Путешествия по Святой земле (начало, Кесария)

Nov 20, 2009 01:14

За пять с половиной дней, проведенных там, где на средневековых картах всегда рисовали центр мира, мне удалось побывать на развалинах Кесарии Стратоновой, проехать через Галилею с ее раннехристианскими достопримечательностями...



...ну и, разумеется, пройти вдоль и поперек по старому городу Иерусалима,



(Если по фоткам кликать, они будут разворачиваться в большие)
Впрочем, начну с первого дня. Вечером я сел в аэропорту Домодедово в самолет и направился в Израиль. Вот уже больше года с этой страной у России взаимный безвизовый режим посещения. В течение ближайших дней я мог в свое удовольствие кататься по всем достопримечательностям библейских времен и прочих исторических эпох.
Старая истина о том, что для человека с головой и хорошими картами туристические агентства не обязательны, подтвердилась...

Перелет вместо 4 часов занял 5 - объяснение авиакомпания нашла в сильном встречном ветре на заданной высоте. Приземлившись в аэропорту Бен-Гурион и довольно быстро пройдя все необходимые формальности (паспорт, багаж), я встретился с пригласившей стороной -
sestra_alena.
Скажу сразу, что я ожидал видеть Израиль более русскоговорящей страной (у Высоцкого: "...а там на четверть бывший наш народ!"). Между тем, хоть русские вывески на улицах и попадались, с подавляющим большинством израильтян приходилось общаться на английском.
Утром 13 ноября, сев на поезд (ЖД в Израиле своими турникетами и системой поездок напоминает московское метро), я направился на север, в Кесарию. Для этого надо было пересесть с поезда на поезд в Тель-Авиве и с поезда на автобус в Хадере.
От Хадеры автобус вез меня к Кесарии, а справа открывался вид на Самарийские горы. Реки и парки напоминали российские, а на Средиземном море бушевал шторм.



По дороге до древнеримских развалин я посмотрел на некий "Морской центр" и школу юных виндсерфингистов, а также понаблюдал, как живут люди в киббуце - этаком колхозе с общей собственностью. Чисто внешне это напоминало советский пионерлагерь: дома в Израиле легкие (морозов зимой на берегу моря нет), лужайки подстрижены, перед дверями растут кактусы. Какие-то подростки подметают площадки перед домами, мужчины выгружают привезенные ящики на какой-то склад.



Развалины Кесарии (начавшиеся сразу же за киббуцем, вход по билетам, но недорогой) вызвали у меня два воспоминания-ассоциации. Во-первых, именно отсюда, из дворца римского прокуратора, отправился на суд в Рим два года находившийся в заключении апостол Павел (и одну из подземных камер даже называют "камерой апостола Павла"). Как раз в этом дворце произошла сцена, изображенная Суриковым. Павел спросил царя Агриппу: "Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь". Агриппа ответил: "Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином", на что Павел тут же прибавил, потрясая кандалами: "Молил бы я Бога, чтобы все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз". А римский прокуратор Порций Фест заметил скептически: "Большая ученость доводит тебя до сумасшествия..."



Во-вторых, именно Кесарийский ипподром реконструировали американские кинематографисты в 1950-е годы в фильме "Бен Гур" (получил кучу "Оскаров", в главной роли Чарльтон Хестон). Сцену гонок на колесницах в этом фильме (как раз на ипподроме Кесарии) кинокритики называли лучшим показом спортивных соревнований в кино за весь XX век. Вот, кстати, кадры из этого фильма:



Дальше вдоль по берегу шли постройки более позднего времени. Сначала византийские термы, в которых было штук 15 разных бассейнов с разной температурой воды, а люди терлись морскими губками, подобранными прямо на соседнем пляже.


Потом средневековая крепость, строительство которой начали арабы, а завершил... французский король Людовик IX Святой, проживший тут в качестве крестоносца несколько лет. За эти несколько лет французы успели перестроить и церковь, развалины которой сохранились до наших дней.
Если когда-нибудь будете ходить там же, ведите себя осторожно. Таблички, предупреждающие об опасности обвалов земли, знают, о чем предупреждают. Под ногами иногда что-то проседает - пусть даже сантиметра на 3-4. Видимо, под средневековым городом есть еще до конца не исследованные пустоты.




