3.III.1918. Брестский мир

Apr 14, 2016 20:35


С того момента, когда немцы чётко дали понять, что им не интересен "мир без аннексий и контрибуций", большевики сделали ставку на затягивание переговоров. В надежде на внутренние проблемы Центральных Держав и неспособность германской армии к активным боевым действиям. Но не стоит пытаться пересидеть противника, если почва у тебя под ногами проваливается быстрее, чем у него. Игра обернулась дополнительными территориальными потерями и скатыванием страны в череду новых войн.

В начале января аппетиты Центральных держав ограничивались отторжением от России оккупированных ранее польских губерний и территорий, включённых в Ober Ost. С подписанием в конце месяца договора с УНР появилось требование признания суверенитета Украины. Дальнейшее следование тактике выжидания того, что всё само - собой образуется, стоило Республике Лифляндии с Эстляндией.





Или открыть карту в новом окне

16 февраля 1918 г. германское командование, обеспокоенное угрозой разгрома своего новоиспечённого украинского союзника, передало советскому представителю в Брест-Литовске официальное уведомление о том, что действие перемирия прекращается с полудня 18 февраля. И тут выяснилось, что боеспособность потеряла как раз "Российская революционная армия". Немецкое наступление встретило самое минимальное сопротивление. В тот же день, отрядом всего в сотню штыков занят Двинск - позорное окончание славной обороны. 21 февраля кирасирский полк поездом (!) прибывает в Минск, оставленный красными двумя днями ранее. И так по всей линии фронта. 5 дней немецкие и австрийские войска продвинулись в глубь российской территории на 200-300 км. Как тут не вспомнить Троцкого: "войну прекращаем, мира не заключаем, армию демобилизуем". Уместно сразу же процитировать человека, который сменил его на месте главы советской делегации - Г.Я. Сокольникова: "Фактом демобилизации своих войск Русская революция как бы передала свою судьбу в руки германского народа".


Состояние дел не было секретом для Совнаркома. Инструкции Троцкому "Держимся до ультиматума, потом сдаём" давались не от избытка уверенности в своих силах. Уже в ночь с 18 на 19 февраля Ленин шлёт в Берлин радиограмму: "… Совет Народных Комиссаров видит себя вынужденным подписать условия мира, предложенные в Брест-Литовске делегациями Четверного Союза. Совет Народных Комиссаров заявляет, что ответ на поставленные германским правительством точные условия будет дан немедленно".

"Точные условия" советскому курьеру вручили 22 февраля, и они были куда жёстче первоначальных. Но деваться уже было некуда. Немцы взяли Псков - возникла реальная опасность Петрограду. Описание внутрипартийной борьбы в советской правительстве по поводу принятия германского ультиматума выходит за рамки темы. Для нас важно, что мирный договор между "Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией - с другой" всё-таки был подписан 3 марта 1918 г.

Статья III этого документа гласила:

"Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под ее верховной властью: установленная линия обозначена на приложенной карте..., являющейся существенной составной частью настоящего мирного договора. Точное определение этой линии будет выработано русско-германской комиссией.

Для означенных областей из их прежней принадлежности к России не будет вытекать никаких обязательств по отношению к России.

Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением."

Её дополняла Статья VI:

"Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами Четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской Красной гвардии. Россия прекращает всякую агитацию или пропаганду против правительства или общественных учреждений Украинской Народной Республики.

Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии. Восточная граница Эстляндии проходит в общем по реке Нарве. Восточная граница Лифляндии проходит в общем через озеро Чудское и Псковское озеро до его юго-западного угла, потом через Любанское озеро в направлении к Ливенгофу на Западной Двине. Эстляндия и Лифляндия будут заняты германской полицейской властью до тех пор, пока общественная безопасность не будет там обеспечена собственными учреждениями страны..."

На Минскую губернию немцы не претендовали, считая её временно оккупированной Российской территорией, которая будет очищена, "как только будет заключен всеобщий мир и проведена полностью русская демобилизация".

Но границу с УНР ещё предстояло установить, а Киев проявлял заметный интерес к южным уездам Минской губернии. Подогреваемый теми же самыми немцами, передавшими Полесье под украинское управление (за исключением Полесской железной дороги, контроль над которой они оставили за собой).

Впрочем, ни из этого факта, ни из текста мирного договора, поддержка украинских претензий Германией ещё не следовала. Так же, как не несла за собой никаких обязательств передача части белорусских территорий под контроль 1-го Польского корпуса.

Сводный пост темы: Административно-территориальное деление белорусских земель (оглавление)

ТЕРРИТОРИИ, Границы, Карта, Россия, Литва, Германия, Украина, 1_Мировая, Латвия

Previous post Next post
Up