Нужно ли запретить рекламу лекарств на ТВ? Вы занимаетесь самолечением?

Apr 28, 2018 17:17



В России новая тема для бурной дискуссии - в Госдуму внесены поправки в профильное законодательство, определяющее нормы рекламы лекарственных средств.
Их авторы уверены, что именно на телевизионной рекламе основывается рост рынка антидепрессантов, поскольку люди, которые употребляют их, обладают повышенной внушаемостью.

Хуже всего, полагают авторы, что реклама лекарств чревата самолечением - мазями, что рекламирует ТВ, зрители мажут больную спину, когда у них серьезная травма позвоночника, "простыми" средствами сбивают высокое давление или лечатся от повышенного холестерина, когда срочно надо бежать к врачу.
[Spoiler (click to open)]

К тому же реклама, адресованная широкому кругу лиц, не позволяет учесть индивидуальные особенности организма. В пояснительной записке также говорится, что часто в рекламе встречаются препараты, не прошедшие госрегистрацию. В странах Евросоюза какая-либо реклама безрецептурных лекарственных препаратов запрещена. В России сейчас нельзя рекламировать только рецептурные препараты и содержащие наркотические или психотропные вещества.

Это не первая попытка отменить рекламу. В начале года похожий законопроект, внесенный депутатами Госдумы, предлагал запретить рекламу лекарств не только на ТВ, но и на радио. Тогда авторы аргументировали свою инициативу тем, что 60 процентов россиян предпочитают самолечение, и, по данным ВОЗ, это занимает пятое место среди причин смертности.

Участники рекламного рынка, напротив, считают, что в отношении лекарств не должна применяться политика безусловных запретов. В Ассоциации коммуникационных агентств России сообщили, что в среднем на рекламу в категории "медицина и фармацевтика" в нашей стране приходится около 19 процентов рекламы или свыше 33 миллиардов рублей в год. Если идея о запрете воплотится в жизнь, падение выручки российских телеканалов неизбежно скажется на качестве контента, уверены в профильной ассоциации.

Мазями, что рекламирует ТВ, телезрители мажут больную спину, когда у них серьезная травма позвоночника
Сторонники законопроекта парируют: во-первых, это не самая большая статья доходов ТВ, а, во-вторых, здоровье нации дороже.
https://rg.ru/2018/04/18/reklamu-lekarstv-po-televideniiu-predlozhili-zapretit.html

---
И это тот редкий случай, когда нельзя не согласиться с думцами, ограничивающими аппетиты рекламщиков и телевизионщиков, заботясь о здоровье нации, хоть в этом...
Какое это имеет отношение к нам всем? Да самое прямое и непосредственное.


Вот вы иногда занимаетесь самолечением, можете ответить честно, как на духу?
То есть - вы покупаете и принимаете препараты, которые не были выписаны вам врачом, а рекомендованы, например, в рекламе по телевидению, на радио, или в прессе?

На самом деле - вопрос далеко не третьестепенный, при том состоянии оптимизированного здравоохранения, что наблюдается в России сейчас, соблазн самому поставить себе диагноз и назначить лечение - велик, как никогда.

Понятно, что происходит это не от хорошей жизни, но, тем не менее, ситуация совершенно дикая, когда рекламщики, в сущности, выступают в качестве докторов, а страдающий человек идет у них на поводу, отчаявшись получить профессиональную помощь.
Причем, чем сильнее страждет человек, тем более он внушаем и менее критичен к информации, при этом - готов раскошелиться - именно этим и пользуются циничные фармкомпании, рекламщики и телевизионщики.

В общем, как мы видим,  в Думе нашелся депутат, обративший внимание на недопустимость подобного рода ситуации и внесший законопроект о запрете рекламы фармпрепаратов в медиа-, но вот что последовало за этим - читайте дальше...

