Два источника находятся в Лужском районе, один в Кингисеппском; два активно посещаемы и относительно легко доступны, один - в лужской глуши, где о его существовании знают только местные. Естественно, источник в Клескушах нам приглянулся больше других, тем более, что он представляет собой небольшую суффозионную пещерку, в которой сквозь толщу красноватого девонского песка пробиваются родниковые воды.
Мы уже посещали подобные суффозионные пещеры и везде это были приятные, тихие, умиротворенные места. В гдовской деревеньке Трутнево тоже есть похожий почитаемый источник, и рядом с ним камень-следовик.
Еще подобные пещеры встречаются по берегам Плюссы, самое впечатляющее место там - Бычий ручей, о котором я недавно писала:
http://frosya-hod.livejournal.com/57220.html А еще есть Рождествено, где недалеко от усадьбы Набокова тоже имеется пещерка с источником. Совсем недавно на Киевском шоссе установили информационную табличку, где эта пещера гордо именуется карстовой, при том, что карста в наших болотистых краях отродясь не было. (фото с сайта Регионавтика)
1. Клескуши.
Но вернёмся к Клескушам. Чтобы туда попасть, надо с трассы Р39 свернуть на разбитую лесовозами дорогу, пропилить по ней 10 километров, насквозь проехать деревню Клескуши, где дорога - старая брусчатка, миновать поле, заехать в лес, спуститься под крутой откос - и вы у искомого источника.
Где-то недалеко течет река Луга, которая правильнее должна бы называться Оредеж.
Источник ухожен, милое деревенское культовое место.
Местные жители поддерживают его в идеальном состоянии.
Можно зажечь свечку, опустив небольшую денежку в ящик для пожертвований.
Вода из родника очень вкусная и совсем не даёт взвеси. Считается, что она целебная.
Заинтересовала эта картина, висящая на девонском песчанике.
Это, видимо, та же часовня, воспроизведенная в самодельном глиняном изделии. Может быть, она когда-то тут стояла? Хотя ни в каких интернет-источниках я сведений об этой часовне не находила.
Место дикое и очень душевное.
Мы были тут в тёплый майский день, журчала вода, пели птицы.
Было так хорошо и умиротворенно, что не хотелось уходить.
2. Турово.
Второй источник тоже расположен в Лужском районе, но гораздо более известен и активно посещаем. Недалеко город Луга и местность тут гораздо более обжита.
По легенде, в этом месте на некую молодую пастушку напал крестьянин-охальник, но вдруг ей явилась Божия Матерь и защитила её от посягательств. На месте явления в глубоком овраге была обретена святая икона Божией Матери, получившая название «Печерской». Тут же забил святой источник. Над ним возвели деревянную часовню, которую в 1930-х годах разрушили.
Сейчас источник активно благоустраивается. Часовню восстановили, оборудовали купальню.
Делают капитальный водоем.
3. Пиллово.
И, наконец, третий источник расположен в Кингисеппском районе, около старой водской деревни Пиллово.
Божия матерь тут тоже являлась.
Даже остался камень-следовик с тремя хорошо видимыми следками.
Тут есть часовня, беседка и купаленка, сделан мостик через речку Кихтолку, территория вокруг окультурена и выглядит очень прилично. По непроверенным сведениям, всю эту красоту около источника построил на собственные средства один из руководителей объединения "Коммерческий центр, транспорт и лес" Александр Абросимов. Так что мир не без добрых людей!
А если пройти чуть дальше вдоль долины Кихтолки и перейти железку, которая сейчас реанимирована в связи с постройкой Усть-Лужского порта, то можно увидеть культовый Менгир-камень. Камень олицетворяет мужскую силу, поэтому трогать его не рекомендуется, это чревато непредсказуемыми последствиями!