Театральный проезд в Москве

Dec 05, 2015 19:54



Большой театр (главное здание), ампирный фонтан в центре площади (1835, И.П. Витали), памятник Карлу Марксу (1961, Л.Е. Кербель), административно-вспомогательный корпус Большого театра (1995-2002)

В 1819 году, ещё до строительства театра на площади, произошло важное событие - Неглинная река была убрана в трубу по проекту изобретателя застывающего в воде цемента - инженера Егора Челиева. Тем самым образовались площади: южная у стен Китай-города - Воскресенская, там происходила торговля, и северная - Театральная. На Театральной площади изначально находился водоразборный бассейн Мытищинского водопровода, который в 1835 году украсили фонтаном работы И.П. Витали. Бо́льшая часть площади была недоступна публике до 1911 года: здесь был плац-парад, огороженный канатами на столбиках.



1760-е годы. Долина Неглинной к северу от бастионов Китай-города. Слева вверху - место будущей Театральной площади, справа вверху - Лубянская площадь, их разделяет прямоугольник Пушечного двора

Вот такая панорама открывалась с юго-западного выступа холма, на котором до 1803 года стоял Пушечный двор (там, где теперь начинается Неглинная улица). На месте площади Революции - река Неглинная, уходящая в арку Воскресенского моста. Пруд спущен, осыпавшиеся земляные бастионы укреплены деревянным "обрубом". От реки влево отходит ров, огибающий бастионы. На переднем плане лежат резные белокаменные блоки как символ архитектурных руин. В живописной панораме точно передана панорама Китай-города - виден только что законченный собор Николо-греческого монастыря и готическая надстройка Никольской башни Кремля.



Вид на Китай-город с руин Пушечного двора. Акварель 1800-х годов

От Большого театра в сторону Китай-города в середине XIX века можно было увидеть такую картину: середину площади занимал обнесённый цепью плац, за ним - водоразборный фонтан Витали. Корпуса, окружающие площадь, уже перестроены - их арки и колонны забраны сплошной стеной. Новый корпус - дом Челышева (будущий "Метрополь").



Театральная площадь. Акварель середины XIX века. Предположительно подготовительный рисунок Бронина к литографии, изданной Дациаро

Посмотрим, что теперь можно увидеть в этом месте.

1. В 1990-х частично была восстановлена стена Китай-города на участке, выходившем на Театральную площадь. Воссоздание фрагментов стены было осуществлено в общем русле "лужковского" подхода к исторической архитектуре, когда предпочтение отдавалось муляжам, имитирующим старинные постройки. Например, часть стены и ресторан в виде башни, пристроенные к фрагменту древней стены на площади Революции, - просто новодел.



2. Здание гостиницы Метрополь закрывает часть стены Китай-города между Театральной площадью и Лубянкой.



Здание гостиницы "Метрополь"

4. Далее виден Третьяковский проезд.



5. Птичья башня между Метрополем и Третьяковским прездом представляет собой краснокирпичную полукруглую башню без шатра. Рядом со стеной Китай-города работал птичий рынок, в 1851 году переведённый на Трубную площадь. Наверное, поэтому башня сохранила своё название с тех времён - Птичья.



Третьяковские ворота и Птичья полубашня (справа)

6. В 1870-х годах часть стены между Птичьей и Троицкой башнями была сломана, и были построены Третьяковские ворота, решённые в русском стиле. Был проложен третьяковский проезд по проекту архитектора А. С. Каминского по инициативе и на средства купцов-меценатов братьев Павла Михайловича (1832-1898) и Сергея Михайловича (1834-1892) Третьяковых на месте ранее существовавшего проезда, застроенного в XVIII веке.



7. Птичья башня оказалась совсем рядом с новым сооружением. В советское время она не была снесена, как и часть стены до Театральной площади за "Метрополем". Птичья башня - единственная сохранившаяся башня Китайгородской стены, была построена в 1535-1538 годы, как и вся Китайгородская стена. Автор проекта Петрок Малый Фрязин.



8. На Лубянской площади в конце 1990-х годов по проекту архитектора А. Р. Воронцова было построено одно из самых жутких зданий Москвы последнего десятилетия XX века - "Наутилус". Здание серьёзно нарушило сложившийся архитектурный облик площади, так как выглядит просто вызывающе.



9. На Лубянку "Наутилус" выходит округлой башней-эркером с металлическим капитанским мостиком, а к "Детскому миру" арками, перерубленными пополам. "Наутилус" стоит как бы на мысу Китай-города - центра московской торговой жизни начала века и представляет собой карикатуру на архитектуру русского модерна - стиля, который стал символом бурного экономического процветания начала XX века.



центр, Мимоходом, Москва, улицы моего детства

Previous post Next post
Up