Объект 825 ГТС - Музей холодной войны

Oct 06, 2011 08:44



Бывшая подземная база подводных лодок в Балаклаве, более известная как Объект 825 ГТС - сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте.

ГТС или Городская Телефонная Станция - название объекта в целях конспирации. Он был построен в 1957-1961 годах. В настоящее время это самый крупный из всех рассекреченных военных объектов.


1. Объект 825 ГТС представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, а также арсенал, где хранилось в том числе и ядерное оружие. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода.


2. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.


3. Огромная подземная бухта могла укрыть бригаду из 14 подводных лодок проекта 615 и три тысячи человек - население всей тогдашней Балаклавы.


4. Саму Балаклаву в 1957 году закрыли. Секретность была на таком уровне, что большинство местных жителей, вплоть до 90-х годов, не догадывались об истинном назначении объекта. Официально это была городская телефонная станция.


5. Гуляем по длинным тоннелям. К счастью, есть возможность осмотреть весь объект самостоятельно.


6. В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей и автономно существовать 3 года.


7. На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь. А еще километры тоннелей!


8. Периодически, отходя в неосвещенные примыкающие коридоры, можно наткнуться на интересные вещи. Торпеда возле решетки вентиляционной шахты.


9. Минно-торпедная часть комплекса. Здесь проверяли и обслуживали боекомплект подводных лодок, проводили регламентные работы, после чего доставляли мины и торпеды в арсенал.


10. 505-метровый тоннель является наиболее масштабной частью объекта.


11. Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и, при необходимости, ремонтировать их.


12. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12 м, а высота арки канала - 18 метров.


13. Под землей довольно прохладно, температура около +12 градусов. Смотришь, как в канале плещется вода, и пытаешься представить себе, сколько же человеческого труда было когда-то затрачено на постройку всего этого!


14. Ящики, в которых хранилось вооружение, стоят за решеткой. Здесь на подводные лодки перегружали боекомплект.


15. Эта часть канала ведет к морю. В тоннеле тускло горят лампы накаливания, а где-то вдалеке виден солнечный свет.


16. Как я уже упоминал, выход при необходимости перекрывался ботопортом (плавучим затвором судопропускного сооружения), вес которого достигал 150 тонн.


17. Сухой док и макет подводной лодки, для ремонта которых этот док и был предназначен.


18. Он представляет собой железобетонный бассейн, отделенный от водного канала водонепроницаемым ворским затвором. Предназначался для ремонта торпедных дизель-электрических подводных лодок проектов А615, 613, 633 и 633РВ. Длина его составляет 102 метра, глубина - 8, ширина - 10 метров.


19. При постановке рабочие вводили корабль в заполненную водой доковую камеру, центровали его, после чего закрывали затвор. С помощью мощных насосов в течение 4 часов из дока откачивали воду, а подводная лодка опускалась и вставала на специальные постаменты. В течение дня ее корпус обшивался деревянными лесами, после чего начинались ремонтные работы, которые в среднем продолжались 3-4 недели.


После окончания ремонта док вновь заполняли водой, подводная лодка всплывала и ее выводили в акваторию Балаклавской бухты через другой выход.

20. Далее мы попадаем в арсенал - ремонтно-техническую базу по подготовке вооружения. Здесь хранились боевые головные части для торпед и ракет, в том числе и ядерные, а также проводились регламентные работы по обслуживанию и сборке изделий.


21. Арсенал состоит из локальной и технической зон. В локальной зоне размещались хранилище и зал для сборки, в технической - механизмы для автономной жизнедеятельности всего арсенала.


22. Шлюзовая камера предназначалась для защиты помещений от атомного взрыва.


23. Двухстворчатые арочные противоатомные защитные ворота. Выдерживают давление 60кг/см^2. Их створки сварены из листовой стали и заполнены бетоном. Общий вес каждой створки - 10 тонн, толщина - 60 сантиметров. Для движения створок внутри камеры установлены электроприводы.


24. Защитная герметичная дверь тоже изготовлена из листовой стали. По периметру имеет мощные резиновые уплотнения для герметизации проема. Вес - 480 килограммов. Чтобы не открывать створку двери каждый раз, она оборудована калиткой для прохождения персонала.


25. Еще один макет подводной лодки в музее.


26. Один из закрытых тоннелей. Сразу же вспоминается первый "Халф-Лайф" с самонаводящимися пулеметами. :)


27. По причине особой секретности объекта и высокой квалификации персонала, за все годы существования завода здесь не было ни одной "внештатной" ситуации.


28. Тележка для перевозки боекомплекта и поворотный круг.


29. Кабинеты с тяжелыми стальными дверями, где когда-то хранились компоненты ядерного оружия.


30. Внутри одного из них. Защитная створка может перемещаться влево-вправо по направляющим.


31. Из нескольких помещений арсенала сейчас сделано что-то вроде музея.


32. Макет дизельной подлодки проекта 613 в разрезе.


33. Нос лодки. Торпедный отсек.


34. Жилые помещения и аккумуляторные батареи под ними.


35. Пульт управления станции "Садко" с подлодки проекта 690 "Кефаль" для обслуживания систем гидравлики, воздуха высокого давления, погружения и всплытия.


36. "Не стой под грузом!"


37. Действующая радиоуплавляемая модель противолодочного корабля.


38. Головная часть торпеды.


39. Один стук - "как себя чувствуешь?", шесть стуков - "вкл. ЛОХ". :)


40. Черный ящик, он же оранжевый бортовой аварийный самописец с бомбартировщика-ракетоносца ТУ-22М3


41. Главная понижающая подстанция в технической зоне арсенала.


42. Когда гуляешь по основным коридорам, то с виду все хорошо, но стоит свернуть чуть в сторону...


43. Еще одна тележка для перевозки опасных грузов.


44. Рельсы ведут к дополнительному выходу, через который в арсенал завозили все необходимое, а также заходил личный состав.


45. Выход тоже защищен противоатомными воротами. Чтобы не открывать тяжелые створки каждый раз, для прохода персонала был сделан небольшой технический коридор, слева виден вход в него.


46. Вот такой вот необычный объект нам довелось посетить в тот день!


Точки съемки
Ссылка на карту, там можно посмотреть, где были сделаны фотографии.

При написании использовался текст с сайтов:
wikipedia.org
ЖЖ alexdoomer2009
ЖЖ travelworld

Крымский полуостров 2011
Сводный пост путешествия

Понравился пост? Нажмите на кнопку! Один клик, а мне приятно! :)

2011 Крым, Путешествия, Подземелье, Музей, Украина, Крым, 2011, Военный объект, Техника, Техноген

Previous post Next post
Up