Давным-давно, веков этак пять назад, на берегу Белого моря у места впадения в него полноводной и порожистой реки Выг появилось село. Село назвали по финно-угорски - Сорока. Жили тут поморские рыбаки да охотники. Шли годы. Сначала село Сорока по указу царя Ивана Грозного стало вотчиной Соловецкого монастыря. Потом в Сороку пришли лесопромышленники и построили тут лесозаводы и порт. В 1916 году сюда протянули Мурманскую железную дорогу. Ну а потом тут решили строить Беломоро-Балтийский канал и село Сорока стало городом Беломорском. Для бывшей вотчины Соловецкого монастыря настали мрачные времена.
Кажется, что тень ГУЛАГа навсегда зависла над бедными карельскими краями. Мы много поездили по России, но такой безнадёги не приходилось видеть нигде. Даже в самом бедном российском регионе - в Псковской области - нет такой безысходности. Там, в забубенных районных центрах, люди как-то стремятся сделать свою жизнь лучше, пусть хотя с помощью пластиковых бутылок и покрашенных в веселенькие цвета использованных автомобильных покрышек. Где-то сохранились деревянные дома с резными ставнями, где-то храмы, где-то старые купеческие дома или бесхитростные сталинки. В несчастных же карельских городах - Кеми, Рабочеостровске, Беломорске - глазу буквально не за что зацепиться.
Вот только красоту большой северной реки трудно изуродовать.
Хотя если на берегу понастроить сараев на фоне советских силикатных пятиэтажек, то можно.
Я всё понимаю - нет денег. Да, можно годами не ремонтировать дороги и не приводить в порядок жилой фонд, но мусор убрать? Траву скосить? Цветы посадить? Для этого денег не надо. А в Беломорске чувствуется, что люди забили на свою жизнь жирный болт и не пытаются сделать её лучше.
(фото Ильи Буяновского)
Может, дело в том, что большинство населения этой части Карелии - люди пришлые? Не потомки тех первых жителей Сороки, а осевшие тут после лагерей или потомки вынужденных переселенцев?
Но скорее всего, дело в трудности жизни, когда на окружающую тебя действительность уже нет сил обращать внимание.
(фото Ильи Буяновского)
Такое впечатление, что жизнь в карельских городах замерла в начале 90-х годов прошлого века.
Это самый центр города Беломорска, между прочим. На заднем плане краеведческий музей в здании бывшего кинотеатра.
Городскую среду всегда формируют мелкие детали. Это остановка в Беломорске.
А это, к примеру, остановка на эстонском острове Сааремаа. Казалось бы, мелочь, но как она цепляет и радует.
Между тем, Беломорск совсем не безнадежный город, где совсем нет возможности заработать. Из Беломорска ходит паром "Сапфир" на Соловки.
В пяти километрах от города находятся беломорские петроглифы - древнейшие наскальные изображения, памятники первобытной эпохи.
В Беломорске расположен последний шлюз Беломоро-Балтийского канала.
То есть город легко можно превратить в туристический центр, как, например, это сделали в
Мышкине Ярославской области. Но пока вот так:
После наших Северов мы поехали на Севера финско-норвежские и там в том числе посетили норвежский город Альта. Нам он показался очень похожим на многострадальный Беломорск: Альта тоже лежит на побережье, приблизительно на таком же расстоянии от города находятся петроглифы, к слову, внесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а климат в норвежской Альте будет даже посуровее, чем в Беломорске.
Между тем, Альта выглядит как-то так:
Обычные дома в Альте:
Обычные дома в Беломорске:
Петроглифы, которые в Беломорске даже поинтереснее будут, в Альте - охраняемый музейный объект.
Здесь есть большой информационный центр, где выдают хорошо иллюстрированные брошюры с описанием каждого петроглифа, что в итоге оказалось весьма занимательно и удобно.
Есть интереснейший музей, где мы зависли на целый час. Здесь же кафе, выставки и сувенирный магазин.
Что мешает сделать подобное в Беломорске? Между прочим, стоимость посещения петроглифов в Альте не так уж и мала, за двоих мы отдали 11,5 евро. В Беломорске же посещение петроглифов бесплатно и всем пофиг, что по бесценным наскальным рисункам ходят нерадивые посетители.
Словом, потенциал у Беломорска есть. Хочется надеяться, что жизнь в нём, как и в других карельских городах и поселениях, в ближайшее время изменится к лучшему.