История этого здания в центре Москвы связана с именами трёх знаменитых людей России, хотя мемориальная доска на здании упоминает только об одном. Особняк в стиле модерн построил архитектор Шехтель для миллионера Рябушинского, а жил там самое продолжительное время писатель Горький. Этот особняк связал навсегда в истории жизнь этих выдающихся людей, и рассказывая о доме, невозможно не рассказать о каждом. Жили они в одно время, а судьбы их сложились по-разному...
Вообще, в Москве не так много особняков начала XX века, открытых для посещения. Особенно таких, как особняк Рябушинского - шедевр московского модерна, классика жанра. Давно хотелось побывать внутри и посмотреть знаменитые интерьеры. Ведь, в другие особняки Москвы, расположенные в центре, попасть довольно сложно, потому что в них находятся или посольства разных стран, или другие важные государственные учреждения, да и к тому же внутреннее пространство давно переделано в соответствии с современными требованиями удобства. А в этом особняке можно увидеть то, что было задумано Мастером.
1. Особняк для С. П. Рябушинского построил Федор Осипович Шехтель (1859-1926) - величайший русский архитектор рубежа XIX и XX веков, кавалер орденов Святой Анны и Святого Станислава, создатель русского и московского модерна. Будущий архитектор происходил из семьи колонистов из Баварии, прибывших в июне 1766 года в колонию Шукк под Саратовом. Его отец был инженером-технологом, а мама Дарья Карловна, в девичестве Розалия-Доротея Гетлих, позднее работала экономкой у Третьякова. Многие из памятников архитектуры, построенные Шехтелем в Москве, вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в столице создано более 50 зданий, и многие из них сохранились до наших дней. Его главные сооружения в Москве: особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке (1893), Художественный театр (1902), Ярославский вокзал (1902). Прекрасным образцом стиля "неоклассика", в котором тоже работал Шехтель, служит кинотеатр "Художественный" на Арбатской площади.
Фёдор Осипович Шехтель
После революции в 1918 году особняк на Большой Садовой, построенный архитектором для своей семьи, Шехтель успел продать. Он поселился на Большой Дмитровке у дочери Веры. В квартиру подселили жильцов, и в последние годы великий архитектор жил в коммуналке. Похоронен он на Ваганьковском кладбище. А его шедевр - особняк на Малой Никитской до сих пор служит украшением столицы.
2. Особняк был построен в 1900-1902 годах по заказу 26-летнего предпринимателя С.П. Рябушинского. В нём архитектор продумал все, начиная от планировки и кончая внутренней отделкой помещений. Дом совмещал в себе достижения стиля Ар Нуво (отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, интерес к новым технологиям) с русской архитектурной традицией.
Небольшой особняк состоит из нескольких объемов, каждый из которых неповторим. Фасады облицованы глазурованным кирпичом светлых тонов, сверху дом украшает мозаичный фриз с изображением орхидей. Здание - двухэтажное, но разноуровневые окна различных форм создают эффект многоэтажности.
3. Внимание сразу привлекает удивительный мозаичный фриз с орхидеями, выполненный по эскизам Шехтеля. В эстетике модерна особую роль играли символ и загадка, например, бутон воспринимался как символ зарождающейся жизни. Украшение на фасаде особняка указывает на наличие какой-то тайны в доме.
4. Степан Павлович Рябушинский (1874-1942) - известный российский предприниматель, банкир, коллекционер, представитель династии Рябушинских. Известен как собиратель икон. Коллекция икон Рябушинского считалась одной из лучших в России. Во многом благодаря Степану Павловичу началось планомерное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи. Степан Рябушинский организовывал выставки иконописи, в том числе и знаменитую выставку, приуроченную к 300-летию Дома Романовых в 1913 году.
Семья Рябушинских - Степан Павлович, Анна Александровна и Борис
После русской революции 1917 года Степан Рябушинский эмигрировал в Милан. Собрание икон Рябушинского поступило в Государственный музейный фонд, большая часть (54 иконы) находится в отделе древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, остальные распроданы или переданы в другие музеи.
5. После эмиграции Рябушинских здание пережило многих владельцев. В нём располагались различные государственные структуры. Были утрачены некоторые предметы мебели и осветительные приборы того времени, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора. В 1931 году в особняк въехал М. А. Горький, и теперь это здание является мемориальным домом-музеем Горького. Можно считать, что Максим Горький косвенным образом спас особняк от полного разрушения, искажения до неузнаваемости и передачи в ведение какого-либо учреждения.