Кому не нужен запрет рекламы лекарств - сторонникам смерти медицины? 27.04.2018

Обычный человек, не обладая медицинским образованием, скорее допустит ошибку при покупке лекарства, ориентируясь на рекламу, чем сделает правильный выбор.
Однако, чиновники считают иначе: заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин на конференции международного дискуссионного клуба «Валдай» в Шанхае заявил, что инициатива о запрете рекламы лекарств - вредная и опасная.
По его мнению, при наличии рекламы препаратов на ТВ, люди имеют доступ к информации, могут делать осознанный выбор.
Если же рекламу запретить, то человек ставится в зависимость от врача, который в свою очередь может продвигать интересы определенной фармацевтической компании.
[Spoiler (click to open)]
Иными словами, Волин увидел в инициативе о запрете рекламы лекарственных препаратов в телепередачах и телепрограммах интерес фармацевтических фирм, желающих навязать гражданам свои препараты. И прямо об этом сказал.
Речь идет о внесенном в Госдуму РФ законопроекте. В пояснительной записке к документу отмечено, что уже действуют ограничения на рекламу лекарств, отпускаемых по рецепту, и на препараты, содержащие наркотические и психотропные вещества. 18 апреля законопроект был отозван из Госдумы из-за нарушения регламента: был предоставлен неполный комплект документов, необходимых для рассмотрения поправок.

Валерий Рязанский, один из инициаторов внесения поправок, глава социального комитета Совета Федерации, сообщил, что законопроект будет перевнесен после исправления инициаторами замечаний Госдумы. Добавим, что многие жители России уверовали в свою компетентность в медицинских вопросах.

Из-за псевдомедицинских передач типа «Жить здорово», «Малахов +» люди считают, что не хуже врача способны поставить диагноз и подобрать способ лечения. И еще хорошо, если ошибка будет несерьезной и лекарство просто не вылечит заболевание. Но у подобного действия могут быть и более серьезные последствия, ведь для того, чтоб разобраться в симптомах болезни и последствиях приема лекарственных препаратов, необходимо долго учиться. А бесконтрольный прием препаратов приводит к многим и многим проблемам.

Реклама лекарственных препаратов на телевидении может иметь хоть какой-то смысл, если доверие к врачам в обществе полностью утрачено. Но в этом случае, можно будет констатировать смерть медицины

http://rvs.su/novosti/2018/komu-ne-nuzhen-zapret-reklamy-lekarstv-storonnikam-smerti-mediciny#hcq=M1qLvQq

---
Тут мы видим классическую ситуацию перевода стрелок и попытки свалить с больной головы на здоровую - с головы фармкомпаний, рекламщиков и телевизионщиков на головы врачей.
Совершенно очевидно, что именно г-н Волин (отметившийся уже многими дикими заявлениями ранее) и выступает лоббистом фармацевтических компаний, которые тратят гигантские бюджеты на рекламу своих препаратов, с тем, чтобы навязать их использование людям, имеющим проблемы со здоровьем и не доверяющим врачам, либо просто не имеющим возможности обратиться к профильному специалисту.

Да, врач действительно может продвигать препараты определенной фирмы, отрицать нелепо, такая практика существует, но при этом он имеет профессиональные знания и в состоянии отличить разрекламированную пустышку от эффективного средства, учтя все показания и противопоказания пациента.
Может ли это сделать сам пациент? Вопрос риторический. А вот запустить болезнь, нанести себе вред самолечением - может, с большой долей вероятности.
В общем, вопрос стоит так -

Poll
Кстати сказать, если кому-то интересна история вопроса, то вопрос о запрете рекламы медицинского характера ставился еще в 2015-м году и, нужно сказать, что уже тогда комментарии читателей к материалу в РИА были исчерпывающе точными:
[Spoiler (click to open)]

dr_web
Реклама лекарств выгодно государству. Народ у нас любит самолечиться. Значит будет сам себе ставить диагноз, потянется в аптеку, и к врачам не пойдет. Врачей меньше надо будет содержать. Прямая выгода для государства.
11:3409.09.2015

Геннадий Пупкин
Рекламму вообще надо запретить. Она не "двигатель прогресса". Это средство впарить какой нибудь товар в размере всей страны. Причём стоимость этого впаривания делает цену товара дороже на 20-30%. По опыту, реклама редко отражает реальные свойства товара.
Самолечение можно победить только качеством доступного мед. обслуживания. Почему люди лечатся сами?
В поликлинике записаться к узкому специалисту нереально. Приём ведётся раз в неделю (если этот специалист не заболел или не в отпуске). Даже если повезло записаться, приходится ждать час-полтора от своего времени.
Можно привести ещё много недостатков в мед обслуживании. Но все их и так знают. Пока врачу будет не выгодно работать в бесплатной медицине, так и будет. Люди будут лечится сами.
10:1609.09.20155

d2r
Геннадий Пупкин, да, именно. Причём проблема носит принципиальный хараткер - везде где в какой-то области есть "два сорта" оказания услуг - один "нахаляву", другой "забабло" - для оказывающих потребители первого варианта всегда будут выглядеть "халявщиками", с соответствующим отношением.
15:1809.09.2015

Геннадий Пупкинd2r(к комментарию)
d2r, Только "халява" она не халявная. От зарплаты регулярно отрезают кусочек для медицины. Проблема, что мед. чиновники его "куда-то" девают. Не тырить им указ сверху никак не дойдёт. Но это проблема медицины, а не пациента который уже заплатил за лечение.
Постоянное пользование опцией "за бабло", приводит к полной очистке семейного бюджета. В этом тоже радости мало.
В итоге мы платим за "халяву", и вынуждены либо быть "халявщиками", либо заниматься самолечением, самообразованием и самодетообучением.
09:5510.09.2015

olegvi
По первому каналу постоянно рекламируется медтехника в форме псевдоновостей - "алмаг", книги судеб, и прочее.
Запретить, однозначно.
09:0609.09.2015

d2r
"В результате потребитель проиграл, потому что рекламируются всегда дорогостоящие препараты, а их не менее эффективные аналоги, которые иногда в десятки раз дешевле, остаются неизвестными населению"

А вот это чистая правда. Разница между розничной ценой различных препаратов с одним и тем же действующим веществом может достигать 5, а то и 10 раз. Пример: широко рекламируемый гель с действующим веществом диклофенак (1%) стоит от 400 до 550 руб., при этом цена на собственно препарат Диклофенак в виде того же 1% геля и в той же дозировке - нигде не превышает 100...150 руб. Это простой пример, когда речь идёт просто об одном и том же препарате в разной обёртке. А ведь есть ещё аналоги, дженерики...

К сожалению предложенные меры мало помогут, будут просто через врачей навязывать тот или иной препарат (те самые "другие маркетинговые ходы"). Проблема вообще, как мне кажется, в самом наличии _рынка_ медицинских препаратов. В особенности - рецептурных и жизненно важных. А рынок уже диктует игрокам ходы, совершенно бесполезные и даже вредные с точки зрения здоровья населения, но "полезные для бизнеса". Пусть на рынке продаются кремы для кожи-рожи и всякие антигриппины, а серьёзные препараты - государственный интерес и государственное дело.

В целом я согласен с Александром Коноваловым в комментариях.
20:0308.09.20154

Александр Коновалов
Согласен с Шуляком и Белоусовым:проект запрета рекламы ЛП ни одной из заявленной проблем не решит.
А вот порядок навести надо, хотя это и адски трудно.
Фармацевтика - часть общей жизни народа, страны, общества и государства, и проблемы в ней не менее сложные и трудноразрешимые. Наскоком (полным запретом рекламы ЛП) их не устранить.
19:0308.09.20151

F1_
а не продолжение ли это инициативы по изведению всего не 100%-здорового населения, которая так последовательно реализуется у нас? особенно в бесплатной медицине Москвы. тут, конечно, из ЛенОбл инициатива, но концепция может быть и общей.
https://ria.ru/analytics/20150908/1238381705.html


Все материалы по медицинской тематике в блоге (ссылки активны) -
КАКИЕ ЛЕКАРСТВА ПОПАДУТ ПОД САНКЦИИ (список) и как быть больным?
ЗАЧЕМ ВЛАСТЬ РФ ВВОДИТ САНКЦИИ НА ЛЕКАРСТВА ИЗ США?
ГОСУДАРСТВО ОТДАЕТ МЕДИЦИНУ БИЗНЕСУ: ПЛАТИ ИЛИ УМРИ?
ВМЕСТО АНАЛИЗОВ - АНКЕТЫ? ОПТИМИЗАЦИЯ МЕДИЦИНЫ-2018
ВЫ ГОТОВЫ К ПЛАТНОЙ МЕДИЦИНЕ? Софинансирование-2018.
Вы хотите платить за врачебные ошибки? ЗДРАВОЗАХОРОНЕНИЕ и "дело врачей"


власть, #геноцид2018, #ОптимизацияМедицины, медицина

Previous post Next post
Up