По дальним местам Ленобласти: покатушка вдоль Ояти и Капши

May 20, 2016 09:17

Теплая и солнечная майская погода звала в дорогу. На этот раз выбрали места подальше и подичее, тем более, что в те районы уже давно не ездили. Из всей поездки больше всего впечатлило местечко Кобякова горка, куда нет дорог, а перебраться можно лишь по хлипкому, но живописному мостику через речку Капшу за четыре километра от урочища. Знаю, что некоторые рискованные товарищи переезжали по мостику на машинах, но теперь его сделали только пешеходным.




Но это было почти в самом конце покатушки, а до этого мы посещали не менее красивые и интересные места.

Начали с Введено-Оятского монастыря. Мы тут были раньше, но зимой, лет 7 назад. Монастырь с тех пор почти не изменился.




Дошли до реки. На той стороне Ояти расположен один из скитов Оятского монастыря.




Оять - река немаленькая. Вытекает из Чаймозера на Вепсовской возвышенности на территории Вологодской области. Сначала она бурлива и порожиста, а после Алеховщины становится равнинной и спокойной. У монастыря она такая:




Вид от Ояти на монастырь.




Потом отправились в еще один скит монастыря - Никольский, в двадцати пяти километрах от Оятского монастыря.




Скит новый, образован в 2007 году.




Тихий, ухоженный, деревянный.




Скит тоже расположен на берегу Ояти. Порадовали сосны на склоне, так и просятся на картину.




Затем завернули в Акулову гору. Здесь, в старой деревне Имоченцы, располагалось родовое имение известного русского художника Василия Поленова.




Художника сюда привезли в детстве. Проживание в этих красивейших местах и общение с бабушкой наложило отпечаток на творчество художника.




Бабушка Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова, после ранней смерти родителей воспитывалась в доме Гаврилы Державина. Она хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания, поощряла увлечение внуков живописью, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».




Василий Поленов учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, и одновременно на юридическом. Однако живопись победила.
Поленов любил своё имение в Имоченцах. Хотя потом он приобрел еще одно имение в Тульской губернии под названием Борок, художник любил приезжать на Оять.




Бывало, вернётся из Италии, и давай Оять нахваливать. Считал, что такого воздуха, как в Имоченцах, нет даже в итальянских Альпах и Доломитах.
Дом художника не сохранился. Зато сохранились несколько 150-летних кедров, посаженных лично Поленовым.




В конце прошлого тысячелетия в Акуловой горе поселились петербургские художники Ирина и Юрий Грецкие. С помощью местных жителей и организаций Лодейного Поля они поставили храм во имя святителя Василия Великого.




Нам удалось поговорить и с Ириной, и с Юрием. Сначала нас тормознула Ирина и поинтересовалась, не стремимся ли мы попасть в музей. Затем, возле пруда нам встретился бородатый Юрий. Он рассказал про Поленовский парк, про то, как на месте пруда был непролазный лес. Они своими силами его расчистили и сделали плотину.




На берегу пруда оборудовали источник с родниковой водой.




Высадили новые кедры.




На самом деле титанический труд, снимаем шляпы.
А это их дом, где сейчас музей Василия Поленова.




Имоченцы - место очень душевное, рекомендуем.




Потом ненадолго заехали в большое село Алеховщина, посмотрели на траншеи со стрелковыми ячейками, сохранившиеся со времен войны, и на церковь. Деревянная церковь Св. Архистратига Михаила построена в 1730 году.




Около церкви есть несколько старинных чугунных крестов.







После Алеховщины мы отклонились от Ояти и свернули на трассу, ведущую в Тихвин. Завернули в Покрово-Тервеничский монастырь.




Тут мы тоже были раньше. Но в отличие от Оятского монастыря здесь  с 2009 года произошли большие изменения.
Отгрохали помпезную лестницу к озеру. Она еще не закончена, не до конца установлены фонари и перила.




Было:




Стало:




А это вид снизу. 2009 год.




2016.




Справа Покровская церковь, которая полностью скрыта колокольней. Внутри храм очень светлый, с росписями ярких и чистых красок.




Пещерная церковь.




Часовня над святым источником, монашка любезно открыла нам двери, чтобы мы смогли набрать воды.