6. Парадный подъезд выходил на Малую Никитскую, по другому крыльцу можно было спуститься в сад Сейчас главный вход закрыт.
7. По сравнению с началом XX века, интерьеры частично изменились, даже вход в здание сейчас расположен со стороны Спиридоновки, однако основное удалось сохранить. Кроме того, в музее есть альбомы с фотографиями и зарисовками несохранившихся интерьеров.
8. Раньше этот вход считался чёрным и был предназначен для прислуги.
9. При особняке есть довольно большой участок, обнесенный невысокой декоративной оградой в стиле модерн.
10. На территории особняка был построен флигель, где находились конюшня, прачечная, дворницкая и проживала прислуга Рябушинских. В одном из помещений флигеля с 1941 по 1945 год жил писатель А.Н. Толстой, сейчас здесь его музей-квартира.
Осенью 1913 года в особняке Степана Павловича Рябушинского на Малой Никитской произошла одна из последних встреч (без посторонних) большого семейства миллионеров Рябушинских. В то время Рябушинские были известны по всей России: от Риги до Баку, от Архангельска до Тифлиса. Происходили они из свободных крестьян-старообрядцев Боровско-Пафнутьевского монастыря. К началу XIX века Боровск превратился из первых духовных центров России в обычный провинциальный городишко на полпути меж Калугой и Москвой.Там вырос дед прославленных братьев Рябушинских, Михаил Яковлевич. В двенадцать лет он был отдан в Москву, в ученье по торговой части. Торговля шла успешно, и в 16 лет Михаил Рябушинский записался в третью купеческую гильдию, предъявив по тем временам солидный капитал в тысячу рублей. С этого и начались миллионы Рябушинских.
Его сын Павел Михайлович Рябушинский уже сильно отличался от отца, основателя династии. Он представлял второе поколение отечественных предпринимателей, которые интересовались политикой, искусствами и науками. П.М. Рябушинский избирался от своего сословия в члены Московской Думы, коммерческого суда, Московского биржевого общества. Своим сыновьям он передал отлично отлаженное и энергично развивающееся дело, а также 20 миллионов ассигнациями - огромное состояние.
Третье поколение русских предпринимателей братьев Рябушинских получило прекрасное образование. Они окончили Московскую практическую академию коммерческих наук, знали два-три европейских языка. В большинстве своем они были умны, активны, готовы к масштабной деятельности и широкой благотворительности.
Слева направо - Павел, Михаил, Владимир, Степан, Николай, Сергей, Фёдор, Дмитрий Рябушинские
Павел Павлович Рябушинский, председатель "Товарищества", хозяин Московского банка, главный редактор газеты "Утро России", один из лидеров Партии прогрессистов - самый яркий представитель русского крупного капитала. В нем уживались своеобразная деловая этика старообрядческой среды, широкая натура русского купца и благотворителя с железной цепкостью образованного предпринимателя ХХ века. К началу десятых годов Павел Павлович возглавлял уже крупнейшую финансовую монополию. Всюду, где только возможно, его "Средне-Российское акционерное общество" противостояло иностранцам: геологическая разведка на Севере, в районе Ухты, лесозаготовка, расширяющиеся интересы в нефтяной промышленности, первые шаги отечественного машиностроения, автомобильная и авиационная отрасль и другие сферы.
Его ближайшие соратники в деле - братья Степан, Сергей и Владимир, стояли у истоков отечественной автомобильной промышленности, основали первый в России автомобильный завода АМО (ЗИЛ), и к тому же - археологи, коллекционеры и специалисты по древнерусской иконописи. Михаил - тоже был коллекционером. Его собрание русских и западноевропейских художников стало жемчужиной фондов нескольких ведущих советских музеев. Николай, известный литератор, основатель журнала "Золотое руно", публиковавший под псевдонимом Н. Шинский стихи и прозу в "Мусагете" и других модных издательствах начала века. Дмитрий, один из крупнейших в мире специалистов в области теории воздухоплавания, устроил еще в 1904 году в семейном имении Кучино единственный в мире частный "Аэродинамический институт". Впоследствии он эмигрировал во Францию, где продолжил свои исследования и стал французским академиком.
Вот такими были русские миллионеры! Наиболее яркие представители русского делового сообщества начала прошлого века Рябушинские всегда ориентировались только на русский рынок. После Рябушинских в новой России, которой они уже не знали, остались прекрасные здания, фабрики, заводы, научные учреждения.
