Три смоленских портрета княгини Тенишевой

Jul 15, 2015 19:30



Начну рассказ о коллекции Смоленской картинной галереи с трех портретов Марии Клавдиевны Тенишевой. Это работы Валентина Серова, Ильи Репина и Константина Коровина. Хочу показать, как эти портреты выглядят в интерьере музея среди других живописных работ, при музейном освещении на авторских фотографиях, и на фотографиях, позаимствованных из интернета.

1. При знакомстве с экспозицией музея первым встречается прекрасный портрет кисти Серова. Работа поступила в 1924 году из Историко-этнографического музея М.К.Тенишевой, ранее находилась в собрании княгини.



Этот портрет - единственная работа  Валентина Серова в Смоленской картинной галерее. Княгиня изображена в кружевном вечернем платье без украшений в обстановке своей петербургской квартиры на Английской набережной. Собака у ног Тенишевой направляет наше внимание на лицо Марии Клавдиевны.



Валентин Серов. Портрет М.К. Тенишевой. 1898

Сейчас портрет нам представляется чудесным, и кажется удивительным, что мужу Марии Клавдиевне - князю Тенишеву, он категорически не понравился, хотя сама она приняла его скорее положительно. Об этом можно прочитать в воспоминаниях княгини "Впечатления моей жизни":

«… Серов понял мой характер, придал мне непринужденную позу, очень мне свойственную, и казалось, удача будет полная.
Однажды во время сеанса влетел Дягилев и с места в карьер напал на Серова, стал смеяться, что тот пишет даму в декольте при дневном освещении. Это было до того неожиданно и с первого взгляда так смело, что Серов смутился и, поддавшись его влиянию, тут же зажег электрическую лампу с желтым абажуром. Эта перемена освещения дала мне желтый рефлекс на лице и совершенно убила удачный колорит портрета. Но, несмотря на желтизну лица, мне все-таки очень нравился этот портрет, и, когда он был готов (в 1898 году), я повесила его в кабинете мужа в его отсутствие. Вернувшись и увидав его, муж пришел в такое негодование, что приказал вынести его вон и сделал мне снова самую тяжелую сцену, говоря, что предпочитает видеть на своих стенах олеографии, нежели такие карикатуры.
Когда Серов, увидав князя и не дождавшись от него ни одного любезного слова, сам вызвал его на разговор о портрете, князь очень сухо ответил ему:
- Позвольте мне не высказываться. Когда человек молчит, это значит, что он не хочет сказать чего-нибудь неприятного.
С тех пор Серов сделался моим отъявленным врагом, несмотря на то, что я лично всегда ценила его талант и приветливо встречала его. Он никогда не мог простить мужу его слов и совсем не по-рыцарски вымещал их на мне…»

2. Следующим в экспозиции представлен портрет княгини, написанный Ильёй Репиным.



На этом портрете тщательно выписаны детали костюма и интерьера. О певческом таланте княгини напоминают ноты в её руке. Во взгляде модели читается сила характера. Красавица, ведь правда?



Однако самой Тенишевой портрет совсем не понравился, а князь, вообще, был возмущён .



Илья Репин. Портрет М.К.Тенишевой. 1896

Вот как описывает  Мария Клавдиевна эпизод, связанный с этим портретом,  в биографической книге "Впечатления моей жизни" :

«… До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог… В особенности за один портрет я очень рассердилась.
Репин всегда боялся красивых складок, мягких тканей в женских портретах. Ему, как истинному передвижнику, подавай рогожу: иметь дело с ней ему было покойнее. Затеял он как-то писать меня в черном домашнем платье, шерстяной юбке и шелковой кофточке, и к этому более чем скромному туалету он непременно захотел прилепить мне на шею пять рядов крупного жемчуга. Как я ни отговаривалась, ни противилась, он настоял на своем. В руках у меня была тетрадь романсов Чайковского… Я была изображена с атрибутами певицы. Подобная иллюстрация указывает каждому без ошибки, к какому цеху принадлежит заказчик портрета.
Но все бы это ничего - портрет выходил довольно удачный, свежий по краскам. Красноватый лоскут старинной материи на фоне хорошо гармонировал с цветом лица, платья и жемчуга, и, к счастью, обложка романсов Чайковского была едва выписана, и на ней не красовалось имя издателя и адрес. Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в мое отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера. Наверно, у него с последним мазком свалился камень с души, и он свободно вздохнул.
Потом портрет был мне любезно предоставлен взамен пяти тысяч рублей. С мужем у меня опять из-за него вышла история. Он не на шутку рассердился и за деньги, и за неудовлетворительную вещь: - Боже мой, да когда же эти художники тебя проучат и так тебя намалюют, что раз навсегда отобьют охоту к подобной пачкотне...»

3. И третий портрет написан Константином Коровиным, когда он гостил у княгини во Флёнове. Работа поступила в 1920 году из собрания М.К.Тенишевой.



Константин Коровин утром вышел в сад, увидел сидящую на скамейке княгиню и написал портрет за несколько часов. Главное в этом портрете - мимолетное впечатление, которое может схватить только кисть импрессиониста, или, может быть, ещё фотоаппарат.



В этом портрете Коровину удалось отобразить необыкновенно живой характер модели, здесь присутствуют впечатление и мимолётность - характерные признаки импрессионизма.



Константин Коровин. Портрет М.К. Тенишевой. 1899

Смоленск, живопись, картинная галерея

Previous post Next post
Up