Господи, не приведи!..

Jul 22, 2017 02:39

image Click to view



Фильм "Окраина" (1998) Петро Луцика был рекомендован для просмотра очень серьёзным моим френдом - проигнорировать было трудно, несмотря на полный отказ моей нервной системы к лицезрению очередной жути российской действительности. Поэтому я вначале решил прочитать нечто оптимистичное из отзывов на фильм. Ну, в частности, вот это:

"Обалденный фильм, который до сих пор запрещён для показа на Российском ТВ и в кинотеатрах! Это хохма, фильм - пародия на всё, на нашу жизнь, на кинематограф 30-50-х годов, даже на Газпром! Фильм вызывает неимоверный смех у понимающего зрителя.

Смотрите этот замечательный и редкий фильм, но настроитесь на здоровый стёб и не воспринимайте всё показанное серьёзно: помните - тут в каждом кадре авторы над чем-то смеются или откровенно издеваются! Тогда фильм вам понравится точно! Приятного просмотра!"

Я, честно говоря, не знаю, чего больше в данном отзыве: жизнерадостного идиотизма или заказанного "оживляжа"? В любом случае, если поведётесь на подобные "рецки", то смотрите "Окраину" на пустой желудок. "Ополлитриться" не поможет - желудочные рефлексы будут ещё сильнее. Хотя нынче народ мощно-крепкий: из, примерно, двухсот отзывов на "Ю-Тубе" только парочка недоумённо-ошарашенных - остальные в полном ревущем восторге...

Я занимаюсь коллекционированием и анализом кино гораздо больше, чем аниме: с детского возраста, ежели откровенно. Тем не менее, сейчас единственный случай за моё одиннадцатилетнее пребывание в Сети, когда я не только не ставлю рецензируемый фильм в просмотр на своём блоге, но и не даю ссылки. Название есть, кому захочется - найдут.

А рассказать о фильме можно и даже нужно. Насчет "спойлеров" уже упомянуто: или смотрите - или не ходите под кат.





В самых первых замечаниях: этот фильм "Окраина" Петро Луцика (1998) ни в коем случае не нужно смешивать с классикой "Окраина" Бориса Барнета (1933) или, упаси Г-споди, с американской комедиюшкой "The Outcasts" (2017 года выпуска - о, как же слаба фантазия авторов на более-менее оригинальные названия!) Нет, перед нами - классический пост-модернизм без ёрничества, типа, "Два капитана-2" Сергея Дебижева или тем более "Трактористы-2" братьев Олейниковых. Это подчёркивает и строгое музыкальное оформление, взятое из "Чапаева" (Попов) и "Воскресение" (Свиридов). Вообще-то, запрещённый приём для истинно оригинального кино, но для стёба, для хохмы (как утверждают многие...)

К сожалению, перед нами не стёб и не хохма. И уж тем более не любимый янкесами вестерн. Сюжет, придуманный Петро Луциком (национальность, думаю, можно не уточнять?), прост до детской деревянной рогатки:



После неудавшегося бунта трое мужиков решили пойти поискать правду "по-тихому" (точная цитата). Двое в годах, один на печи лежит, болезный (это не пародия на Илью Муромца, всё и проще, и сложнее). Что значит: "поиск правды"? А это восстановить цепочку продажи земли: кто, куда, кому и как. Первый шаг: бывший председатель. Что-то когда-то подписал по пьянке; сейчас понял, что сглупил - да поздно. Семью в город отправил, а сам, "как честный фрайер", достал двустволку и начал последний свой бой. Бессмысленный и беспощадный, потому как против своих по сути - с которыми он согласен. Но упрям оказался, бывший трижды Герой Ордена Славы: пытать его пришлось! В весенней проруби:



Правда или нет то, что было дальше (проплыв человека подо льдом от середины реки до береговой полыньи, где бьют тёплые ключи) - судить бессмысленно. Важно, что выжил бывший председатель с характерным имечком "Василий Иванович" и присоединился к мятежникам. Назвал таки контрагента. А тому и деваться некуда: семью не успел спрятать. Ну, клещами при пытке сломали ему пару рёбер ("херня - промоешь марганцовкой, и заживёт!"), а молчит! Тогда детей его стали сажать на раскалённую печь ("Молодую гвардию" Фадеева кто помнит? Так пытали не эсэсовцы, а свои - Соликовский и прочие. Так и не нашли потом главных палачей, как растворились в обманне небесной). За детей, понятно, и сам в адову печь пойдёшь - вышли мстители на следующее звено цепи. Предпоследнее. А им оказался бывший обкомовец...

Что произошло дальше - я описывать не буду. Просто градус нечеловеческого зверства здесь достигает немыслимых высот: "Ты хоть нож с собой возьми..." - "На кой? Я его зубами рвать буду. Ненавижу обкомовских..." Людоедский (в самом прямом смысле!) садизм в погребе добивает любого. Ну а потом...



↑ "Дай спирта..." - "Зачем же ты так-то?!" - "А чтоб не солгал. Проверял я его!.. Сознался обкомовец во всём! Ну и помер со страху..."



