Click to view
«Вот планета страдания. Я же − на ней.
А усталого вечера что мудреней?
Не согласен: день, полный покоем!
И хотя бы таких половина в году,
Но душа благодарна − уже не в аду!
С телом хуже, оно под конвоем.
Боже, сколько ж болячек... Ты тоже страдал?
Нам подобен, по Библии? Я угадал?
(Как трагически горы застыли!)
Правда, мнение ходит, что прокляты мы,
И в садах пересыльной эдемской тюрьмы
Человечество враз опустили...» ©
↑ Какой красивый город, где происходит действие!..
↑ А вот и "действие": беспощадная схватка диклониусов − Люси и Наны
И зачем я на "Горбушке" купил полный набор журналов "Аниме Гид"? Не иначе, как многоголосый Аманодзяку попутал.
Вначале радовало всё: отличная полиграфия, обилие разнообразнейшей информации (косплей, фильмы, фигурки, игры и многое другое), прекрасные фоторепортажи о Японии, эрудированные рецензенты (в том числе, сам Борис Иванов, автор "Введения в анимацию" и наш коллега по ЖЖ − увы, не пишущий уже третий год) плюс умный и тактичный главный редактор... Эйфория сия длилась ровно до прочтения комментария к безусловному шедевру "Могила светлячков" Исао Такахаты (№12, февраль, 2006 год, стр.43) от некоего г-на Косырина: "Для любителей развлекаться гуманизмом по отношению к телевизору и рассуждать о жестокости войны, потягивая пивко. Шесть баллов из десяти"...
Подобрав отвисшую нижнюю кусалку, я уже с некоторым испугом прочёл реплики справа-слева и с облегчением перевёл дух: отзывы оказались в высшей степени уважительными. Что ж, подумалось мне, возможно, в журнале царит абсолютная свобода самовыражения. Ну, типа, как в "Ебдо"... Хотя интересно, как восприняли бы сами японцы столь хамское откровение о трагичнейшем периоде своей истории? Тем более, от человека, который за это получил авторский гонорар. Впрочем, гадить туда, откуда кормишься − вообще в наших традициях. Хотя г-н Косырин живёт-проживает в далёком городе Торонто, но манеры оставил вполне совковыми.
После этого я продолжил чтение журналов уже с некоторой опаской, и было отчего: высокомерие, душевная глухота, а порой и откровенный наглёж вдруг полезли из каждой третьей статьи! Но так мило и скучно продолжалось лишь до обзора, посвященного "Печальной эльфийской песне" ("Elfen Lied", №15, июль, 2006 год, стр. 42-43). Здесь все маски были сброшены − начался жуткий шабаш:
− "Ширпотреб, тщетно пытающийся нас убедить, что кровожадные малолетки − суть высокоморально и очень художественно..." (А. Хачатурянц).
− "Неприхотливые подростки, это для вас! Тут и сиськи, и кровища, и даже, рассказывают, Глубокий Смысл: срочно в магазин!" (В. Шкарубо).
− "Основной сюжет сериала сосредоточен в гареме психически травмированного мальчика... сожительствующего с инцест-ориентированной двоюродной сестрой, контуженной дегенераткой-оборотнем и еще с очень несчастной бездомной девочкой, обладающей не менее несчастной собачкой..." (а сей перл от г-на А. Косырина).
− "Эльфийская песнь" со всеми ее немецкими названиями эпизодов и картинками "под Климта" в заставках − помесь низкопошибного трэша, снафф-эстетики и "мыла". Не ждите иного, и смотреть будет весело!" (М. Громов).
− "Похабная, от начала и до конца просчитанная безвкусица, апеллирующая к животным инстинктам. Мерзость, право слово!" − (а это лично В. Корнеев, главред, умный и тактичный...)
Никаким анализом здесь и близко не пахло: это был самый натуральный расстрел на месте с последующим добиванием штыками. Даже в совдеповских журналах подобное критическое зверство разрешалось нечасто и только с прямого указания весьма высокого начальства. Кто благословил спустить оголтелую репортерскую свору именно на "Elfen Lied" − для меня было загадкой. Ни малейшего и намека на хоть какой-то плюрализм и попытку разобраться − лишь сплошной град камней, плевков и оскорблений.
