МИФЫ ФОТОКОМПОЗИЦИИ: Миф «в фотографиях должно быть равновесие (баланс)»

Jul 02, 2013 09:09

Утверждение, что должно наблюдаться равновесие (баланс) в кадре, встречается весьма часто. И это если не миф, то, по крайне мере, сильное преувеличение. Кроме того, надо еще разобраться, что каждый конкретный человек имеет в виду под этим утверждением. А это весьма непросто, потому что понятие равновесия/баланса весьма плохо определено ( Read more... )

lesson

Leave a comment

Comments 88

lyao July 2 2013, 06:56:01 UTC
спасибо за отличную статью

По поводу фотографий Коуделки
Мне кажется, что авторский вариант - второй (самый несбалансированный)

Reply

ext_2048045 July 3 2013, 09:12:24 UTC
+1

Reply


eugenegordin July 2 2013, 07:37:47 UTC
Осмелюсь вставить свои пять копеек:
В моём представлении, когда формулируют правила фото- равно как и художественной композиции вечно не договаривают конца предложения...
Правила эти (повторюсь, IMHO) есть совершенно железобетонные законы, но звучат они не "так можно, а эдак нельзя", а "если сделать так, то на среднестатистического зрителя это окажет эдакое воздействие". ± культурное наследие зрителя...
Сама идея "нарушения" правила предполагает, что кто-то знает изначально какой эффект нужен, что не верно. Если не знаешь как создать нужный тебе эффект или не знаешь даже какой эффект тебе нужен - лучше делать по правилам "хорошо-плохо". А если знаешь, то правила надо просто использовать по назначению... :)

Reply

az July 2 2013, 08:17:46 UTC
у меня будут на эту тему размышления в одной из следующих статей )

Reply

offline268 July 2 2013, 13:51:35 UTC
самое интересное, что на самом деле так : "если сделать так, то на задрота-художника это окажет эдакое воздействие"...

Reply

eugenegordin July 2 2013, 18:17:24 UTC
Ну, это тоже, но на "задрота-художника" это может оказать принципиально иное воздействие, чем на "среднестатистического зрителя" :)
Наверное самый шик - это расчитать и то и другое воздействие по собственному желанию... :)

Reply


anosov_v_n July 2 2013, 07:56:32 UTC
Андрей, спасибо! Очень важная статья. Буду в спокойно обстановке размышлять.

Reply


valeryromanov July 2 2013, 08:03:11 UTC
По последней фразе дополню словами, которые мне привел один из уважаемых питерских репортажников - фотография летающей тарелки на Красной площади, сделанная на iphone, в тысячи раз ценнее десятков высококачественных фотографий, но снятых позже. Так что событийно-информационному содержанию снимка в ряде случаев в жертву можно принести вообще все - и цвета, и зрительное равновесие и все остальное :)))

P.S.: не подскажете источник классификации видов зрительного равновесия?

Reply

az July 2 2013, 08:17:14 UTC
и этот репортажник прав!

если вы имеете в виду классификацию, которую я тут в статье использовал, то я ее сам придумал. по результатам чтение большого числа книг так вот обобщилось у меня само собой )
впрочем, я сильно подозреваю, что кто-то еще мог раньше меня приводить подобную классификацию, потому что на мой взгляд она напрашивается сама собой.

Reply

valeryromanov July 2 2013, 08:51:47 UTC
Ага, я про нее, спасибо! Понравилась фраза: "ни один фотограф не способен удержать это все в голове во время съемки". Ее, наверное, стоит дополнить словами про "интуитивное чувство равновесия" (с) Арнхейм :)

Reply

tsukasa July 2 2013, 09:15:53 UTC
я думаю вам список контрастов из книги фримана The Photographers Eye может подойти. Андрей как раз от списка контрастов, мне кажется, отталкивается.

Репортажные фото по другому судятся, чем художественные, хотя могут при этом оставаться художественными. Но смешивать одно с другим не стоит

Reply


tsukasa July 2 2013, 09:14:29 UTC
тверждение, что должно наблюдаться равновесие (баланс) в кадре, встречается весьма часто.

Кто такой бред несет, интересно?

Баланс может быть, а может и не быть. Все зависит от задачи. Да, он очень часто на самом деле требуется, но если стоит задача показать что-то крайне нестабильное, то дисбаланс будет подчеркивать идею и будет оправдан.

Я проглядел статью бегло, но я удивлен, что мало акцентов на такой сильной вещи, как ритм. Многие примеры просто сильно на этот ритм упирают. Три веточки в ритм и три веточки вповалку - совершенно разный визуальный вес, нет?

Reply

az July 2 2013, 09:21:32 UTC
Ну вот представь, что огромное число источников )) с этим еще Арнхайм сражался ) Все равно несколько десятков лет прошло, а в большинстве книг что-то типа: "Равновесие должно быть. Точка. Хотя кто-то, кто хочет чтобы его не было может умно его игнорировать." В итоге повторяют только первую фразу часто. И как только равновесия нет, так сразу "ой-ой". Кстати, довольно много околобредовых рассуждений на эту тему у Лапина.

Reply

az July 2 2013, 09:47:14 UTC
ритм - важная штука, но она немного в другой плоскости, чем баланс. к ритмике естественно применимы все сооборажения, касающиеся баланса размеров, формы, интервалов и прочие вещи

Reply

tsukasa July 2 2013, 10:00:51 UTC

Leave a comment

Up