В середине апреля 2019 года наконец-то и мы добрались до Тёсовской узкоколейки. Туда ехали через Любань - Апраксин Бор - Ручьи - Вдицко. Эта дорога сейчас проезжабельна для любого авто и сокращает дорогу примерно на 50 километров. Немножко бугриста, но не критично. Обратно возвращались через Подберезье, отличный асфальт до самой трассы.
Что касается экскурсии - то она оправдала все ожидания, узнали много нового и интересного, получили массу положительных эмоций. Наша экскурсия длилась шесть часов, а если погода была потеплее, то она, наверное, не кончилась бы до самой ночи)) Не часто встречаешь людей, которые так увлечены своим делом, что готовы говорить о нём часами.
Музей Тёсовской узкоколейной железной дороги находится на окраине посёлка Тёсово-Нетыльский.
Тёсово-Нетыльский - посёлок сугубо рабочий, образован он был в 1939 году при слиянии нескольких посёлков торфодобытчиков.
В годы войны посёлок несколько раз с тяжёлыми боями переходил из рук в руки.
На краю посёлка находится мемориал с суровым бронзовым солдатом в центре. Здесь, под Мясным бором, в 1941 году в окружение попала 2-я ударная армия генерала Власова, насчитывающая более 600 тысяч солдат. Выйти из окружения тогда удалось не многим....
После войны Тёсово-Нетыльский быстро отстроился, поскольку Ленинграду очень был нужен торф, а ближайшие к городу торфоразработки в Синявино были сильно разрушены во время боёв.
Главная улица посёлка выглядит как-то так:
Дома в основном послевоенные двухэтажные, давно требуют ремонта.
А когда-то в Тесово-Нетыльском было, по воспоминаниям старожилов, 7 фонтанов, а также садовник, который выращивал цветы для озеленения поселка.
Субботним утром на улицах посёлка было людно, народ тянулся к местной Пятёрочке, причем некоторые граждане к 10 утра уже набрались и буянили.
На контрасте с местными задиристыми мужиками было приятно увидеть в музее увлеченных, образованных ребят, которые буквально живут своим детищем - старой железнодорожной техникой и узкоколейной железной дорогой.
Узкоколейка в Тёсово была построена 30-х годах 20 века для обслуживания торфоразработок, длина её к началу 1940-х составляла около 20 километров.
Расцвет торфоразработок пришёлся на 50-ые - 70-ые годы.
К 80-м годам тёсовское торфопредприятие стало крупнейшим в бывшем СССР. Длина железнодорожной сети составила 179 километров. Она связывала главный поселок Тёсово-Нетыльский с рабочими поселками на болоте: Тёсово-2, Тёсово-4.
Существовало несколько депо по ремонту подвижного состава. В главном поселке в здании паровозного депо располагалось даже конструкторское бюро по испытанию новых моделей локомотивов.
Это было самое передовое предприятие в стране, и вся новая торфоуборочная и узкоколейная техника делала первые шаги именно здесь.
Потом наступили "лихие 90-ые", предприятия закрывались и рушились, процветало воровство, особенно хорошо поживиться можно было на металле.
По всей стране железнодорожная техника продавалась по цене металлолома, разворовывались рельсы и линии электропередач. Не обошла сия беда и Тёсовскую узкоколейку.
Но здесь кое-что удалось спасти. Совсем молодые ребята, вышедшие из питерского кружка детской железной дороги, на голом энтузиазме добывали, выкупали, ремонтировали локомотивы и другой подвижной состав.
К сегодняшнему дню сделано немало. Многие раритетные экспонаты на ходу.
Но многое ещё предстоит сделать.
Названия подвижного состава писать не решусь, я тут совсем дилетант, боюсь ошибиться.
Расскажу только о некоторых. Вагон-ледник для перевозки скоропортящихся продуктов. Он был найден под Приозерском в ужасном состоянии, сейчас восстанавливается.
Вагон-столовая. Нас тут угощали чаем-кофе с печеньками) Подобный вагон-столовую можно увидеть в известном фильме "Девчата" или в советском многосерийном фильме "И это всё о нём". Вагон-столовую восстановили совсем недавно, интерьер сделали максимально историческим.
Трофейный вагон из Германии. Детали.
Автодрезина ПД-1. Капот от ГАЗ-51,автобусные панели КуАЗ, лобовое стекло от грузовика.
Внутри это типичная малогабаритная маршрутка.
Вагон-цистерна ВЦ-20.
Паровые котлы от паровозов. Их недавно притащили из-под Архангельска, это была целая эпопея. В этот музей так и просится хотя бы один настоящий действующий паровоз.
На торфоразработки мы ездили на автомотрисе ТУ-6П.
Несколько кадров по пути.
Остановка у памятника погибшим в ВО войне среди тёсовских болот.
На торфоразработках я была впервые. Хотя как-то так себе их и представляла: озёра, заросшие лесом "карты", чёрные поля торфа. "Кладовая солнца" - так называл залежи этого полезного ископаемого писатель и этнограф Михаил Пришвин.
Удивило, сколько всякой техники здесь брошено.
Торфоразработки до сих пор действующие. Вывоз торфа в основном производится для нужд двух котельных в Тёсово-Нетыльском.
На узкоколейке ржавеет путеукладочный поезд.
Хрень для взрыхления и погрузки торфа, не помню, как она называется.
Выкорчеванные корни деревьев складывают горками, выглядит это весьма сюрреалистично.
Говорят, что корни, вынутые из торфа, больше не подвержены гниению и разрушению. Мы взяли себе один, проверим.
Заслуженный рельс.
На одном из мини-озёр заметили жирных гусей. Мы приближались к ним тихо-тихо, чтобы не вспугнуть. А гуси оказались фальшивыми. Замануха для настоящих гусей. Это было мега-разочарование дня.
Среди ржавой техники неожиданно стоит вполне себе годный агрегат шведского производства.
В прошлом году предприятие, которое владело торфоразработками, обанкротилось.
Всё это добро недавно было куплено некой организацией. По словам нашего экскурсовода, они, похоже, сами ещё до конца не понимают, что теперь со всем этим делать.
Музей Тёсовской УЖД, по словам его директора, тоже сейчас переживает не лучшие времена.
У ребят много задумок, много ещё предстоит сделать.
Кое-что удаётся. Так недавно был получен грант и сейчас ведётся реставрация грузопассажирского вагона Ammendorf.
Внутри она уже практически закончена.
Экскурсия прошла замечательно, всем без исключения (а нас было 14 человек) очень понравилось. Ребятам хочется пожелать успехов, терпения и достойного финансирования. Побольше бы таких энтузиастов!