки живописи. Владимир Гаврилович Ломакин был не только директором Никитского ботанического сада, но и художником.



В.Г. Ломакин (1858-1913). В парке у родника. Крым. Майя рисует, 1910-1912. Холст, масло. Белгородский государственный художественный музей

Мария Ломакина в 1930-х уедет в Загорск (Сергиев Посад), где работал ее муж, мастер игрушки, и будет все больше писать в стол. В её поздних работах мало авангардного новаторского метода учителя и больше традиции. Она займется созданием образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек, а последние годы жизни будет преподавать в Абрамцевском художественно-промышленном училище.





М.В. Ломакина. Осенний пейзаж с овечками. Крым. Кизил-Таш, 1910-е. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"



М.В. Ломакина. Кизил-Таш. Из цикла Крымский пейзаж, 1921. Бумага, акварель, графитовый карандаш, лак.  Дойка овец. Крым, начало 1930-х. Бумага, пастель, акварель. Обе - ГМИИ



М.В. Ломакина. Дорога в крымских горах, 1920-1930-е. Холст, масло. ГМИ народов Востока, Москва



М.В. Ломакина. Крым осенью. Хмурое небо, 1920-1930-е. Холст, масло. ГМИ народов Востока, Москва



М.В Ломакина. Ударный сбор последнего табака, 1931. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург





М.В. Ломакина. Крым. На полях в окрестностях Кизил-Таша, середина 1920-х. Холст, масло. Музей "Новый Иерусалим"



Ломакина М.В. Крымская осень. Кизил-Таш. 1940. Холст, масло. ГМИ народов Востока, Москва



М.В. Ломакина. Из серии "Бригада на виноградниках", №2. Крым. Кизил-Таш, 1940. Холст, масло



Ломакина М.В. Берег моря в Гурзуфе. 1948. Холст, масло. ГМИ народов Востока, Москва

Неожиданно на выставке среди представленных живописных работ есть и редкие экспонаты. Петров-Водкин пробовал работать не только в живописи и скульптуре. Он сделал несколько эскизов для Государственного фарфорового завода.



К.С. Петров-Водкин. Эскиз чашки с блюдцем "Провинциалка", 1923. Бумага, карандаш, акварель. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Роспись чайной пары выполнена по авторскому рисунку 1923 года, который хранится в собрании отдела Музей Императорского фарфорового завода Государственного Эрмитажа. Всего в 1923 году было расписано 30 экземпляров чашек. С этим рисунком были исполнены и другие предметы чайного сервиза, предназначенные в том числе и для экспортной торговли.



К.С. Петров-Водкин. Чашка с блюдцем "Красные ромбики", 1920-е. Фарфор, роспись надглазурная полихромная. Эрмитаж, Санкт-Петербург



К.С. Петров-Водкин. Марки издательские книгоиздательства "Скифы", 1917. Политехнический музей



К.С. Петров-Водкин. Календарная стенка, 1924. Бумага, хромолитография. ГМИИ

Заканчивается выставка напоминанием о красном коне Петрова-Водкина -  работой современного художника, внука Гелия Коржева.



И.В. Коржев. Репродукция "Петров-Водкин К. Красный конь", 1990-е. Холст, масло
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.

русские художники, авангард, #ПетровВодкинЛомакина, выставки, Петров-Водкин

Previous post Next post
Up