На левом фланге Западного фронта сложилась крайне неприятная ситуация. Здесь был потерян важнейший транспортный узел - Барановичи. В результате оборвалась связь между Московско-Брестской (Александровской) и Привисленскими железными дорогами. Пришлось срочно городить объезд через Хвоево-Снов-Сянявку-Буды (позднее - через Ганцевичи).
или открыть в новом окне Упоминается о существовании узкоколейки от Хвоево дальше на север на Кореличи. Но, скорее всего, начиналась она не в Хвоево, а в Погорельцах (чуть западнее) и шла через Чернихово. А вот насколько далеко - утверждать не берусь.
Имелась так же узкоколейка от полустанка Осиповщина в Жуховичи.
Ещё одна военно-полевая дорога пролегла от станции Малькович Полесских железных дорог на Юзефины. А вот лесовозная ветка от Лющи на Чучевичи строилась с 1905 по 1908 г. Во время Второй мировой войны продлена до отметки в 30 км. Впоследствии доходила до Гоцка. Разобрана в 1987 - 1991 г.г.
Весьма пригодилась бы армии существующая ныне дорога широкой колеи Осиповичи-Слуцк-Барановичи. Но перед Первой Мировой она доходила лишь до Уречья. Даже до Слуцка она дошла только в 1915 г. и то в виде узкоколейки. На широкую колею этот участок перешили годом спустя. До Тимковичей (то есть почти до границы СССР) дорогу протянули к 1936 г. После "Освободительного похода" рельсы решили довести до Барановичей, но сделали это уже немцы в 1942 г. Так что ветка содержит в себе наследство двух мировых войн.
Самая длинная военно-полевая узкоколейка в полосе Западного фронта находилась на самом юге, за Припятью (на территории современной Украины). Она шла от станции Дубровница на Хиночь, далее шла вдоль фронта на север и разворачивалась к Заречному. От ст. Хиночь имелась ветка на Антоновку. Общая протяжённость путей составляла 150 км.
Прекрасно понимая ценность Барановичей, немцы развернули в окрестностях активное строительство, как
фортификационное, так и железнодорожное. К северу и к югу от города появились две развитые сети узкоколеек (600 мм).
На севере перегрузочной станцией стала Новоельня, расположенная на полпути между Барановичами и Лидой. Вернее, станция на тот момент называлась Новогрудок. И именно к Новогрудку и далее на Любчу, к Неману, пролегли рельсы. Имелось так же ответвление на Кореличи. А от станции Зарой отходила на юг рокада, доходившая почти до Баранович - до станции Домашевичи. Общая длина путей достигала 139 км.
Рокада полякам оказалась особо не нужна и постепенно была разобрана. На карте 1929 г. она ещё присутствует, а в 1932 г. - уже нет. А вот путь на Новогрудок (ставший центром воеводства) и Любчу продолжал функционировать. После присоединения Западной Белоруссии к БССР узкоколейка вошла в состав Брест-Литовской железной дороги, а с 1947 г. - Белорусской железной дороги. Более того, в 1957 г. пути перешили с немецких 600 мм на 750. Парк паровозов в это время располагал 5 локомотивами. Однако, уже в 1966 г. дорогу закрыли.
Ещё сто лет назад основной гужевой путь из Варшавы в Москву вовсе не шёл через Минск и Смоленск (параллельно Александровской железной дороге). Миновав Щару, он поворачивал на Слуцк и далее на Бобруйск и Рославль. Эта дорога проходила несколько южнее Барановичей. И немцы не преминули воспользоваться ей для прокладки узкоколейки на участке от Грудополья до Вельке. От прямой как стрела дороги расползались ветви на Остров, Рогачи, Липск, Кривошин. С дорогой широкой колеи узкоколейка сообщалась линиями Барановичи-Завинье и Лесная- Миловиды. Максимальная длина - 130 км. Активно использовалась поляками, но к началу Второй Мировой уже частично разобрана (в частности ветка на Лесную).
Поляки так же построили своеобразное "продолжение" этой сети (хоть и не сообщающееся с ней) - узкоколейку от Рейтаново (ст. Гончары) вдоль автодороги до границы с СССР (в сторону Филипповичей). Но это уже межвоенное творчество.
Наконец, самый протяжённый на данном ТВД "фельдбан" немцы соорудили в низинах Припяти. Он начинался на станции Ивацевичах Александровской железной дороги, пересекал Полесские железные дороги в Иваново (Янов-Полесский), заходил в Камень-Каширский и выходил на ветку Сарны-Ковель в районе Гривяток. После Рижского мира со временем вобрал в себя упомянутые выше русские военно-полевые узкоколейки от Мальковичей на Юзефины и Дубровница-Антоновка-Хиночь-Заречное и успел снова потерять последнюю. Максимальная длина составляла 267 км. На 750 мм не перешивался и после Второй Мировой официально работал, но местные перевозки с конной тягой осуществлялись.
Насыпь от Ивацевичей до Телеханов впоследствии использовалась для прокладки узкоколейки Ивацевичского ЛПХ. Ныне так же разобрана.
В немецком тылу разветвлённая лесовозная сеть возникла в Беловежской пуще. Движение сохраняется до сих пор.
Уездный город Пружаны в 1916 г. получил узкоколейку до ст. Ораничи Александровской железной дороги. От Картузской Берёзы (Берёза-Картузская) небольшая сеть дорог (до 49 км) разбежалась на северо-северо-запад. Возник ещё целый ряд коротких лесовозных узкоколеек, в большинстве своём не переживших 1920-е годы.
Русской армией в нашем регионе было построено около 500 км военно-полевых дорог. Общая протяжённость "фельдбанов" мне неизвестна, но цифра должна быть заметно больше. Только основные сети (Видзенская, Сольская, Новогрудская, Барановичская, Ивацевичская, без учёта Свенцянской и Беловежской) дают 750 км. Если добавить мелкие и лесовозные - выйдем на тысячу. Итого полторы тысячи километров военно-полевых дорог. И это в основном за один 1916 г. (хотя кое-что строилось и в 1915 и в 1917 г. г.). Для сравнения - эксплуатационная длина Белорусской железной дороги - около 5,5 тысяч км.
сводная запись темы "Узкая колея"