Однако нападение было организованно исключительно профессионально! Откровенно удивляло и другое: беспредельно не адекватная реакция! Ну чем так взбесила "Печальная эльфийская песнь" нашу мажорную критическую молодежь? Можно было вообще пройти мимо... Рядом имелась же очень даже хорошая рецензия на предельно хентайный "Уроцукидодзи-4", где шокинга неизмеримо больше. Немотивированная, беспричинная злоба − вот что поражала. Словно мы и они и впрямь уже две разные расы, и никаких рогов на черепе не надо...
Основательно обдумав возникшую ситуацию, я лично пришел к следующим выводам:
Итак, после третьего или четвёртого номера "Аниме Гид" неожиданно сменил главреда − им стал уже упоминавшийся Валерий Корнеев вместо Александра Тверезовского, который "не оправдал надежд издателей и спонсоров". А "вина" Тверезовского была лишь в том, что он попытался сделать достаточно серьезное аниме-издание. И эта попытка была немедленно зарублена на корню! Новый главный повернул курс на откровенное и скрытое развлекалово − подобное было знаковым действом для того времени (2004 год). Всё, что хоть как-то оказывало влияние на молодёжь, новоявленные апостолы "дискурса и гламура" немедленно пытались взять под свой контроль. Новое российское общество потребления строилось ускоренными темпами, и на японской анимации тоже попытались погреть руки. Рыночные бесы, узрев десятки тысяч только зарегистрированных аниме-комментаторов на сайте www.world-art.ru, уже предвкушали будущие барыши. Фальшивые "оригиналы" свободно прошедшего по нашему TV сериала "Сейлормун" продавались в киосках за бешеные деньги, на фигурки-гасяпоны цены накручивали в десятки раз...
Авторами материалов "Аниме Гид" в подавляющем большинстве были весьма самоуверенные молодые люди. Они сочиняли умелые, обстоятельные статьи − беда была в том, что положительно оценивались и пропагандировались исключительно те сериалы, которые не особо напрягали мозг и душу. Ловите кайф, получайте драйв, смакуйте фансервис, смейтесь и прикалывайтесь − но ни в коем случае не пытайтесь воспринимать происходящее на экране всерьез! Думать и чувствовать запрещается!
В любом другом периодическом издании подобная стратегия рано или поздно увенчалась бы успехом, но в данном случае не прошла. И именно попытка организовать прямую травлю "Elfen Lied" − одного из самых пронзительных и трагических зрелищ в истории мирового искусства − потерпела полный крах, ибо зрители и читатели неожиданно для бессовестных авторов журнала поверили не им, а своим чувствам и переживаниям.
Окончательное подтверждение я получил, когда увидел всё на той же "Горбушке" огромный плакат: "АНИМЕ − ЭТО МОДНО!" Все стало на свои места: новые гламурные хозяйчики жизни мгновенно попытались прихватизировать и абсолютно свободное Японское Аниме. Под теми же проверенными наглыми лозунгами: смотрите только прикольно-весёленькое, тусуйтесь до одури, пейте коку, жуйте каку, но − главное! − не принимайте увиденное близко к сердцу! И не пытайтесь думать − вредно для здоровья во всех смыслах...
[ К сожалению, подобные посевы дали свои всходы. Я недавно зарегистрировался на прекрасном сайте "www.animespirit.ru", где можно было смотреть-онлайн не только собственно аниме-сериалы, но и их дорамы! Полный восторг во всём... кроме комментариев. Создавалось впечатление, что их писали либо малолетние школьники, либо инфантильные тинейджеры, для которых аниме − это всего-навсего экзотические мультики. Типа Голливуда, но японского... ]
* * *
Сочинять основательную, достойную рецензию на саму "Печальную эльфийскую песню" − занятие, на мой взгляд, трудное и неблагодарное. Всё равно как, например, критически оценивать мастерство и технические недостатки автора картины "Иван Грозный убивает своего сына". Сериал буквально напичкан болевыми и шоковыми эпизодами − нисколько не похожими, допустим, на бесконечную мясорубку героев у Джорджа Мартина − в конце концов, знания о реальных средневековых зверствах (а не подлакированных, как у Стивенсона или Вальтера Скотта) мы сполна получили блягодаря Голливуду и почти к ним привыкли. А в "Elfen Lied" сталкивается деловая, равнодушная взрослая жестокость с ещё более страшной и отчаянной жестокостью детской в качестве мстительного, защитного ответа. И красная краска, которая, кажется, вот-вот брызнет прямо тебе в лицо сквозь экран монитора, действительно воспринимается настоящей кровью...