↑ "Да... Лучше б уж сварили живьём человека..."

Понимаете... борьба за справедливость тут уже ни при чём. Это уровень мстительности вогулов из "Сердца Пармы" Иванова. Зомби. Язычников. Существ совершенно иной эпохи - как мифический зверь "гишу" у Ивана Ефремова, который родился до появления человека, и который совершенно не боялся его. И самый раз привести краткие цитаты маститых критиков:

«А нефть вам не нужна, господа искатели мужичьей правды? Ну, так пашите сошкой, как Микула Селянинович. А то ведь в финале, когда, подпалив Москву, наши правдолюбцы возвращаются домой и, ликуя, пашут землю родимую - что же это они на трактора садятся? Бензин у них откуда?..» (Лёва Анненский)

«Луцик стилизовал стереотипы обобщенной исторической образности… в киногенических традициях самой этой образности, которая у Луцика не исчерпывается ни законами соцреализма, ни соцарта. Лубочный монументализм и эпическая жестокость „Окраины“ нивелируются гротесковой абсурдностью» (Зара Абдуллаева - она-то сама поняла, чё написала?)

«Окраина» - некий метафизический топос, обозначение той психологической реальности, которая в обществе потребления вытеснена на периферию сознания, однако не становится от этого менее реальной, жесткой и проблематичной» (хрен знает, кто это выдал...)

А теперь скажу пару слов я - человек, проживший полвека, кое-что написавший в прозе и в поэзии, и кое в чём разбирающийся: эта лента вовсе не о борьбе фермеров с олигархами, а о противостоянии орков и троллей. По их психологии, по их сути, по их законам. То есть, перед нами сказочно-мифический расклад. Решённый, однако, на вполне конкретном уровне хамов сопатых нынешней эпохи. То есть, беспредельщиков.



↑ "Вот голова человека, который в тебя стрелял!"

Итак, борцы за справедливость (каждый, блин, до десятых долей помнит размеры своего участка!) в финале, покрошив в пепел супостатов, по весне занимается боронованием отвоёванных земель. Я смотрю на этих лютых зомби на тракторах и сеялках - и мне становится нипадетски страшно. Ибо это "российский бунт, но осмысленный и беспощадный", как утверждают маститые критики. Вот ещё прелестная цитатка: "Это внешне жестокое, непримиримое, варварское, но, по своей внутренней сути, удивительно просветлённое произведение, в котором жизнь должна неминуемо победить смерть. Мужики с Урала, где Европа граничит с Азией, обретают долгожданную землю и ощущение полнокровности бытия, словно сливаясь в экстазе с неравнодушной природой и уносясь в неведомые выси. Ну, чем не буддистское состояние посмертного умиротворения и покоя, постижения высшего счастья за пределами этого мира или же «бездны на краю»?!

Это повествует "критик в законе" Сергей Кудрявцев, автор 3500 рецензий на кинофильмы. Исключительный умница и интеллектуал... но законченный пофигист в этическом смысле. Который (смысл) его, в принципе, не волнует.

Итак, чем зачинается всё от начала до итога? У бывших фермеров колхоза жульнически отняли землю. Они с оружием в руках вступились за своё. Ни о какой морали речь, повторяю, не идёт: молчит человек - пытаем без сантиментов; совсем в несознанку? - детей его сажаем на горячую русскую печь. Ну а если полностью уж "в отказе" - так мы его зубками-зубками...

Финал: оставшиеся в живых "мстители" уничтожают поджогом офис "главного негодяя", а по весне... ну, я об этом уже писал.

О том, что, в конце концов, появится полиция в полном объёме с ОМОНом наперевес, в фильме, ессно, умалчивается. Ибо перед нами аллегория, так сказать. Предупреждение власть имущим, чтобы они не зарывались, значит...

Далее, для справки: режиссер и сценарист данного фильма Пётро Луцик ровно через два года после постановки тихо помер во сне в возрасте 40 лет. Его соавтор по сценарию Алексей Саморядов (которого уже величали "новый Шукшин"!) в возрасте 31-го года выпал из отеля в Ялте и разбился насмерть. Иногда нет-нет да и подумаешь: а вдруг всё это не случайно?

P.S. Чуть не забыл: награды! Во сколько для дебюта:

1998 - Премия Золотой Овен (За лучший фильм-дебют, фильм «Окраина»)
1998 - Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи (Специальный приз жюри конкурса «Дебют» «За дерзкий поиск новых путей в киноискусстве», Почётный диплом Гильдии киноведов и кинокритиков, фильм «Окраина»)
1998 - Международный кинофестиваль в Чикаго (Приз FIPRESCI, фильм «Окраина»)
1999 - Международный кинофестиваль славянских и православных народов Золотой Витязь (Приз за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Окраина»)
1999 - Международный кинофестиваль в Карловых Варах («Приз свободы», фильм «Окраина»)
1999 - Международный кинофестиваль «Лiстапад» в Минске (Спец. приз газеты «Культура» - «Импульсы вечного: вечная тема, вечный сюжет», фильм «Окраина»)

Далее тьма...

18+, Рецензии, Клипы, Россия

Previous post Next post
Up