Монастырь стоит на берегу озера и здесь оборудована купаленка. Её тоже перестроили, теперь в ней два отделения.




А так было.




Слава КПСС:))




Покрово-тервеничский монастырь один из самых молодых в России. Сейчас он полностью новодельный, хотя Тервеничский погост известен аж с 12 века.




В общем и целом монастырь замечательный, на мой вкус, лучший женский монастырь Ленобласти.




Решили не изменять традиции этой поездки, и после монастыря отправились в скит Покрово-Тервеничского монастыря, что в деревне Пирозеро на реке Капше.




Скит основан в 1997 году, главный храм освящен во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».




Здесь лечатся от страстей пьянства и наркомании. Лечатся трудом и молитвой.




Вход свободный.




Мужички в скиту нам встретились хоть и испитые, но бодрые и приветливые. Все чем-то заняты: копают, сортируют картошку, монтируют фонари на мостике.




Курей выращивают.




Монастырь светлый, ухоженный и атмосфера в нём лёгкая.




А может, нам это просто показалось, так как было тепло, солнечно и всё кругом цвело и благоухало.




Деревня Пирозеро тоже понравилась: в стороне от больших дорог, с сохранившимися старыми домами и расположена симпатично - на высоком берегу над речкой Капшей.




В самом красивом домике деревни обосновалась почта.




Закончив осмотр скита и деревни Пироозеро, долго едем по грунтовке вдоль реки Капша. Тут совсем дичь: машины редки, деревни тоже, сплошные леса. Медвежий угол, вепский край. Тут начинаешь понимать, почему вепсы до 20 века не знали колеса.




Дорога на Тихвин была бы вполне сносной, если бы не выбитые тяжелыми лесовозами здоровенные булыжники. Не хотелось бы получить таким каменюкой в лобовое стекло.




Наша последняя цель в этой покатушке - урочище Кобякова горка. Там восстанавливается церковь Трех Святителей.




Самое интересное в этом месте - не сама церковь, а как до неё добраться.
Существует несколько альтернативных путей. Самый доступный: перейти по мосту в деревне Виногора и дальше идти четыре километра по сильно разбитой лесной дороге. Здесь следует учитывать, что в тех лесах водятся медведи.




Есть тросовая переправа и мы её даже нашли.




Но беда в том, что: а)тросовая переправа была на противоположном берегу реки Капши; б)она была под замком.




Поэтому мы выбрали самый простой способ: достали из багажника резиновую лодку и переплыли Капшу:)




От берега до церкви надо идти метров пятьсот хорошо в горку сквозь заросли черемухи, малины и разные прибрежные кусты, которые так любят клещи. Нам повезло, обошлось.




Интересно, что на этом уединенном берегу, куда не ведет никаких дорог, вдали от цивилизации расположены хутора. Приходилось читать мнения, что это база тихвинских РНЕ.




От ближайшего хутора на нас с лаем выскочила большая собака породы алабай. Было страшно, но собачка нас не тронула.
Информации о церкви Трёх Святителей мало. Дата основания храма - 1857 год. При церкви имеется кладбище. Удивляет размер храма, для практически ненаселенной местности он весьма велик.
Недавно церковь начали реставрировать, сделали веселую зеленую крышу, подновили стены, вставили окна и железную дверь, да так и забросили.




Над входом в церковь нарисована свастика.




Ручки в форме львиных морд. Странная церковь.




Большая псина тем временем убежала, вероятно, сочтя свой охранный долг выполненным, и мы без проблем переплыли речку, сложили лодку, потеряв при этом солнцезащитные очки, и двинули в обратный путь.




Уже на закате заехали на Сясь, в село Горка-Хваловская, где совсем недавно закончили реставрацию Троицкой церкви 1825 года постройки, выстроенную в классическом стиле.




На обратном пути на мурманской трассе чуть не сбили лосика, он в темноте перебегал дорогу аккурат перед нашей машиной. А на обочине стояла его здоровенная мамашка.



(фото из Инета)

Такой день. По километражу получилось больше семиста километров.  Места были красивые, незаезженные, да и поезка получилась весёлая и насыщенная:)


окрестности Петербурга, монастыри

Previous post Next post
Up