Людовик Святой был странным человеком. Он жил так, как будто был не правителем государства, а чуть ли не монахом. Например, в ущерб государственным интересам он раздавал захваченные своими предшественниками земли (восстанавливал справедливость во вред объединению страны). Бросив Францию на управление матери, он поехал в крестовый поход, в Египте попал в плен, выкупился из плена, приехал в Палестину и стал обустраивать ее крепости и города за свой собственный счет. Умер он через 16 лет, уже во время следующего крестового похода, на берегу Туниса, от какой-то эпидемии. Обсуждение его личности могло бы стать продолжением обсуждения фильма "Царь" Лунгина. На тему: государственные и христианские мотивы в жизни и деятельности правителя.
* * *
Для тех, кто не особо увлекается средними веками, но романтику в крестоносном антураже видит и хочет понимать, что к чему, изложу краткую историю вопроса.
В середине VII века Палестина была завоевана Арабским халифатом. Приезжая паломниками к святым местам, европейцы оказывались в стране, где господствовала другая вера, и их это раздражало.
В XI веке у мусульман был один ненормальный султан, который притеснял паломников. Из этого получился повод для вмешательства.
В 1095 году римский папа, выступая во Франции перед огромной толпой, сказал, что счастье можно найти в Святой земле. "Кто здесь горестен и беден, там будет счастлив и богат", - сказал он. После этого в Европе начинается массовое умопомешательство. В 1096 году сотни тысяч крестьян и нищих пошли пешком через всю Европу и Турцию в Святые места. За ними следом, собравшись как следует, отправилось много рыцарей во главе с герцогами, графами и баронами. Крестьяне, шедшие первыми через Турцию, были почти все перебиты турками. Зато рыцарские отряды в 1098 году стали захватывать города в Сирии и обосновываться там на ПМЖ.
В 1099 году крестоносцы взяли Иерусалим, пролили там море крови и организовали Иерусалимское королевство. Следующие 40 лет они отбирали у мусульман город за городом вокруг Иерусалима и строили везде свои замки. В это же время появились товарищества рыцарей, ставших монахами, но продолжавших сражаться. Это были духовно-рыцарские ордена (тамплиеры, госпитальеры, и т.п.)
В 1144 году мусульмане на севере перешли в наступление и уничтожили одно из княжеств крестоносцев. Это был тревожный сигнал.
В 1147 году германский император и французский король пошли во второй крестовый поход, чтобы помочь Иерусалимскому королевству. Воевали долго, но без особенного толка.
В 1170-е годы наступает расцвет Иерусалимского королевства. Сюда приезжает и живет тут последние 10 лет жизни святая княгиня Евфросиния Полоцкая. Это время показано в начале кино "Царство небесное" с Орландо Блюмом в главной роли.
В 1187 году египетский султан Салах ад-Дин громит крестоносцев, берет в плен их короля. Иерусалим сдается ему. Продолжая наступление, султан забирает больше половины городов королевства и порт Акко (крепость Акру) на берегу моря.
Через три года германский император Фридрих Барбаросса с войсками отправляется отбивать Иерусалим назад ("Натиск на Восток!"), но тонет в Турции в какой-то речке. В 1192 году на кораблях приплывают в Палестину французский король Филипп Август и английский король Ричард Львиное сердце. Они с трудом отбивают Акру, но Иерусалим остается мусульманским.
В 1202 году собирается новый крестовый пход, но вместо Палестины крестоносцы приплывают в Византию, там вмешиваются в спор претендентов на греческий престол, а в 1204 году захватывают и грабят Константинополь. Папа римский осуждает их последними словами, но они уже больше ничего не хотят, им и так хорошо.
Через восемь лет после этого в Европе появляются дети лет примерно от 7 до 13, которые убегают из дома, собираются огромными толпами в крестовый поход и говорят: "Мы чистые души, нам поможет Бог, и мусульмане сдадутся без боя". Они поплыли на кораблях в Египет, а там были проданы хозяевами кораблей в рабство.
В 1217 году организуется еще один крестовый поход, к которому с опозданием примкнул даже король Венгрии. Крестоносцы бестолково сражаются в Египте и проигрывают войну.
В 1222 году в Палестину приплывает германский император Фридрих II с войском. Египетский султан решает договориться с ним без боя - они просто мирно делят власть над Иерусалимом. Он вроде бы и возвращается крестоносцам, но и все мусульманское в нем сохраняется, а гарнизон ставится чисто символический.
В 1244 году в Палестину приходит большая армия из Средней Азии. Это люди, которых разгромил и выгнал из своей страны (Хорезма) Чингис-хан. Бездомные хорезмийцы набрасываются на крестоносцев, снова отбирают у них Иерусалим, убивают больше половины всех рыцарей в битве при Газе.
Как раз после этого французский король Людовик Святой пытается помочь остаткам Иерусалимского королевства, но сам попадает в плен, а потом просаживает все государственные деньги на свой выкуп и укрепление оставшихся крепостей. Через 16 лет (в 1270 году) он попробовал еще раз пойти в поход, но умер по дороге.
В 1261 году в наступление переходит Египет. Крестоносцы теряют город за городом, пока в 1292 году не уплывают совсем из Святой земли в Европу.
Вот такая история.
* * *
Навестив кафе на берегу, я засобирался домой. На второй день мне предстояла поездка с друзьями на север, в Галилею.

христианство, крестоносцы, Кесария, путешествие, история, Израиль

Previous post Next post
Up