Горловка. Большой ртутный путь. Часть первая.

Oct 19, 2009 08:37

Горловские ртутные карьеры можно смело считать одним из чудес не только Донбасса, но и Украины. Однако они все же не пользуются большой известностью. В почете больше средневековые церквенки и обветшалые замки, но никому и в голову не приходит включить в туристические маршруты индустриальные достопримечательности. А ведь посмотреть есть на что! В субботу, наконец, я осуществил свой план увидеть эти гандиозные следы деятельности человека.
В Горловку прибыл утром. На вокзале встретился с местными ртутными сталкерами. Путь обещал быть непростым и долгим, так и получилось в итоге. Прошли мы в общей сложности около 30 километров и посмотрели не только карьеры, но и останки ртутного комбината, а также немало депрессивных, мрачных окраин.
Горловку смело можно назвать городом контрастов. Тяжелая промышленность, грязные производства и склады, забитые химическими отходами здесь соседствуют с прекрасной природой. Причем все это находится в черте города. Первым живым существом, которое мы встретили по дороге на карьеры была белка. Надо заметить, довольно жирная. Появилась она так неожиданно, что я даже не успел ее запечатлеть.

Путь наш пролегал через рощу и балку. Затем вышли к берегу пруда, где с удочками сидели сонные похмельные рыбаки.







К карьерам ведет прекрасная дорога. В Горловке таких не очень много. Довольно странно, учитывая тот факт, что карьеры давно заброшены. Впереди уже видны породные отвалы. Терриконы, только не традиционные, черно-красные, а желто-серые, из песчанника и гранита.




Вблизи они не производят столь апокалиптичного впечатления, как терриконы угольных шахт и кажутся чем-то почти естественным.




У подножья отвала проходит действующая железнодорожная ветка




У въезда в карьер сохранились руины каких-то строений.







Руины украшают грозные надписи




Спуск в карьер когда-то был асфальтирован. Теперь покрытие сохранилось весьма условно.




Постепенно начинает открываться вид на карьер. Еще ничего не видно толком, но понимаешь, что сейчас твоему взору предстанет нечто грандиозное.




Через миг - величественное зрелище. Убогая тысячегривневая мыльница не способна вместить в себя даже десятую часть этого вида. Там нужно быть! Стоять на краю 180-метровой пропасти и видеть эту исполинскую чашу, затянутую утренней дымкой.




Карьер Чегарники. 180 метров. Самый глубокий из карьеров Никитртути.




Насладившись видом сверху, спускаемся вниз по широкому, почти пологому серпантину. Когда-то он служил дорогой для "Белазов". Они казались на дне карьера букашками. Среди множества камешков и камней попадаются куски породы с алыми кристаллами - киноварью. Она-то и являлась сырьем для производства ртути. Сохранил камешек на память.




На дне карьера частенько выкладывают из камней различные надписи. Кого только тут не бывало! И футбольных фанатов...




...и даже фанатичных христиан




Назначение этой конструкции так и осталось для меня загадкой







Эта дыра в склоне карьера - остатки штрека древней шахтенки, которую со временем "сожрали" гигантские Чегарники.







На дне стоит абсолютная тишина и нет связи на мобильном. Кажется, будто ты находишься где-то в горах, в затерянном ущелье, а вовсе не посреди большого промышленного центра.




Немного отдохнув в тиши, начинаем долгий путь наверх. Теперь наша цель - Никитовский ртутный комбинат. Вернее, то, что от него осталось. Не буду читать лекцию по истории ртутного производства в Горловке - в сети полно информации об этом. Скажу лишь, что теперь состояние отрасли можно описать коротким, но емким словом "пиздец". Ее попросту нет.
Сразу за карьером начинаются дачи и жилой массив Бессарабка. Его жители наверняка довольны тем, что их дома больше не сотрясают взрывы, и не летят облака ртутной пыли. И все же, даже теперь, жить тут весьма и весьма вредно.
Интересно, полезное ли молочко дают эти козы, щиплющие травку на краю Чегарников?




Впрочем, не верьте киевским журналистам. Шестиногих животных тут нет.




А эта стремная труба ни что иное, как канал Северский Донец - Донбасс. Да-да, на самом деле мы пьем воду из огромного ржавого водопровода, это только у самого Донецка он становится действительно похожим на канал.




Попадаем в жилые кварталы Никитовского района. Тут очень мило - невысокие сталинки, зеленые дворы с уцелевшими каруселями. По городу до сих пор курсируют покрашеные автобусы "Лиазы". А я-то думал их уже давно все на металлом порезали. И еще тут сохранились обалденные магазины из прошлого. В Донецке таких уже нет.




Здесь продается самый вкусный в мире пирог-медовик. Ради него стоит когда-нибудь еще сюда вернуться.




А мы идем дальше, к комбинату. Путь нам предстоит долгий и мрачный.

Продолжение скоро!

Горловка, ртутные карьеры, Донбасс

Previous post Next post
Up