11. Парадная прихожая была выполнена в стилистике модерна.
12. Украшали дом Рябушинского девять уникальных витражей, изготовленных по эскизам Шехтеля. Они выполняли и архитектурные задачи. Например, изображение с соснами и уходящими вдаль полями создавало иллюзию окна, тем самым зрительно увеличивая пространство.
13. Все помещения дома группируются вокруг главной лестницы высотой 12 м в виде серо-зеленой волны из мрамора, в самом начале которой выплывает медуза-светильник. На вершине лестницы стоит колонна.
14. Лестница изготовлена из эстонского вазалеммаского мрамора. Красивый камень обработали в московской мастерской М.Д. Кутырина. В начале лестницы есть очень интересная мраморная лавочка: чтобы не замерзнуть, сидя на ней, на неё направлялся поток теплого воздуха из специальной решетки, сейчас эта система подогрева уже не работает.
15. Светильник в виде медузы.
16. Между пролётами лестницы предусмотрено место для отдыха.
17. Медуза при взгляде на неё сверху превращается в черепаху (олицетворения жизни активной и жизни созерцательной). Лестница становится не просто приспособлением для физического подъема, а символом духовного восхождения человека.
18. Степан Рябушинский одним из первых занялся реставрацией старых икон. Поэтому в его доме было предусмотрено место для реставрационной мастерской. Уже в 1914 году журнал "Русская икона" сообщил, что Рябушинский в своём доме на Никитском собирается открыть музей иконы.
19. Двери, ручки, плафоны дома - это водоросли, ракушки, морские коньки, черепахи.
20. Предусмотрел Шехтель в доме и молельню, имеющую по традиции круглый купол. Само помещение расположено в мансарде, в северо-западной стороне дома. Во время постройки здания эту комнату сделали потайной. Чтобы попасть в нее, владельцы шли по второму этажу. (Фото молельни сделать не успели - музей закрывался.)
21. Колонна с массивной капителью украшена прекрасными лилиями, символом чистоты, и отвратительными саламандрами - символом зла. Особенное значение имела и узкая галерея. Она означала, что путь к добру узок и тернист. Затем верующие шли по чёрной лестнице.
22. Декоративный балкончик внутри дома украшал подъём (вид с площадки второго этажа). Все стенные шкафы были сделаны уже по заказу Горького.
23. Кабинет секратаря А.М. Горького.
24. В пяти мемориальных комнатах (библиотеке, кабинете, спальне, столовой и секретарской) сохранилась подлинная обстановка и личные вещи А.М. Горького, который жил здесь с 1931 по 1936 годы. Личная библиотека писателя используется в научных исследованиях.
25. Самая большая комната служила столовой, гостиной.
26.
27.
28. Окна первого этажа просто поражают воображение своей формой и размером.
29. Тонкая деревянная резьба украшает двери. Цветочные мотивы и волны - символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой.
30. В библиотеке открывается прекрасный вид из окна, рама окна имеет необыкновенно затейливую форму.
31. Лепнина потолка библиотеки - фантазийные водные растения, улитки.
32. Рабочий кабинет А.М. Горького.
33. Вдоль стен шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция резных работ из кости мастеров XVIII-XX веков (нецке).
34. Вид из окна кабинета Горького.
35. На письменном столе лежат предметы, по-видимому, принадлежащие писателю.
36. Спальня Горького на первом этаже. Писатель занимал комнаты первого этажа, а на втором располагалась семья писателя - его сын с женой и детьми.
37. Вид из окна спальни тоже радует глаз.
38. На втором этаже сейчас располагается экспозиция, посвящённая писателю А.М. Горькому - картины, подарки. В этом доме писатель провел последние годы жизни, работая над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина».
39. В залах второго этажа висят оригиналы известных художников, друживших с Горьким и даривших ему свои работы.
Б. Григорьев. Портрет А.М. Горького, 1926 год
40.
Итальянские пейзажи В. Ходасевич
41.
В. Ходасевич. Н.А. Пешкова, 1920-е годы
42. Две картины М. Нестерова: слева Вечер на Волге (Одиночество), 1932 год; справа Больная девушка, 1928 год.
43. В этом удивительном особняке переплелась жизнь выдающихся людей своего времени. Сложная судьба и у этого дома...