...о которой мечтаю уже лет тридцать. Впрочем, фотографии из моей коллекции воистину прекрасны; аниме гонит живительную силу в кровь, а картины о старине, вроде гениального "Сумрачного самурая" Ёдзи Ямада, всегда резко отрезвляют, когда расейская действительность становится по-настоящему невмоготу. И всё же "...жаль, что кончилось лето, кончилось лето!" Что вот такое диво будет передо мною только на картинках:
↑ Вид на Фудзи из Фудзидантё (Йокогама) в пять часов утра...
↑ ...или вид ночной Йокогамы
Однако подобная грусть и нивелируется, и осложняется следующими воспоминаниями...
Когда-то я написал критическую статью о повести Пауло Коэлья "Алхимик". Она пришлась к месту и ко времени, и была опубликована в двух солидных бумажных журналах "Октябрь" (632 рубля гонорара плюс три экземпляра) и "Наш современник" (не только не заплатил ни копейки, но и не известил, что статья принята и напечатана). От своей критики я и теперь не намерен отказываться... но вот один из персонажей повести (Торговец Хрусталём) с годами угнетает меня всё больше и больше:
"Торговец Хрусталем смотрел, как занимается новый день, и ощущал обычную тоску, томившую его по утрам. Вот уже тридцать лет сидел он на крутом спуске в своей лавчонке, куда редко заглядывали покупатели. Но выбора не было. Тридцать лет занимался он тем лишь, что продавал и покупал хрусталь, а теперь было уже поздно менять жизнь...
- Понимаешь, Пророк дал нам Коран и возложил на нас лишь пять обязанностей, которые мы должны выполнять в жизни. Так вот, пятая обязанность каждого мусульманина - совершить паломничество. Каждый из нас хоть однажды в жизни должен посетить священный город Мекку. В молодости, как только скопил немного, я предпочел купить эту вот лавку. Думал: вот разбогатею, тогда и отправлюсь... А потом я привык жить, как жил. Я часто думал, что столько времени сиднем просидел на одном месте, покуда мои друзья уезжали, приезжали, разорялись и богатели. Думал я об этом с глубокой печалью. Теперь же понимаю, что лавка моя как раз такого размера, как мне надо и хочется. Я не ищу перемен, я не знаю, как это делается. Я слишком привык к самому себе.
- Но почему же вам сейчас-то не отправиться в Мекку? - спросил Сантьяго.
- Потому что я жив только благодаря мечте о ней. Разве иначе выдержал бы я все эти дни, неотличимые друг от друга; все эти полки, заставленные моим товаром; обеды и ужины в этой мерзкой харчевне? Я боюсь, что, когда мечта станет явью, мне больше незачем будет жить на свете..."
Но это сейчас! Когда почти всё уже позади, а впереди бесконечный тоннель в конце света. Но ведь была же и молодость?
Ага. Была. А тогда ворковали другие проповедники:
"- Тебе туда нельзя, Перчик, - сказал Ким. - Туда можно только людям, которые никогда о лесе не думали. Которым на лес всегда было наплевать. А ты слишком близко принимаешь его к сердцу. Лес для тебя опасен, потому что он тебя обманет.
- Наверное, - сказал Перец. - Но ведь я приехал сюда только для того, чтобы повидать его!
- Зачем тебе горькие истины? - сказал Ким. - Что ты с ними будешь делать? И что ты будешь делать в лесу? Плакать о мечте, которая превратилась в судьбу? Молиться, чтобы все было не так? Или, чего доброго, возьмешься переделывать то, что есть, в то, что должно быть?
- А зачем же я сюда приезжал?
- Чтобы убедиться! Неужели ты не понимаешь, как это важно: убедиться. Другие приезжают для другого. Чтобы обнаружить в лесу кубометры дров. Или найти бактерию жизни. Или написать диссертацию. Или получить пропуск, но не для того, чтобы ходить в лес, а просто на всякий случай: когда-нибудь пригодится, да и не у всех есть..."
Что ж, классиков всех эпох надо слушать, они своё отрабатывают сполна. Вот я и покорно-разумно прожил свою жизнь согласно их хитромудрым наставлениям. Ну... хотя бы выжил, и то фарт.
А мог бы и никого не слушать. И ринуться в гущу событий по методу: "Сперва ввяжемся в хорошую драку, а там видно будет..." И, вполне возможно, жил бы я сейчас в Японии и выглядел бы, примерно, как мой френд Володя со своим очаровательным семейством:
Но, блин, карма проклятая остановила! Не иначе. Что-то я в прошлой жизни, видать, активничал сверх меры - а вот в нынешней сижу живым моральным инвалидом, почитай, с самого детства. Все попытки к самостоятельности почти мгновенно пресекались Свыше. Ей-ей, оттуда, гадом буду.
Ну а с годами к моральной убогости и реальной богато добавилось :-) В итоге "Мактуб!", как говорили герои "Алхимика". И чтобы понять это, вовсе не нужно родиться арабом, как утверждал Торговец Хрусталём. Достаточно в просторах Российской Империи - и кем угодно.
P.S. Два этих фото взяты
вот в этом ЖЖ с разрешения хозяина. Фото под катом стырено внаглую - будет висеть до першего протеста...