Сам основной сюжет не слишком сложен, его пересказать можно. В некой японской провинции вдруг обнаружилась загадочная зловещая человеческая мутация: неожиданно стали рождаться дети с наростами на черепе, похожими на рога. Они также похожи и на милые кошачьи ушки − но "роговая" дьявольская терминология торжествует: ведь эти наросты дополняются телекинетическими способностями! А для чего нормальному человеку телекинез как не для убийства и разрушения (во всяком случае, именно так мыслят власть предержащие)? Немедленно была создана засекреченная правительственная военизированная Организация якобы для изучения странного феномена − на самом же деле дети с мутагенными факторами насильственно изымаются у родителей и безжалостно уничтожаются. Не сразу, а после "строго научных экспериментов", разумеется, ибо "враг должен быть сначала использован и лишь потом уничтожен". Под "экспериментами" подразумеваются самые болезненные и жестокие пытки − чуть ли не с самого младенчества...
Однако руководители организации мыслят вообще глобально: по их мнению, родилась принципиально новая раса (названная диклониусами), которая неизмеримо могуче старой расы и неизбежно её истребит. Значит... а вот тут столько возможностей раскрывается для политиканов, столько перспектив!
Но всё это − с точки зрения взрослых и ответственных господ. А вот каково в результате их действий приходится детям − и диклониусам, и обычным! − по сути, и рассказывает сериал.
Сам он выстроен весьма стильно и необычно: начиная от рисунков в духе Густава Климта и до христианских мученических аллюзий:
Ах, да: были еще и обвинения в "порнографии", ибо картину поставила студиия "ARMS", действительно, связанная с подобной индустрией. Ну что же, можно показать самые-самые откровенные кадры:
И это всё в качестве эротики. Жестокости, в самом деле, много − но я уже объяснил её причины:
Разумеется, в "Эльфийской песне" есть действительно профессионально рассчитанные болевые моменты. Например, когда в финале последней серии потерянная Нана, оставшись без своего любимого папы, грустно бредет, куда глаза глядят... и неожиданно гремит голос: "Целься!.. Огонь!!" − да меня тут чуть было сердечный приступ не хватил. Думал, это по ней, оказалось − по Люси... А ведь создатели фильма вполне могли истребить всех, к этому дело очень даже шло. Однако четко вычислили, где нужно остановиться. Ведь Нана и Кота − два совершенно разных, но самых сильных центра сопротивления Злу. Уничтожь любой − и всё рухнет, из любимого и дорогого сериал превратился бы в откровенно ненавистный. А Люси-Ню... кто знает, может, она всё-таки уцелела, и это именно её тень мы видим в последнем кадре у входной двери? Хотя там вполне может оказаться и спецназовец-отморозок, одержимый идеей во что бы то ни стало выполнить приказ и убить...
Вот и всё, о чём с моей точки зрения есть смысл предварительно упомянуть перед тем, как возможному зрителю нажать на "play". Ну а дальше личный выбор каждого: оно вам нужно?
Множеству людей, как выяснилось, это оказалось не просто нужно − необходимо. Которые, несмотря на предсказанную глянцевым журналом страшную "апелляцию к животным инстинктам", напротив, духовно очистились после просмотра. Хотя что тут удивительного: ведь истинное очищение всегда бывает только через Боль. К сожалению, в нашей действительности именно "битие определяет сознание", а комментарии в защиту "Печальной эльфийской песни" для "World Art" явно писали мужчины и женщины, знающие о Страдании не по книжкам. В отличие от сытеньких, благополучных мальчиков из "Аниме Гид"...
И в заключении чуток сравнительной статистики от "World Art". Такое нынче положение вещей:
Сериал "Код Гиас: Восставший Лелуш (второй сезон)":
− проголосовало: 8231 человек
− написано комментариев: 366
− место в общем рейтинге: второе из 3017
Сериал "Врата Штейна":
− проголосовало: 6408 человек
− написано комментариев: 602
− место в общем рейтинге: третье из 3017
Сериал "Ван-Пис" (One Piece, свыше 770 эпизодов):
− проголосовало: 4796
− написано комментариев: 572
− место в общем рейтинге: восьмое из 3017
Сериал "Печальная эльфийская песнь" (Elfen Lied):
− проголосовало: 8050 человек
− написано комментариев: 1221
− место в общем рейтинге: девяносто шестое из 3017
P.S. В следующем посте я дам галерею образов диклониуса Наны − одного из самых отчаянных и ярких женских образов в мировом искусстве: