Посмотрел вчера один документальный немецкий фильм на ютубе. О коррупции в Германии. И обнаружил удивительную вещь - коррупции в Германии не меньше, чем в той же России или Украине. Разница лишь в том, что в одних странах берут чиновники, а в других частные лица.
О фильме.
Фильм рассказывает о трёх самых громких коррупционных процессах Германии конца 90х и начала 00х.
Отрасли: строительство, автопром, мусор.
Жертвы процессов: ИКЕА и руководитель строительной компании; фирма MAN, производящая грузовики, и неопределённое количество покупателей их продукции; коммунальный политик с амбициями который сдружился с - "Королём свалки" - владельцем мусороперерабатывающего концерна.
Всех нашли, всем всё доказали.
Попутно дают комментарии некоторые жертвы, всякие академики занимающиеся проблемой коррупции научно и специалисты по разруливанию таких неприятных ситуаций, работающие на большие концерны и на государство.
Строительство и ИКЕА
В 90х ИКЕА в Германии строила одну точку за другой. Построить ТД ИКЕА занятие наверняка дико увлекательное и прибыльное. Этим занималась одна строительная компания, шеф которой умер незадолго до того, как были подписаны первые контракты. Фирму он оставил на одного из своих сотрудников. Сотрудник оказался меж двух огней. С одной стороны фирма, которую на него повесили, была близка к банкротству. С другой был начальник строительного отдела ИКЕА, который объяснил, что нужно делать для того, чтобы получать строительные заказы от ИКЕА. Чистая совесть или сохранение фирмы, работа для сотрудников, большой заказ? Победило бабло. Откаты с кредитов на строительство в карман начальнику стройотдела корпорации, большие заказы, деньги рекой. В какой-то момент наш директор фирмы задумался о том, что скоро его возьмут за жопу и начал мучаться. Противовесом мучений была красивая жизнь его семьи, достаток, отпуска, приличные школы для трёх детей. Всё это длилось годами. Рассыпалось всё тогда, когда одна совестливая дама, работавшая в строительном отделе ИКЕА, пошла в прокуратуру и всё рассказала. Строителя не посадили, так как он сотрудничал со следствием, имел на иждивении кучу народа и рассказал вообще всё. Посадили половину начальства ИКЕА Германии. Самый большой срок достался начальнику стройотдела.
Грузовики MAN
Фирма MAN не только производит грузовики, но и обучает свои персонал. Профессиональные продавцы должны выполнять план. Всегда. Иначе не будет бонусов. С другой стороны были клиенты. У клиентов тоже есть план, который должен выполняться. Обе стороны были заинтересованны во взаимовыгодном сотрудничестве. Чем они и занимались. Прокуратуре было очень трудно что-то доказать. На фирму повесили многомиллионный штраф и обязали нанять спецов, которые бы разруливали такие проблемы ещё до того, как они таковыми становились.
Мусор и политика
Один коммунальный политик был назначен на пост заведующего госпредприятием по уборке мусора. Платят там очень скромные деньги. А политик был с амбициями. Он связался с человеком, владеющим фирмами по переработке мусора, и они начали делать дела. Фальшивые тендеры на переработку, разорение и скупка фирм-конкурентов, распил бюджетных денег. 600.000 человек производят огромное количество мусора в год и платят за его вывоз. Из мусора делают компост, тонна которого стоит 10 евро. Берём бесплатно, отдаём за деньги - идеальная схема для бизнеса. Посадили обоих. Обычная, плановая проверка документов во время которой проверяющие сравнили цены и прокуратура начала копать. Накопали несколько десятков миллионов неучтённых денег в Германии, Швейцарии и Люксембурге. В 2004 обоим впаяли по 6 лет.
Эксперты и академики
Один из антикоррупционных экспертов, работающих на MAN, рассказал о том, что многие из тех, кто занимался взятками, даже не понимали, что речь идёт о коррупции. "Так принято", "Везде так поступают", "Он мне - я ему" - для них откат клиенту даже не был преступлением. Это - нормальные вещи в их понимании. С одной стороны они правы. Ведь этим они всего лишь зарабатывали деньги для фирмы, получая бонусы за хорошую работу. Они не воруют народные деньги, платят налоги, сохраняют рабочие места для многих тысяч человек. Но существуют ещё и законы, не позволяющие нечестной борьбы на рынке, которые при этом были нарушены.
Женщина-эксперт по финансовым преступлениям говорила о том, что феномен коррупции есть в каждой отрасли. Даже тогда, когда учёные собираются вместе на конференциях, которые были организованны фирмами, для решения или обсуждения каких-то проблем. Тем самым фирмы покупают мозги людей, предоставляя им номера в отелях, машины и водителей, оплачивая их походы в рестораны и бордели. Отличие только в том, что никто этого не просит. Вот если бы попросили, тогда был бы прямой факт коррупции. А уж о том, что покупателям вместе с грузовиком дарят кругосветное путешествие первым классом и говорить нечего.
Другая женщина, доктор психологических и экономических наук, работает над диссертацией по коррупции. Она очень чётко разъяснила позицию жертв, которые усыпляют совесть тем, что у них на плечах лежит ответственность за своих сотрудников и их семьи. Взяточники же, неважно какой пост они занимают и где работают, делают всё только для себя. Совесть тут не играет никакой роли. Они просто работаю по таким схемам, так как зарплаты на их запросы не хватает. Вся их трудовая деятельность основана на том, чтобы найти жертву, согласную работать по схеме взяточника. Если жертва находится, всё происходит очень быстро: информационный посыл с контекстом "У тебя нет другого выхода, брателло!", принятие условий жертвой и всё.
Это всё, конечно, очень банально. Но про позицию жертв мне очень понравилось.
А вообще, коррупция двигатель экономики.
Фильм заканчивается тем, что бравый работник прокуратуры садится в служебный "Мерс" с водителем со словами: "Мы будем бороться дальше!", и уезжает.